XVIIIИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА




Тема: Сборники русских народных песен. РУССКАЯ МУЗЫКА

Большой и славный путь прошла в своем развитии русская музыка. Сколько великих композиторов: Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Скрябин, Рахманинов, Глазунов и другие! Их искусство прославило нашу Родину. Во многих странах земного шара звучит их музыка и будит в сердцах людей светлые, добрые и чистые чувства.

Расцвет музыкальной культуры в XIX веке был подготовлен всем ходом развития ее в России. Веками накапливались в народе драгоценные родники музыкального искусства. Народное поэтическое и музыкальное творчество существовало еще в глубокой древности, и в нем отразилась вся жизнь и история народа: его обычаи и обряды, его труд и борьба за свободу, его надежды и мечты о лучшей жизни. Немало суровых, мужественных песен было создано в народе о Степане Разине, Емельяне Пугачеве и других руководителях крестьянских восстаний и войн.

Высоко ценил песни о Разине и Пугачеве великий русский поэт А. С. Пушкин. В своей повести ’’Капитанская дочка” Пушкин приводит песню ”Не шуми ты, мати зеленая дубравушка” и говорит о ней как о любимой песне Пугачева. Бережно собирали и изучали родную песню наши русские композиторы-классики.

Некоторые из них — Балакирев, Римский-Корсаков, Лядов — составили сборники русских песен для голоса в сопровождении фортепиано. В своих произведениях они нередко использовали русские напевы. А сочиняя собственные мелодии, вводили в них характерные для русских песен интонации, попевки и мелодические обороты. Музыка Глинки и Чайковского, Бородина и Мусоргского понятна и доступна широкому слушателю именно потому, что она богат прекрасными мелодиями, песенна.

В XVIII веке появляется бытовая городская песня, с аккордовым гармоническим сопровождением, новая по своему выразительному характеру. Более простая по складу городская песня возникла на мелодической основе старинной народной песни, которую часто называют "крестьянской”. И почти в каждой городской песне в той или иной мере использованы попевки, ладовые и ритмические особенности старинной песни.

Заметное влияние на развитие городской песни оказало творчество русских поэтов. Пример тому — песня "Чем тебя я огорчила”, сложенная народными певцами на немного измененные слова известного русского поэта XVIII века А. Сумарокова.

В XVIII веке появляются нотные записи русских народных песен. Первый сборник народных песен выпустил придворный певец-гуслист В. Трутовский; за ним последовало обширное собрание, составленное известным русским поэтом Н. Львовым в содружестве с композитором и пианистом И. Прачем. В эти сборники вошли не только наиболее популярные и любимые народом старинные песни, но также более новые городские. Сборники познакомили любителей музыки с прекрасными русскими мелодиями. Многие из песен впоследствии использовались композиторами в операх и в инструментальных произведениях.

На протяжении XVIII века привычные напевы народных песен все чаще звучат в различных инструментальных пьесах, в музыке к театральным спектаклям и в операх. Разумеется, интерес к народным мелодиям возник не сразу. Долгое время жители обеих русских столиц довольствовались произведениями зарубежных композиторов. При дворе в Петербурге часто ставились пышные оперные спектакли для узкого круга слушателей.

Но гораздо большее значение имела деятельность маленьких оперных трупп, часто посещавших Петербург и Москву начиная с 30-х годов. Общедоступности спектаклей способствовали умеренные цены. Это были итальянские и французские веселые комические оперы на сюжеты бытового характера, в которых пение нередко чередовалось с разговорными диалогами.

По образцу разговорных опер с течением времени создавались и первые русские оперы. Вначале это были незатейливые бытовые комедии с музыкальными вставками, основанными на мелодиях русских песен. В некоторых из них высмеивались быт и нравы различных сословий — купцов, чиновников ("Санкт-Петербургский гостиный двор” крепостного музыканта М. Матинского). И в этом, несомненно, проявилась связь первых русских опер с передовой русской литературой (в особенности с творчеством Фонвизина).

В те годы в Петербурге большой известностью пользовался общедоступный "Российский театр”. На петербургских и московских сценах выступали талантливые русские артисты, как, например, Е. Сандунова. Украшением домашнего театра Шереметева была замечательная крепостная актриса Параша Жемчугова (о ее необычайной судьбе в народе сложилась песня "Вечор поздно из лесочка”). Однако участь талантливых русских актеров и музыкантов в условиях крепостнической России часто оказывалась трагичной, многие из музыкантов безвременно погибали.

Несмотря на тяжелое, бесправное положение музыкантов, в последней четверти XVIII века в России складывается уже своя композиторская школа. Молодые композиторы создают выразительные романсы и обработки русских песен, фортепианные и скрипичные пьесы, оркестровые увертюры, музыку к спектаклям и, наконец, оперы. Среди них были Дубянский, Березовский, Бортнянский, Фомин, Хандошкин и другие. Расскажем подробнее о некоторых из них. Е. И. Фомин — один из создателей первых русских опер. Евстигней Ипатьевич Фомин родился в 1761 году в Петербурге в семье солдата-артиллериста. Шести лет его зачислили в музыкальные классы Академии художеств. После блестящего окончания Академии Фомин был отправлен для усовершенствования в Италию. В Болонье он занимался у известного композитора и теоретика падре Мартини. Успехи Фомина были высоко оценены. Как и ранее юного Моцарта, его даже избрали в члены Болонской филармонической академии, что было большой честью.

Три года пробыл Фомин в Италии, затем вернулся в Россию. Здесь началась его интенсивная творческая деятельность. Он пишет оперы, музыку к драматургическим спектаклям. В 1787 году состоялась премьера его оперы ’’Ямщики на подставе” (или ’’Игрище невзначай”). В прекрасных песнях и хорах этой оперы отражена жизнь ямщиков, их горести и радости. Среди лучших страниц оперы — хор ’’Высоко сокол летает”; он представляет собой обработку для хора протяжной песни того же названия. Чудесно, с большой изобретательностью разработана в финале оперы хороводная ”Во поле береза стояла”. В основе увертюры к опере лежит насмешливая разудалая песенка ’’Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь”.

К русским сюжетам обращается Фомин и в некоторых других операх, например в опере ’’Новгородский богатырь Боеславич”.

В те годы большой известностью пользовалась комедия ’’Мельник — колдун, обманщик и сват” А. Аблесимова. Музыку к ней сперва создал скрипач М. Соколовский: он подобрал напевы популярных русских песен и переложил их для пения в сопровождении оркестра. В конце XVIII века музыка к пьесе была переработана, и комедия превратилась в настоящую комическую оперу. Полагают, что эту переработку осуществил Фомин. В опере появились мастерски написанные ансамбли. По-видимому, тогда же была создана и развернутая увертюра в сонатной форме. В опере ’’Мельник — колдун” немало ярких и выразительных сольных номеров, как, например, песня Филимона ’’Вот спою такую песню”, ария Анюты ’’Кабы я, млада, уверена была”.

Наилучшее творение Фомина — его мелодрама ’’Орфей и Эвридика” (1792) на сюжет из древнегреческой мифологии, талантливо разработанный в трагедии русского драматурга Я. Княжнина. Музыка Фомина, полная драматизма, — замечательный образец русской оркестровой музыки XVIII века.

Успех произведений Фомина не принес ему материальной обеспеченности. Композитору приходилось зарабатывать на жизнь уроками и аккомпанементом. Преждевременная смерть унесла его в 1800 году в возрасте всего 39 лет.

Бортнянский — другой талантливый композитор XVIII века. Основная область его творчества — хоровая музыка.

Дмитрий Степанович Бортнянский родился в 1751 году на Украине, в Глухове. Еще в 1739 году в этом городке была открыта певческая школа, в которой готовили певцов для русского двора. Семи лет Бортнянского отдали в Придворную певческую капеллу в Петербурге. Прекрасный голос и замечательные музыкальные данные мальчика сразу обратили на себя внимание. Еще ребенком Бортнянский выступал в придворных оперных спектаклях. В 1769 году он уехал в Италию, где прожил около десяти лет. По возвращении в Россию Бортнянский был назначен придворным капельмейстером, а в 1796 году стал директором Придворной капеллы. С этого времени он посвятил себя исключительно хоровой музыке. Много энергии отдал Бортнянский хоровой капелле, всеми силами стараясь улучшить подготовку русских певцов. В капелле Бортнянский прослужил более тридцати лет. Умер он в 1825 году в Петербурге. Бортнянский писал оперы, монументальные произведения для хора и, кроме того, инструментальную музыку: увертюры, сонаты и пьесы для фортепиано, камерные произведения. Его фортепианные сонаты до сих пор не потеряли своей ценности. Они закончены и стройны по форме, музыка их отличается мелодической выразительностью, спокойным, уравновешенным настроением, плавностью развития.

Мало сведений сохранилось о другом русском музыканте — талантливом скрипаче и композиторе Иване Евстафьевиче Хандошкине (1747 — 1804), происходившем из крепостных.

Хандошкин — блестящий скрипач и гитарист, много концертировал и в русских городах, и за рубежом, успешно соревнуясь со знаменитыми скрипачами того времени. Хандошкин был создателем русской скрипичной сонаты без сопровождения. Писал он и скрипичные концерты. Не потеряли свежести его вариации на русские песенные темы для одной или двух скрипок, для фортепиано (например, на тему песни ’’Выйду ль я на речей ьку’^. Камерные и оркестровые пьесы Бортнянского и Хандошкина, а также оперные увертюры Фомина и других композиторов подготовили расцвет русской инструментальной музыки XIX столетия.

ПЕСНЯ И РОМАНС

Один из наиболее любимых видов музыкального искусства в конце XVIII и в первой половине XIX века — романс. Многие из романсов того времени были тесно связаны с тогдашней городской бытовой песней. По своему строению они мало чем отличались от народных песен, сохраняя нередко куплетную (строфическую) форму. Исполнялись эти ’’песенные романсы” под аккомпанемент фортепиано, арфы или гитары, балалайки. В романсе, как и в народной песне, отразились думы, настроения и переживания простых людей. Лучшие из них распространялись устно, свободно варьировались и постепенно превращались в народные песни. Так было с песней-романсом ’’Стонет сизый голубочек” Дубянскош, с "Красным сарафаном” Варламова. Важную роль в развитии русского романса первой половины XIX века сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский, Булахов. Видное место занимает жанр романса и камерной песни также в творчестве композиторов-классиков — Глинки и Даргомыжского.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: