Тема 3 «Фазы развития этноса»




Фазы развития этноса связаны с определёнными уровнями пассионарного напряжения, что внешне выражается в специфических для каждой фазы стереотипах поведения. После пассионарного толчка наступает фаза подъёма, которая продолжается 200 – 300 лет. Она связана с экспансией нового этноса, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу создания нового сильного государства и идущие для этого на любые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг на месте нескольких незначительных племён и активно отстаивающую свои интересы, часто за счёт соседей.

Затем наступает высшая точка, в которой пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счёт большого количества пассионариев, которые думают уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто вводит этнос в состояние пассионарного перегрева, когда избыточная энергия, тратившаяся в фазе подъёма на бурный рост и экспансию, уходит на внутренние конфликты. Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет, одна из самых тяжёлых в жизни этноса, так как это период гражданских войн, культурных потерь.

В конце концов, большая часть пассионариев истребляет друг друга, что вызывает резкое падение уровня пассионарного напряжения в этносе. Это падение связано также с тем, что ушедшие пассионарии замещаются не гармоничными особями, а субпассионариями – людьми, не способными воспринять даже нормы энергии, необходимой для полноценной адаптации к среде. Люди такого типа хорошо известны – это бродяги, босяки, бомжи. Появление этих признаков означает наступление фазы надлома – кризисной фазы, продолжающейся 200 лет. После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя, и это говорит о том, что этнос перешёл в следующую – инерционную фазу. В ней наблюдается некоторое повышение, а затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения.

 

 

 

 

 

 

Идёт укрепление государственной власти, социальных институтов, интенсивное накопление материальных и духовных ценностей, активное преобразование окружающей среды. В этносе доминирует тип «золотой посредственности» - законопослушного, работоспособного человека. Культура и порядок в это время бывают столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровень пассионарного напряжения этноса постепенно снижается, что влечёт неизбежный упадок, скрытый вначале за маской процветания, которая сбрасывается после последнего фазового перехода. Важной причиной кризиса обычно бывает резко возросшее воздействие цивилизации на природу, которая, в конце концов, не выдерживает новой нагрузки. Наступает фаза обскурации – старости этноса. Это происходит, когда возраст этноса составляет 1100 лет. В это время пассионарное напряжение падает до отрицательных величин за счёт появления значительного числа субпассионариев, что делает невозможной никакую конструктивную деятельность, и этнос существует за счёт прежних запасов. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят типичные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численность этноса и его территория значительно сокращаются, он может легко стать добычей более пассионарных соседей.

Фаза обскурации предшествует гибели этнической системы или переходу её к состоянию гомеостаза, которого может достичь лишь незначительная здоровая часть этноса.

Иногда бывает, возможна фаза регенерации – временное восстановление этнической системы после обскурации за счёт сохранившейся на окраинах ареала пассионарности.

В любом случае это короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза, которым является мемориальная фаза. В этой фазе этническая система уже утратила пассионарность, и лишь отдельные её члены продолжают сохранять культурную традицию прошлого. Память о героических деяниях предков живёт в фольклоре, легендах.

 

 

 

После конца динамических фаз этногенеза уцелевшие люди не становятся хуже, слабее или глупее прежних.

 

 

Изменяются не люди, а этническая системная ценность. Раньше рядом с обычным большинством были пассионарии, многим мешавшие, но придававшие этносу сопротивляемость и вызывавшие стремление к переменам. Агрессивность этнической системы исчезает, но снижается и её сопротивляемость. А это значит, что взамен приобретений идут утраты.

Переход от мемориальной фазы к законченной форме этнического гомеостаза имеет очень плавный характер и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл повторяется из поколения в поколение, система сохраняет равновесие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправленной активности. Этнос в это время состоит почти целиком из гармоничных людей – достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем себя и своё потомство, но лишённых потребности и способности что-либо менять в жизни.

В таком состоянии этнос может существовать неограниченно долго, если только не станет жертвой агрессии, стихийного бедствия или не будет ассимилирован.

Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создаёт новый, давая начало очередному витку этногенеза – процессу, благодаря которому человечество не исчезает с лица Земли.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Как писал Лев Николаевич Гумилев: «этнос — феномен биосферы, или системная целостность дискретного типа, работающая на геобиохимической энергии живого вещества, в согласии с принципом второго начала термодинамики, что подтверждается диахронической последовательностью исторических событий». Следовательно, сохранение «этноса» как феномена биосферы это поистине экологическая задача.

Предстоит очень непростая задача и скорее дело о спасении утопающего окажется делом рук самого утопающего. Экологи спасатели будут представителями, каких-либо этносов, либо они будут вне рамок этноса. Мне представляется, что сам этот вопрос, об этнической экологии, ставит во многом задачу пересмотра самого понятия этнос с принятого сейчас социального толкования, на толкование в ключе теории Л.Н. Гумилева. А в конечном итоге к иному подходу в изучении событий прошлого и о месте человека во Вселенной.

 


 

Список использованной литературы

  1. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. – М.: Академия, 1989. – 223 с.
  2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: «ДИ-КАРТ», 1992. -456 с.
  3. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. – М.: «ДИ-КАРТ», 1992. – 387 с.
  4. Садохин А.П. Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 256 с.
  5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: