Система декорации русского храма. Расположение мозаик и фресок Софийского собора и Десятинной церкви в Киеве.




Система росписи православного храма.

Русские храмы расписываются и читаются сверху: верхняя часть и потолок символизируют небеса, нижняя – землю. В куполе изображение Христа Пантократора или Троицы. В барабане изображали праотцов или ветхозаветных пророков. На сводах писали главные церковные праздники (Рождество Христово), в алтаре – Богоматерь.

Фрески располагались ярусно:

· Сначала евангельские события (земная жизнь Христа).

· Апостолы и сюжеты их деяний.

· Один из ярусов посвящён святому или празднику, которому посвящён храм.

На западной стене – храмовая летопись: здесь написано, когда, при каком митрополите был построен храм, кто и когда писал и заказывал фрески, кто заказчик. Также изображали композицию Страшного суда. На опорных столпах изображали в полный рост святых воинов и мучеников.

Расположение мозаик и фресок Десятинной церкви.

Церковь Богородицы, названная Десятинной церковью, была освящена в 996 г. Находилась в Киеве. Это первая церковь на Руси, построена князем Владимиром. Церковь погибла в 1240 г. О её устройстве можно узнать лишь из отрывочных документов и по материалам археологических раскопок.

В центральной части купола была мозаичная фигура Пантократора, алтарную апсиду украшала мозаика с Богоматерью Орантой. Алтарь и купол украшали мозаики, основной объём был расписан фресками, авторства греческих мастеров. Единственный фрагмент, дошедший до наших дней – лик святого с широко открытым глазом.

Несомненно, мозаики и фрески Десятинной церкви разнообразны и многочисленны, но нет и шанса даже на приблизительную реконструкцию. Были повествовательные циклы, посвящённые евангельским событиям, житию Богоматери, деяниям Иоанна Предтечи, апостолов и святых. С большей долей вероятности можно восстановить лишь сюжет, связанный с папой Климентом.

Расположение мозаик и фресок Софийского собора.

Софийский собор, 1037 г., Киев. Пятинефный, крестовокупольный, окружён двойным кольцом галерей и увенчан 13 главами. Вся центральная часть собора украшена мозаикой, остальная часть – фресками и росписями. Эти изображения - памятники Руси и Византии (константинопольская художественная культура). Программа росписи Софии целостна и взаимозависима.

В центральном куполе в медальоне изображён Иисус Пантократор – Вседержитель, Владыка мира и грядущий Судья. Вокруг него четыре архангела, как придворное воинство грядущего явления. Простенки окон барабана обычно отводились под фигуры пророков, однако в Софии на этом месте изображены 12 апостолов – исключительный случай. Специально для реализации этой задумки в барабане сделали не 8 окон, как обычно, а 12. Таким образом, можно наблюдать иерархическую систему (божественной благодати, исходящей от Вседержителя). Появляется нова для византийского искусства литургическая тематика – в парусах мозаики с изображениями 4 евангелистов. Между фигурами евангелистов в восточной подпружной арке располагается медальон с образом Иисуса Христа Иерея, что подчёркивает связь между Небесной и Земной литургией. В конхе апсиды – фигура Богоматери Оранты. Благодаря кусочкам смальты присутствует эффект золотого (божественного) свечения. Руки подняты в молении – Богоматерь Нерушима стена, Заступница. Тема заступничества фигурирует и в Деисусе, который находится на триумфальной арке над конхой апсиды. В трёх медальонах изображены Вседержитель и обращенные к нему в молении за людей Богоматерь и Иоанн Предтеча. Крещатый нимб Христа заполняет всё пространство медальона и символизирует щит веры. Нижняя зона алтаря поделена на 2 уровня: тема верхнего уровня – «Причащение апостолов» (обычно этот сюжет не изображался в центральной части, в Софии Киевской сюжет получает центральное место в системе росписи), слева Христос причащает хлебом, а справа — вином; нижний уровень – представители церковной иерархии (изображены строго фронтально и обращены к храмовому престолу). В медальонах подпружных арок представлены 40 Севастийских мучеников.

Евангельские сцены полностью занимали плоскости ветвей центрального подкупольного креста. Повествование начинается с «Благовещении», выполненном в технике мозаики на гранях восточных столбов, однако остальные сцены цикла выполнены уже во фреске. Сюжеты верхних регистров, не сохранившихся до наших дней, удалось реконструировать, что даёт представление о системе изложения событий. Повествование начиналось на сводах северной ветви подкупольного креста и переходило в южную и западные ветви, после спускалось на два нижних регистра на стенах, где описывало полных два круга. На сводах должны были располагаться ныне полностью утраченные сцены «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим». Фрагменты «Вознесения» сохранились в своде вимы. В южных и северных люнетах располагаются «Распятие», а также «Христос перед Каиафой» и «Отречение Петра». Повествование «страстного» цикла переходит в нижний регистр, где занимает плоскость стен над пролётами арок первого этажа и плавно перетекает в рассказ о событиях «по Воскресении». Здесь «Сошествие во ад», «Явление Христа женам мироносицам», «Уверение Фомы», «Отослание апостолов на проповедь», «Сошествие Св. Духа». Сцены последовательно рассказывают о земной жизни Христа, акцент сделан на жертве Спасителя.

Отдельные повествовательные циклы располагаются в боковых апсидах. В левой апсиде изображены деяния апостолов Петра и Павла, так как здесь располагался освящённый в их честь придел. В правой апсиде был придел Иоакима и Анны, родителей Богородицы. Здесь располагается протоевангельский цикл, содержащий рассказ о рождении и детстве Богоматери. В основу этого цикла, очень распространённого в храмовых росписях, положен текст Протоевангелия Иакова. Две крайние апсиды являются приделами великомученика Георгия Победоносца и архистратига Михаила, содержа в себе сцены жития святого и деяний архангела. В конхах этих апсид — поясные фигуры святого Георгия и Архангела Михаила. Несколько ветхозаветных и новозаветных сцен расположены на хорах. «Тайная Вечеря» и её прообраз — «Брак в Кане Галилейской». Явление Троицы Аврааму и Три отрока в пещи огненной, также парообразующие христианское таинство. Для Софийского собора важны тема приобщения русского народа ко Вселенской церкви, в декорациях собора насчитывалось более 800 отдельных фигур святых. На откосах столбов и в нижних зонах придельных помещений по большей части изображены епископы и дьяконы, что отражает волю заказчиков. Изображение святых и мучеников соответствует их реальному местоположению в соборе во время богослужения. В верхних зонах, скрытых от глаз, находятся изображения ангелов.

Две угловые башни с винтовыми лестницами, ведущими на хоры, украшены светскими росписями, сопровождающими членов царской семьи при подъёме на службу. На западной стене подкупольного креста был киторийский портрет семьи Ярослава Мудрого.

Декорации Софийского собора гармонично сочетаются, чувствуется целостность системы.

 

Источники: Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи, лекции С.И. Михайловой и сайт https://iskusstvoed.ru/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: