Тема 1: Девиантное поведение




Тема 1. «Понятие девиантности»

Цель: раскрытие понятия «девиантность» и его причин.

План:

1. Раскройте понятие «девиантность»

2. Какова структура девиантного поведения?

3. Норма и патология поведения

4. Раскройте причины девиантного поведения

Литература:

1. Невский И.А. «Трудный успех»: Без «трудных» работать можно. М.,1981 год(доклад)

2. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Ученое пособие для учителей и родителей. М., 1996 г.,(конспект)

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: Вы уже прошли МВР и знаем методику проведения диалекта. Предлагаю тему для осуждения: «Бывают трудные ученики, а трудные учителя бывают?»

Памятка:

- делим группу «за» и «против».

- готовим пролог

- выбираем вед

- ставим 3 проблемных вопроса для обсуждения

- оформление диспута: цитаты, высказывания и т.д.

- правила диспута

- рефлексия

4. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы //Социально-политический журнал. 1995. N 2(конспект)

Тема 1: Девиантное поведение

Цель: раскрытие понятия «девиантность» в современном социуме.

План:

1. Понятие девиантного поведения

2. Структура д /поведения

3. Причины д/поведения

 

 

Поведение некоторой части молодежи выходит за границы дозволенного и общепринятого, такое поведение в специальной литературе принято называть девиантным, отклоняющимся. Девиация (от лат. deviatio – отклонение).

По определению Я.И. Гилинского, поведение людей является девиантным, если их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам.

Коллектив авторов во главе с академиком В.Н. Кудрявцевым рассматривает девиантное поведение как отклонение, отступление от существующих социальных норм, их нарушение, «ненормальное поведение» с точки зрения нормативно значимого фактора, устойчиво проявляющееся отклонение от социальных норм, как корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.

К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.), которые могут проявляться как в виде преступных уголовно-наказуемых действий, так и в виде правопроступков и аморального поведения.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство).

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. (уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств). Крайнее проявление социально- пассивной позиции – это самоубийство и суицид.

Точку зрения В.Н. Кудрявцева разделяет С.А. Беличева, которая рассматривает девиантное поведение как нарушение процесса социализации детей, поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Старцева О.А. считает, что «девиантное поведение – это поведение отклоняющееся от норм морали и права, принятых в том или ином обществе в определенный исторический период.

Например, в 1919 году в сша было запрещено потребление алкоголя, а в 1933 были открыты бары. Кровосмешение в большинстве стран запрещены. В большинстве стран сейчас существует моногамные браки, а в некоторых – полигамные.

Ю. А. Клейберг говорит, что Девиантное поведениеэто специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого используются. собственные приемы самовыражения. n слэнг, стиль, символика, мода, манера, поступок и т.п.

При этом девиантные действия выступают:

в качестве средства достижения значимой цели(Ученик просит у матери мопед,а денег в семье нет. Он совершает кражу, чтобы купить мопед)

— как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности; (трудно дается учеба,

— как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.(а я смогу спрыгнуть с 9го этажа?)

Таким образом, в происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания.

Отклоняющееся поведение необходимо отличать от аномального проявления, которое в основном связано с мозговой патологией.

И. А. Невский называет девиантным поведением не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (например Кипр - женщины не могут совместно с мужчинами пить спиртные напитки, а в Германии пьют все.).

А что считается за норму? это эталон и образец общепринятого поведения, идеал, мера (мат в России)

Понятие нормы нам в данном случае необходимо для того, чтобы определить, какое поведение можно считать от нее отклоняющимся. Однако на этом пути встречается ряд сложностей. Необходимо учитывать, как отмечает Ю.А. Клейберг целый ряд факторов.

- ситуативность – одно и то же поведение в различных социальных ситуациях может быть отклоняющимся или нет;

- фактор времени – с течением времени меняется отношение к разным видам деятельности;

- рассогласование нормативных структур различных социальных систем – одно и то же поведение в различных нормативных структурах может быть отклоняющимся или нет;

- распространенность – в каждой стране существуют различия в нормативных правовых институтах

Причины девиантного поведения

правомерно возникает вопрос о причинах отклонений в поведении детей

Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня — биологические, психологические и социальные. Рассмотрим их

Биологические причины: Наследственные, врожденные, и приобретенные заболевания различного рода, провоцирующие девиации. Биологическая трактовка природы и причин девиантного поведения имеет давнюю историю. Прежде всего это работы итальянского врача - психиатра Ч. Ломброзо, в которых он обосновал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением. Прежде всего, это работы итальянского врача - психиатра Чезаре Ломброзо, в которых он обосновал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением. Он ввел понятие врожденного преступника, которого можно определить по физическим, анатомо-антропологическим признакам, среди них, в частности: массивная, выдвинутая вперед нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки уха, низкий лоб и др. Используя в своей исследовательской практике антропометрический метод, он выделил около 37 характеристик «врожденного преступника».

Психологические причины: сформировавшиеся к началу подросткового возраста особенности эмоционально - волевой и мотивационной сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении.

социальных причин ы наиболее существенными, влияющими на формирование и проявление отклонений в поведении ребенка, являются:

- неблагоприятное семейное воспитание;

- неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и. взрослыми;

- общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества.

Социальные отклонения (девиации) можно выделить по ряду оснований:

- в зависимости от типа нарушений нормы (право, мораль, этикет и т.д.);

- по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные);

- по субъекту (индивиды, группы, социальные организации).

Остановимся более подробно на выделенных причинах девиантного поведения.

Среди биологических причин можно выделить:

- поражения ЦНС;

- тяжелые соматические заболевания раннего возраста;

- хронические соматические заболевания;

- наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом);

- неврозы и невроподобные расстройства;

- задержки психического развития;

- заболевания с предполагаемым фатальным исходом;

- раннее половое созревание или его дисгармония;

- извращенные или гипертрофированные биологические потребности (юношескаягиперсексуальность);

- различные физические недостатки, дефекты речи;

- внешняя непривлекательность;

- психические заболевания (шизофрения, эпилепсия).

К индивидуально-психологическим особенностям можно отнести:

- акцентуации (в некоторых случаях патологического характера), неадекватную самооценку;

- низкое самоуважение;

- отклонения в психическом развитии, инфантильность суждений;

- отставание в умственном развитии;

- эмоциональную неустойчивость;

- агрессивность;

- деформации потребностно-мотивационной сферы;

- повышенную тревожность, страхи;

- зависимость от окружающих, конформность и др.;

- отсутствие чувства безопасности;

- осознание невозможности соответствовать ожиданиям семьи;

- неспособность справиться с учебной нагрузкой;

- низкий уровень вербального интеллекта;

- склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакций на порицание;

- слабость функций самоконтроля и саморегуляции;

- аффективную возбудимость, импульсивность;

- невыраженность школьных интересов, отрицательное отношение к учебе.

К этой же группе можно отнести следующие недостатки характера, проявляющиеся в разных видах деятельности, отношении к себе и другим людям, являющиеся следствием неправильного воспитания:

- леность, отсутствие желания учиться и трудиться;

- пассивность поведения, безразличие к окружающей жизни, несамостоятельность в любых видах деятельности;

- неорганизованность, проявляющаяся в склонности к дезорганизации, противодействию

- ненастойчивость,

- эгоистичность, базирующаяся на предпочтении во всем личных интересов интересам других людей и общества в целом;

- недисциплинированность;

- упрямство, капризность;

- грубость;

- лживость.

Неблагоприятная семья как одна из причин социального характера отклонений в поведении имеет также очень широкий спектр характеристик:

- отсутствие привязанности к детям;

- ссоры, конфликты, скандалы в семье;

- распад семьи;

- неправильный тип воспитания в семье (неприятие ребенка, гипертрофированное, тревожно-ментальное, эгоцентрическое отношение к нему);

- асоциальное поведение родителей;

- психические заболевания, алкоголизация и подобные формы интоксикации родителей, нвалидность родителей;

- враждебная, жесткая семья;

- семья, не обеспечивающая ухода и надзора;

- появление нового члена семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер);

- негативное восприятие родителями возможностей ребенка, его успехов, его поведения и личности в целом;

- жесткие требования соответствовать представлениям родителей;

- непоследовательность и несогласованность требований к ребенку;

- жизнь вдали от семьи и потеря одного из родителей (или всех);

- многодетность семьи (более четырех человек);

- нахождение одного из родителей в заключении;

- ограничения и плохие взаимоотношения родителей с другими людьми вне семьи.

Проблемный характер межличностных отношений ребенка вне семьи проявляется в:

- постоянно переживаемых обидах,

психологических травмах, наносимых

социальным окружением;

- негативном, враждебном отношении взрослых (в частности, учителей);

- негативной оценке способностей молодого человека сверстниками и учителями;

- пренебрежительном отношении сверстников;

- изоляции от других людей;

- негативном стимулировании поведения и деятельности;

- принадлежности к референтной группе с асоциальным поведением.

Наконец, к числу причин социального характера, создающих условия для формирования девиантного поведения, обычно относят:

- чуждое окружение (язык, культура);

- направление из семьи в интернаты и специальные детские учреждения;

- госпитализацию;

- смену школьного коллектива;

- смену места жительства;

- помещение в чужую семью;

- безработицу.

На ювенальную виктимность девиантной личности влияют следующие факторы:

а) культ насилия, утвердившийся в современной жизни и ярко представленный в искусстве (широкий поток фильмов, книг, песен и т.п.);

б) состояние социальной аномии(падение нравственности, духовности;

в) Осуществляемая социальная политика (антисемейная политика, жестокость и произвола в семье, образцы насилия)

г) неудовлетворенность социальных потребностей;

д) отсутствие жизненных перспектив, в то же время наличие у некоторых завышенных ожиданий в материальном плане;

е) плохая организация досуга;

ж) отмена уголовной ответственности за употребление наркотиков, легализация некоторых наркотиков и их производных и др



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: