Технология постановки навыка




Классификация и технология постановки навыков.

Лейман А. В., студент IV курс, специализация «Искусство оперного пения» ГОО ВПО «Донецкая государственная музыкальная академия имени С.С. Прокофьева»
Статья посвящена проблемам формирования навыков персонала предприятий произвольной отрасли. Рассмотрены различные аспекты освоения навыков, что позволяет выработать рекомендации относительно механизмов формирования последовательности занятий при освоении новых навыков. Ключевые слова: навык, паттерны, изоляция, обратная связь, интенсивность, S.C.O.R.E. The article is devoted to the problems of forming the skills of personnel of enterprises in an arbitrary industry. Various aspects of the development of skills are considered, which allows us to develop recommendations on the mechanisms for the formation of the sequence of classes during the development of new skills. Keywords: skill, patterns, isolation, feedback, intensity, S.C.O.R.E.

Постановка проблемы. Для осуществления эффективной деятельности предприятиям необходимо постоянно проводить мероприятия по обучению персонала новым навыкам и знаниям. Получение новых и/или улучшение старых навыков традиционно проходит с помощью некоторого набора занятий, посвященных изложению знаний, а затем некоторых контрольных мероприятий. При этом экономическая целесообразность обучения зависит от времени (а соответственно и денег), потраченных на обучения, и эффективности освоения знаний. В данной статье рассматривается модель обучения, которая позволит более грамотно выстроить последовательность занятий, что сократит время на освоение новых знаний и повысить качество их освоения.

Актуальность исследования заключается в разработке организационно-методической системы, направленной на сокращение усилий и времени студентов для постановки требуемых навыков.

Цель статьи. Изучить классификацию, технологию постановки и закрепления навыков, выявить основные недостатки и достоинства некоторых систем, что позволит построить более эффективно систему обучения персонала.

Изложение основного материала исследования. Умение формировать собственные навыки определяет скорость развития личности во всех областях. В статье подробно рассматриваются все шаги формирования навыка, среди которых можно выделить такие как: классификацию, круг обучения и автоматизацию навыка, формирование карты навыка (по технологии S.C.O.R.E.), мотивацию на освоение навыка, выделение примитивов, технологию пошаговой постановки, систему закрепления навыков.

Классификация навыков

Для определения структуры занятий, требуемого помещения, а также оценки стоимости занятий по освоению навыков необходимо определить класс, к которому относится желаемое умение. Навыки классифицируются в зависимости от свойств, которые являются основными при их исследовании. Рассмотрим эту классификацию, указывая способ разделения:

1. По приоритетному типу используемых свойств человека:

· Двигательные (кинестика) - постановка голоса, рук для игры на музыкальном инструменте и т.п.;

· Перцептивные (чувственные) - распознавать недостатки ученика и уметь их исправлять и т.п.;

· Интеллектуальные (ментальные) – улучшение памяти, структурирование информации и т.п..

2. По оценке результатов освоения навыка:

· Количественные, которые требуют большого количества повторений для постановки навыка с высокой степенью потенциала (физические упражнения, игра на музыкальных инструментах и т.п.);

· Качественные, которые даже с одного повторения дают существенный прирост в освоении навыка (использование для постановки навыков майнд-карт, паттернов, мнемоники и т.п.).

При этом для определения того, является ли навык качественным можно использовать следующее соотношение:

,

где V – время выполнение упражнения/задания с применением технологии укрепления навыка;

t – время на выполнение упражнения/задания без использования методик, улучшающих освоения навыка.

При этом, чем нкач ближе к “0”, тем более качественный является навык. При этом следует отметить, что не бывает чисто количественного или чисто качественного.

3. По известности навыка обучающемуся:

· Новые (действия, ранее не совершаемые) - освоение игры на музыкальном инструменте,вождение автомобитя и т.п.

· Старые (переучивание) - навыки требующие улучшения или замены одного навыка другим (исправление техники игры на музыкальном инструменте,более безопасная езда на автомобиле и т.п.).

Следует отметить, что, несмотря на наличие столь детальной классификации, нет возможности оценить, освоение каких из навыков будет более дорогим, т.к., например, стоимость обучения интеллектуальным навыкам может требовать какого-то специального дорого программного обеспечения, но и механические навыки могут требовать дорого оборудования (пилотирование самолета). Аналогичные примеры можно привести для каждого класса навыков.

При постановке навыков в первый месяц происходит ощутимый прогресс, затем рост тормозится. Применяя технологии можно совершить качественный переход на другой уровень, таких переходов может быть неограниченное число (рис. 1). Причина таких изменений заключается в цикличности отработки навыков, рассмотрению которой и посвящена следующая часть статьи.

Рис.1. Диаграмма прогресса

Цикличность обучения

Для повышения качества и скорости освоения навыка необходимо понимать, какие именно упражнения следуют использовать в текущей стадии формирования навыка. Грамотное использование цикличности обучение позволяет уменьшить затраты на обучение персонала путем составления расписания занятий таким образом, чтобы их эффективность была наибольшей. Для определения этого можно использовать круг обучения, который помогает определить, в каком состоянии находится навык, и как следствие, выработать комплекс задач по постановке или коррекции навыка (рис 2).

Как следует из рис.2, в процессе обучения навыку человек проходит циклически через следующие стадии:

1) Бессознательная некомпетентность - ничего не знаю, не понимаю (напр.: желание научиться вождению автомобиля):

Рис. 2. Круг обучения

2) сознательная некомпетентность - знание информации о навыке и где применять (напр.: информация о ближайшей автошколе);

3) сознательная компетентность – постановка навыка, знание структуры (напр.: получение навыка вождения и изучение правил ПДД в автошколе);

4) бессознательная компетентность - автоматическое выполнение, может содержать любое количество навыков (напр.: управляя автомобилем следить за дорожной обстановкой, знаками, разметкой и т.п.).

Как следует из рис.2, целесообразно проводить групповые занятия по освоению навыков на секторах 2-3, после чего целесообразно оставить время для отработки автоматичности навыка на самостоятельно обучение, возможно, предоставляя при этом все необходимые средства (например, часы на вождение автомобиля, индивидуальные задания и т.п.).

При этом способы мышления при постановке навыка, разделяются:

- осознанное или развернутое мышление, при котором правильно выполняется только одна задача;

- интуитивное или свернутое мышление, позволяющее выполнять несколько задач на автоматизме.

Следует отметить, что для обучения другого человека нужно вернуться на уровень осознанного мышления (сознательной компетентности). При возврате происходит «провал», а затем наблюдается качественный рост (так же происходит и при исправлении ошибок). Как результат, выделяются следующие критерии для формирования навыка:

1) Знание базового уровня навыка;

2) Доведение навыка до точки «невозврата» (бессознательной компетенции) и закрепление его, иначе навык будет потерян.

Для успешного совершения каждого из циклов получения навыков необходимо оценить текущее состояние навыка и определить локальные цели освоения, что можно сделать с помощью система SCORE, которая, безусловно, является важным способом мотивации обучения навыку, повышающим эффективность (а, соответственно, и экономичность) освоения новых знаний.

Система SCORE

Система SCORE – это эффективная модель оценки любой информации, предназначена для структурирования и принятия быстрых решений, основные элементы которой описываются как:

S - Симптомы (как сейчас дела?)

C - Причины (почему?)

О - желаемый результат, цель (чего хотелось бы?)

R - Ресурсы (что для этого нужно?)

E - Эффект (зачем все это нужно?)

Благодаря этому S.C.O.R.E. позволяет составить подробный план работы над постановкой навыка. Ответы на поставленные вопросы позволяют структурировать информацию, и возникает мотивация на положительный результат.

После подготовительных этапов освоения некоторого уровня навыка, возникает необходимость переходить к практическому созданию заданий и/или задач, формирование которых описаны в следующем пункте.

 

Технология постановки навыка

Для формирования заданий при отработке навыка необходимо учитывать следующие положения:

1) Выделение ключевого навыка. При этом следует учитывать, что любой навык состоит из определенного количества под навыков-«примитивов», которые делятся:

a. Горизонтальные - примитивы не зависят друг от друга (напр.: при учебе вождения автомобилем можно отдельно отработать движение задним ходом, парковку и т.п.).

b. Вертикальные – для постановки одного навыка, требуется другой (напр.: для игры на фортепиано нужно освоить сначала постановку руки, затем правильный удар по клавише и т.п.).

2) 3 этапа постановки навыка:

1. Изоляция - в определенный отрезок времени 100% внимания сосредоточенно на одном навыке (примитиве) в развернутом сознании (т.е. с полностью управляемым вниманием).

2. Интенсивность - доводится отработка навыка (примитива) до высокой скорости при минимуме ошибок.

3. Обратная связь - правильность выполнения, при этой обязательными критериями получения качественной обратной связи являются:

· появление её в тот же момент, как совершено действие.

· релевантность (обратная связь должна сообщать, как правильно выполнять действие)

Следует учитывать, что при отсутствии обратной связи мозг не делает обобщение на уровне подсознания.

3) Закрепление навыка.

Согласно теории немецкого психолога Германа Эббингауза, который в конце XIX века предложил использовать для оценки знаний отдельного человека использовать кривую забывания, важно закрепить результат в течение ближайшего времени, так как потенциал падает на половину, спустя 3-5 часов (рис. 3).

Рис. 3. Кривая забывания Эббингауза

 

При этом трехкратное повторение является необходимым минимумом для закрепления навыка.

Из изложенного следует, что для повышения экономичности обучения (путем повышения эффективности обучения и/или уменьшения затрат для активной части занятий), необходимо учитывать следующие моменты при построении системы обучения:

- расписание составлять таким образом, чтобы была возможность повторить навыки через 3-5 часов (т.е. расписания составлять некоторыми сессиями);

- промежутки между «сессиями» должны быть достаточными для отработки навыка самостоятельно (сектор 4, рис.2);

- при отработке навыков обязательно донесения информации о целях обучениях с помощью система SCORE.

 

Выводы по данному исследованию и направления дальнейших разработок по данной проблеме. Таким образом, используя технологии постановки навыков, описанные в данной статье, человек может значительно быстрее и качественнее встраивать любой навык в процесс обучения, при этом алгоритм подходит как для интеллектуальных, так и двигательных навыков.

 

 

Список использованных источников

1. Центр образовательных технологий Николая Ягодкина. Online тренинг "Технология постановки навыков"

2. Максимов Е. Оценка качества и эффективности обучения персонала. - Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2010, № 12.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: