Определение понятий Монолог и Диалог.-15 мин.
Виды монологов и диалогов.-15 мин.
Примеры речи в диалоге и монологе.-15 мин
Выполнение творческих игр и упражнений.-15 мин.
Подведение итогов занятия.
1. Люди общаются между собой при помощи речи, учатся и развиваются. Устная человеческая речь делится на два основных вида: монолог и диалог. Что же это значит? Слово монолог произошло от греческого слова МОНО – один, и поэтому этим словом люди стали называть речь одного человека; а слово диалог произошло от слова ДИА – речь или беседа двоих людей.
Подумайте и скажите, как можно назвать наше с вами общение сейчас, когда я говорю, а вы внимательно слушаете?
А если я начну с кем то из вас разговаривать, то как мы это назовём?
Молодцы! А сейчас я прочитаю вам два разных литературных произведения, а вы определите, к какому виду речи они относятся.
1. Мама с папой – моя родня, нет родни родней у меня.
2. И сестрёнка родня, и братишка, и щенок лопоухий – Тишка.
3. Я родных своих очень люблю, скоро всем подарки куплю.
4. Папе будет моторная лодка, маме в кухню – волшебная щётка,
5. Молоток настоящий братишке, мяч – сестрёнке, конфетка – Тишке!
6. А ещё есть друг у меня, друг Серёжка мне тоже родня,
7. Я к нему прибегаю с утра, без него мне игра не игра.
8. Все секреты ему говорю, всё на свете ему подарю!
Понравилось вам стихотворение?
Как вы думаете, от чьего лица рассказывается это стихотворение?
О чём рассказывает мальчик? Есть ли у мальчика собеседник?
Как мы назовём его речь? Почему? Вы правильно определили, что этот образец речи относится к монологу, т.к. мальчик рассказывал о своей семье, ни с кем не беседуя, в форме повествования. Ну что ж, послушайте ещё одно произведение:
|
Д. Габе «Работа»
Сегодня воскресенье, но папа с мамой работают с самого утра.
Мама убирает квартиру. Папа чинит окно.
- Ты почему бездельничаешь? – спрашивает папа.
Мне обидно до слёз.
- Мам, дай сумочку, я в магазин пойду.
- Держи, - говорит мама и даёт мне сумку.
Я всё купила правильно: и хлеб и простоквашу. Только вот сдачу куда - то задевала.
- Ничего, - говорит папа, - переживём. В следующий раз будешь внимательнее, а пока вот тебе лейка. Поливай цветы.
Я стала поливать цветы, всё полила, только на пол пролила немножко.
- Ничего, - говорит мама – это не страшно. Лужу я сейчас вытру, а пока вот тебе веник и совок. Подметай.
Я стала подметать, споткнулась и ударилась коленкой.
- Не страшно, - говорит папа, - коленка заживёт. Главное, что ты сегодня работала.
О чём говорится в этом рассказе? От чьего лица он рассказывается? О чём рассказывает девочка? Есть ли у девочки собеседники? Кто?
Как мы назовём речь людей в этом рассказе? (диалогическая речь).
Ребята, а как бы вы охарактеризовали детей из стихотворения и рассказа? Выслушиваем мнения детей – мальчик очень добрый, хороший, любит своих близких, друзей; девочка послушная, заботливая, трудолюбивая и т.д. Расскажите, а как вы относитесь к членам своей семьи, есть ли у вас обязанности, дают ли вам поручения, и как вы их выполняете? Предложить детям для закрепления темы придумать и нарисовать символы монологической и диалогической речи, например в виде лиц гномиков или детей.
Монолог – это развернутое высказывание одного человека. В переводе с греческого моно – «один», логос – «речь».Особенности монологической речи (монолога): человек говорит, его слушают, но не отвечают. Цель монолога – донести нужную информацию до слушателя, иногда монолог – это разговор с самим собой. Примеры ситуаций, в которых может возникнуть монолог: учитель объясняет урок, доклад или презентация, выступление, поздравление, диктор на телевидении. Все мы часто используем монолог при рассказе интересных историй или при составлении рассказа по картинкам на уроке русского языка.
|
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. В переводе с греческого диалогос – «беседа». Диалог состоит из реплик. Репликой называют слова, обращенные к собеседнику. На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире.
В жизни мы чаще всего пользуемся диалогами, ведь общение между людьми подразумевает обмен информацией или мнениями о том или ином событии. Для диалога необходимо, чтобы собеседники владели информацией.
Примеры ситуаций, в которых может возникнуть диалог: врач и пациент, учитель и ученик, продавец и покупатель, детские игры.
Большая часть диалогов состоит из вопросов и ответов.
2.ВИДЫДИАЛОГА:
Диалог — вид речевой коммуникации, состоящий в последовательном обмене репликами двух и более участвующих сторон.
Беседа — вид диалога, ориентированный на обмен информацией в ходе общения.
Разговор — разновидность беседы, использующаяся в межличностном общении.
Интервью — разновидность беседы, при котором преимущественно одна из сторон задает вопросы с целью получения необходимой информации. Может реализовываться как в межличностном, так и в социально ориентированном общении.
|
Пресс-конференция — разновидность беседы в социально-ориентированном общении, заключающаяся в ответах на вопросы представителей средств массовой информации.
Брифинг — краткая пресс- конференция, посвященная одному вопросу.
Обсуждение — вид диалога, представляющий собой разбор и оценку рассматриваемой проблемы в ходе общения.
Дебаты — обсуждение проблемных вопросов жизни и деятельности организации, региона, страны с конкретными предложениями, выводами по обсуждаемым проблемам.
Прения — индивидуальные регламентированные публичные выступления с изложением мнений, предложений по обсуждению темы доклада.
Спор — вид речевой коммуникации, характеризующийся столкновением точек зрения участвующих сторон.
Диспут — публичный спор с целью выработки однозначной позиции по какой-либо проблеме. Решение но результатам диспута принимается либо арбитром, либо путем общего голосования.
Дискуссия — вид спора, в рамках которого обсуждается проблема, с целью поиска оптимального (истина) или достижения взаимоприемлемого решения (компромисс).
Полемика — вид спора, направленный на победу, утверждение одной точки зрения относительно предмета спора.
ВИДЫМОНОЛОГА:
По драматургической функции монологи бывают нескольких видов:
· технический монолог, рассказ героя о событиях, уже произошедших либо происходящих в настоящее время;
· лирический монолог, повествование героя, раскрывающее его сильные душевные переживания;
· монолог-размышление, или монолог-принятие решения, монолог в условиях жесткого выбора, требующий принятия какого-либо ответственного решения, при котором герой излагает самому себе аргументы «за» и «против».
· по литературной форме:
· апарт, несколько слов в сторону, характеризующих состояние персонажа;
· стансы, поэтические размышления героя (характерно для драматургии Классицизма);
· диалектика рассуждения, монолог, представленный как логически выстроенная последовательность смысловых и ритмических оппозиций;
· поток сознания (внутренний монолог, не путать с одноименным термином Системы Станиславского), повествование, представляющее свободное течение мысли героя, не требующее очевидной логики и не заботящееся о литературном построении речи;
· авторское слово, непосредственное обращение автора к публике, как правило, через какого-либо из персонажей;
· диалог в одиночестве, диалог героя с божеством, либо обращение к другому персонажу пьесы, который или не слышит его, или не отвечает.
3.ПРИМЕРЫРЕЧИ В ДИАЛОГЕ И МОНОЛОГЕ:
Физкультминутка.
Раз – поднялся, потянулся,
Два – согнулся, разогнулся,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Диалогические скороговорки:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь!» (мама Мышь сторожится)
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише». (произносит громким шёпотом, улыбаясь)
Встретил петушок кота (эмоция - радость)
И спросил его тогда:
Почему ты черный, кот? (эмоция - удивление)
Лазал ночью в дымоход. (произносит гордо)
Почему сейчас ты бел?
Из горшка сметану ел. (говорит улыбаясь и довольно)
Почему ты серым стал?
Пес меня в пыли валял. (говорит обиженно)
Встретил в чаще ё ж ежа:
Как погодка, ёж? Свежа!
(говорят все вместе) - И пошли вдвоём, дрожа,
Скорчась, съёжась, два ежа.
Скороговорка-монолог"Кто хочет разговаривать":
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Выполните творческие задания. Прочтите текст диалогов и монологов.
4.Творческие задания. Тексты для чтения:
Стихотворения монологи:
Я НЕ РЫЖАЯ!
Мне мама сказала, что жизнь – это чудо
и имя дала мне красивое Люда:
"Чтоб людям мила была, пусть почитают".
Вот только девчонки про это не знают.
Лишь я за порог, слышу: «Рыжая!!! Где ты?
Какие смешные твои сандалеты
и бантик в косичке – ну, прямо принцесса!»
Мне очень обидно. Умру я от стресса.
За что так со мною? Играть не берёте...
Красивая я! Всё вы, девочки, врёте!!!
Вы сами-то... сами! Подумаешь... крали!
(в журнале у папы мы лучше видали).
И дядя Серёжа сказал по секрету,
что лучше меня в мире девочки - нету
(а он, между прочим, знаток в деле этом -
на свадьбе четвёртой гуляли мы летом).
И осень, и Солнце со мной в одной гамме.
Не буду, пожалуй, дружить с малышами
По мне, так веснушки меня украшают.
Я вовсе не рыжая! Я - ЗОЛОТАЯ!!!
ВОЛШЕБНИК
Признаюсь вам честно - я просто волшебник!
В раскраску могу превратить я учебник.
А коль постараться - портфель неуклюжий
легко трансформирую в мостик для лужи.
Зимой, например, воду в банке без крышки
за час, с небольшим, превратил я в ледышку.
На днях мамин паспорт подверг испытанью -
моложе меня мама стала случайно.
Из старого термоса вышла ракета!
Ага! Сто пудов гарантирую это.
Не зря же вчера я у папы подпольно
тротил одолжил (рыбы будут довольны).
Сейчас вот пойду запускать с космодрома...
Ой! Кажется, надо смываться из дома!
Мое волшебство против папы ничтожно.
Меня превратит он в полено, возможно.
За меньшее мне нагорало в то лето,
и попа моя превращалась в котлету.
Отцу прекословить? Вопрос неприемлем!
Я только учусь... А вот папа мой - Мерлин!!!
Р.Рождественский "Алешкины мысли"
Вся жизнь моя (буквально вся!)
пока что —
из одних «нельзя»!
Нельзя крутить собаке хвост,
нельзя из книжек строить мост
(а может, даже — замок
из книжек
толстых самых!)
Кран у плиты нельзя вертеть,
на подоконнике сидеть,
рукой огня касаться,
ну, и еще — кусаться.
Нельзя солонку в чай бросать,
нельзя на скатерти писать,
грызть грязную морковку
и открывать духовку.
Чинить электропровода
(пусть даже осторожно)…
Ух, я вам покажу, когда
все-все
мне будет можно!
Монолог кошки. (Монолог – рассуждение)
– Да ты попробуй, поживи, как кошка… Что ты нам завидуешь? Ну, да, да – спим когда хотим, где упадём, кормят за просто так, за ушком чешут… Почеши, кстати… Ну, и что? А еду, ты когда-нибудь выпрашивала? Унижалась, в ногах валялась,за шматок сырой курицы? Ты есть захотела – пошла, открыла, взяла… сыру вон себе навалила полную тарелку, да ещё с виноградом этим гадостным. Дай кусок! Да не винограду вот, глупая. Виноград разве бывает кусками? Он или гроздьями, или ягодками отдельными. А вот сыр – он кусками…
– О чём, бишь я? Да нет, я не голодаю, что ты сразу обижаешься – недокармливаю, недокармливаю! Но хочется ведь не по часам! Не по расписанию! Не утром и вечером, строго в восемь и опять в восемь! Мы что, в армии? Что ты там пьёшь? Фу! И почему вот, кстати, спросить, ты мне молока не даёшь? А? Во всех книжках, значит, котику молочко… Ми-миска молока… мимо не налей! Ах, понос! Да,с чего ты взяла? А с кефира не понос? Ну, вообще-то да, с кефира нет, сколько уж я его выпила. Зато к тебе никто не врывается в туалет! В любой момент, и даже не постучавшись…
– А восемнадцать часов спать знаешь как тяжело? Кто-то, видите ли, посчитал – а нам теперь отдуваться. Уж мы изворачиваемся, как можем, дробим сон – полчасика здесь, часик там. А,как много я всего не понимаю? Слыхала, про "принцип кошки"? Это "когда кошка сомневается – она вылизывается". А сомневаются – когда информации мало, или она неполная, или просто - объяснили плохо. Ты замечала, сколько я на это времени трачу? Думаешь, мне, домашней – столько нужно, чтоб умыться? Ха! А "закон кошачьей безысходности"? Вот куда ты меня с колен ссаживать, куда… А-а… ванна у тебя набралась. Ну, пойдём, я посижу там, с тобой. Ты здесь, а домовой там, пароль уже подбирал. Я его - шуганула. У меня в каждом ухе по тридцать два мускула, чтоб поворачивались, как душе моей будет угодно – конечно, я его услышу, пусть и не рассчитывает, втихомолку тут пакостить. Глупый. Язык мне показал. Да, ты их не видишь. А оно тебе надо? Маленький, лицо как картофелина со дна мешка, полежалая и привядшая, глазёнки бегают… – Да не брызгайся ты на меня! Нет, не боюсь я воды, вот глупость какая… просто… Тебе вот приятно, если на тебя неожиданно брызнут? Давай уже спать. Ну, пойдём, пойдём… Я тебе помурлычу. Ну да, ты у меня сообразительная – хвостом не укроешься, хоть справа налево его положи, хоть как. Пусти под одеяло. Что я, поспать не могу по-человечески, с комфортом? Вот так… и погладь. Разбужу я тебя, разбужу, не проспишь. Спи, давай. Глазки закрываются… Мяса мне завтра, что ли, купи. И себе. Попируем…