Организация работа информационных агентств




Знака 7 января 2014 года, правка 11 января

ВОСЬМАЯ ГЛАВА

Организация работа информационных агентств

 

- Общие элементы структуры информационных агентств. - Особенности работы репортера и выпускающего редактора в информационном агентстве. - Значение подготовки к освещению событий и анализа работы.

 

Структура любого учреждения зависит, в первую очередь, от функциональных задач, стоящих перед ней. Информационные агентства не являются исключением. Мы уже констатировали во 2-й главе этой книги, что главными задачами информационных агентств являются поиск, сбор, обработка (подготовка) и распространение информации. В последнее время к этим задачам добавилось и хранение информации – базы данных информагентств являются ценным источником для профессионалов разных отраслей. Именно этим задачам и подчинена структура информационных агентств. Сразу отметим, что в разных агентствах структура может чем-то отличаться, но её общие элементы необходимы для любого информационного агентства, если оно является таковым по существу, а не только по названию.

Поиск и сбор информации ведут, в первую очередь, корреспонденты агентства. Какими инструментами поиска они располагают?

Поддерживая постоянные и тесные контакты со своими ньюсмейкерами, с организациями, ведомствами, министерствами, партиями, компаниями и т.д., репортеры агентства должны быть в курсе всех, а не только основных событий на своем «поле». Для этого используются и официальные сообщения, рассылаемые по редакциям, и сайты организаций, а также личные приглашения корреспонденту на мероприятия, которые проводятся его подопечной структурой.

В этой работе особую ценность имеют личные связи журналиста, его умение быть полезным ньюсмейкеру, хорошее знание предмета. Сильному репортеру агентства мало быть в курсе повседневной деятельности своего объекта, он должен выходить на эксклюзивное получение информации от ньюсмейкеров – число таких эксклюзивов и есть некая «единица измерения» профессионализма агентского репортера.

Но самой ценной является ситуация, когда ньюсмейкер сам выходит на журналиста и сообщает ему интересную информацию – можно сказать, что это вершина мастерства репортера. Посредственный корреспондент будет знать только то, о чем публично и официально сообщает ведомство. Сильный репортер будет знать то, что известно лишь узкому кругу работников этого ведомства – планы кадровых и организационных перемен, важные решения, которые еще только обсуждаются руководством.

Особую роль в структуре информационных агентств играет Главный выпуск. Это место, куда стекается информация от репортеров и откуда она в уже готовом виде уходит к подписчикам. Первостепенная задача сотрудников Главного выпуска – обработка информации, однако определенную роль они играют и в ее сборе. Речь идет о различных сообщениях от ньюсмейкеров, которые приходят в адрес Главного выпуска. Это - пресс-релизы, тексты предстоящих выступлений ньюсмейкеров высокого уровня, текущие сообщения пресс-служб и тому подобная информация.

Возрастающее значение в сегодняшнем информационном мире играют и Службы мониторинга. Это – относительно новое явление, например, в Интерфаксе такая группа создана в 2012 году. Задача этой службы – контроль информационного поля в Интернете. При этом «мониторщики» отслеживают далеко не только официальные сайты множества федеральных и региональных организаций, они внимательно контролируют многие блоги, микро-блоги различных ньюсмейкеров, так как там регулярно появляется информация, которая – обязательно после проверки и подтверждения – находит место и на лентах информагентств.

В некоторых случаях информагентства занимаются не только поиском и сбором информации, но и ее организацией, как это ни парадоксально звучит. Собственно, речь идет о предоставлении места для пресс-конференций ньюсмейкеров, для закрытых брифингов с ними и т.д.

Пионером в этой области в середине 90-х годов прошлого века выступил Интерфакс, который стал приглашать видных политиков, чиновников, деятелей культуры и спорта на встречи с журналистами на площадке агентства. В те годы самым большим помещением в агентстве был не очень просторный кабинет генерального директора, куда набивалось по 30-40 человек, иногда устраиваясь прямо на полу. Сейчас всё выглядит куда солидней – действует пресс-центр, есть большой зал для пресс-конференций, работает пресс-служба, которая отвечает за их проведение. В РИА Новости этот процесс был поставлен буквально на поток - в день там обычно происходило по 3-4 пресс-конференции. Впрочем, в Интерфаксе тоже случаются такие насыщенные дни. Проводит аналогичные встречи и ИТАР-ТАСС.

Вторым этапом процесса работы над новостями в информационном агентстве является обработка информации. Сюда входят многие необходимые действия, имеющие целью превратить исходный текст, содержащий определенную информацию, в законченную новостную заметку.

Во-первых, заметка должна соответствовать структурному стандарту информагентства, то есть начинаться с лида, содержать "золотую цитату", прямые, развернутые, полные цитаты, подробности и – при необходимости – бэкграунд. В заметке также обязательно указание источника.

Далее проводится всесторонняя оценка заметки по критериям и методике, о которых мы писали выше.

Вся эта работа осуществляется сотрудниками Главного выпуска, который играет особую роль в жизни любого информационного агентства. Если в газете, на телевидении и радио журналисты предлагают свои материалы для включения в очередной выпуск в завершенном виде, то в информагентстве это далеко не всегда так. Довольно часто репортер с места события, из "горячей точки" диктует лишь основные факты, цитаты, а выпускающий превращает этот текст в новостную заметку, выстраивая ее по принятому стандарту. Кроме того, нередки случаи, когда одну и ту же ситуацию (как правило, чрезвычайную – крупное ДТП, техногенные катастрофы, пожары, авиакатастрофы) освещают сразу несколько репортеров, и информация частично дублируется. Задача выпускающих – фильтровать этот поток информации, отбирая в новости только новые факты, не допуская повторов устаревшей информации (например, при ЧП данные о погибших и пострадавших меняются буквально каждые несколько минут). Именно на этих журналистах лежит ответственность за конечный продукт агентства, получаемый подписчиками.

К числу обязанностей сотрудников Главного выпуска относится также анализ работы. Он обычно проводится по двум основным направлениям. Первое: контроль оперативности выпуска тех или иных сообщений. Если агентство регулярно проигрывает сообщения из определенного ведомства, это может означать, что оно в первую очередь предоставляет информацию конкурентам. Тогда необходимо наладить более тесные связи с пресс-службой данного ведомства. Однако причинами задержки могут быть и неактивная или медленная, то есть плохая работа репортера или выпускающего редактора. Тогда может встать вопрос об увольнении журналиста. Выявление причин отставания – задача руководства Главного выпуска и агентства в целом.

Второе направление: анализ ссылок на сообщения агентства в первую очередь, в ведущих мировых средствах массовой информации. Динамика этих ссылок говорит в целом о состоянии агентства, о том, имеет ли его работа тенденцию к улучшению или – напротив, она ухудшается. Если журналисты агентства сталкиваются с тем, что кто-то из влиятельных подписчиков редко ссылается на его новости, они могут выяснить, понять причины этого, лучше узнать запросы и интересы потребителя, что позволит внести коррективы в свою работу.

Обеспечением точности сообщений (в части названий упоминаемых учреждений, должностей, званий, имен, географических пунктов, исторических дат и фактов и т.д.) занимается, наряду с выпускающими редакторами, справочная служба, которая есть в любом информагентстве. В советские времена именно справочные отделы агентств были самыми большими. Лидировала, естественно, справочная служба ТАСС, а также уникальный фотоархив этого агентства, собранный за многие десятилетия. Солидная справочная служба была и в Гостелерадио СССР (Госкомитет по телевидению и радиовещания, объединявший все телевизионные и радийные редакции всего Советского Союза). Сегодня, в эпоху Интернета, значение справочных служб несколько снизилось, однако не исчезло вовсе, более того, они приобретают новые функции, о чем будет рассказано ниже.

Еще одна функция информагентства - распространение информации, ею занимаются две службы. Техническое распространение обеспечивает инженерная служба, а коммерческую составляющую этого процесса берут на себя службы маркетинга.

Задача инженерной службы – гарантировать доставку сообщений агентства подписчикам максимально оперативно и удобно. Для этого происходит постоянное обновление средств связи между агентством и подписчиками. Например, Интерфакс начинал с того, что распространял свои новости по факсу – на рубеже 80 – 90-х годов прошлого века в СССР это было новым и модным средством связи (отсюда, кстати, произошло и родившееся в те годы название агентства – Интерфакс). Ветераны агентства рассказывают, что когда Интерфакс приобрел некоторую, еще не большую известность, на него обратили внимание в Кремле, вернее – на Старой площади, где размещался аппарат ЦК КПСС. Высокопоставленный чиновник этого аппарата (в ранге помощника Генерального секретаря ЦК) посетил редакцию, чтобы понять, чем и как она занимается. Руководители агентства охотно показали ему пару комнат, где трудились всего-то несколько корреспондентов и редакторов. А в ответ на вопрос гостя о том, как распространяется информация, ему был показан факсовый аппарат. Вероятно, гость внутренне усмехнулся и ушел довольный – мол, много ли можно передать по одному такому аппарату, а значит, волноваться не о чем - агентство не представляет собой серьезного фактора в информационном поле страны и не может конкурировать с государственными СМИ. Однако гостю не показали еще одно помещение – там круглосуточно работало порядка 20 – 30 факсов. Конечно, по нынешним временам это смешно, но в ту эпоху такая техника позволяла ежедневно передавать несколько десятков сообщений ключевым игрокам информационного мира – в первую очередь, зарубежным информационным агентствам. С учетом возникшего тогда огромного интереса за рубежом к независимым российским СМИ, этого было достаточно, чтобы Интерфакс быстро приобрел известность, а уже в сентябре 1991 года, всего через пару лет после создания был даже номинирован на Пулитцеровскую премию – одну из самых престижных в западном медиа-сообществе.

Затем агентство перешло на доставку информации по классическому телетайпу, из которого выходит бумажная лента с текстами сообщений (отсюда происходит до сих пор сохранившийся термин «лента новостей»). Сейчас новости приходят из агентства на компьютеры подписчиков в режиме реального времени. Однако заметим, что оперативность – это лишь одна из задач инженерной службы, есть еще и комфортность доставки. И, как ни парадоксально, до сих пор у Интерфакса есть подписчики, которые предпочитают получать новости в печатном виде с курьером! Это звучит архаично, но клиент всегда прав, и курьеры разносят пакеты по адресам…

Отдельного разговора заслуживают службы маркетинга. Именно они – то ключевое звено, без которого агентство не сможет выжить, от них – без всякого преувеличения – зависит его судьба. При этом уточним: речь идет о независимых агентствах. Государственные агентства получают деньги из федерального бюджета, для них нужен не столько маркетинг, сколько умелые лоббисты в высших эшелонах власти. Частные агентства выживают сами. И главной составляющей их бюджета является подписка. Найти потенциального подписчика, уговорить его, убедить платить за ленту новостей агентства – если не высокое искусство, то уж, во всяком случае, редкое и ценное умение. Заметим, что по мере роста авторитета, влиятельности агентства эта задача не упрощается, а становится всё сложнее. Дело в том, что гораздо легче найти подписчиков, когда агентство занимает 60-70% информационной ниши, чем в ситуации, когда оно заняло свыше 90% - здесь каждый новый процент дается с огромным трудом. И одновременно возникает задача искать новые пути заработка. Это, например, создание специализированных баз данных (об одной из них подробно будет рассказано в этой главе), специальных лент, заключение соглашений об информационном сотрудничестве, создание региональных отделений агентства и т.д.

Хранение информации, создание баз данных входит в число обязанностей современного информационного агентства. Однако в последние годы этот процесс состоит не только из хранения собственной информации, как это практиковалось всегда, но и из создания специальных баз. Показательным примером здесь является создание базы данных СПАРК в Интерфаксе.

Созданная в 2003 году система СПАРК является крупнейшей базой данных по компаниям России, Украины и Казахстана с широким спектром аналитических возможностей. С её помощью можно решать такие задачи, как проверка контрагента на благонадежность или аффилированность с другими предприятиями, пресечение мошеннических сделок, анализ и мониторинг собственной базы клиентов, подбор новых рынков сбыта и постоянное отслеживание перемен, происходящих с партнерами.

СПАРК включает в себя официальные сведения из более чем 20 источников, в числе которых федеральные государственные службы, министерства и ведомства, ключевые СМИ, сами компании.

В России ежемесячно ликвидируется 4000 компаний, происходит 1000 банкротств, принимается 100 000 решений арбитражных судов. СПАРК позволяет отслеживать эти изменения в онлайне. Вот какие сведения содержатся в СПАРКе, при том, что речь идет о миллионах предприятий всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей:

- Реквизиты компании, сведения о регистрации в регистрирующих органах, лицензии;

- Структура компании, совладельцы, дочерние компании, филиальная сеть, руководство;

- Финансовая отчетность компаний, адаптированная для фундаментального анализа;

- Финансовые и расчетные коэффициенты, в том числе отраслевые, сведения об аудиторских проверках;

- Скоринговые оценки, в том числе кредитных рисков и риска неблагонадежности компании;

- Описание деятельности компании, планов ее развития;

- Данные о численности персонала;

- Существенные события, анонсы корпоративных событий;

- Информация о выпусках ценных бумаг, календарь событий по акциям и облигациям, котировки, сведения о регистраторе;

- Рекомендации аналитиков, аналитические обзоры и комментарии;

- База данных по банкротствам и решениям арбитражных судов;

- Сообщения СМИ, публичная информация;

- Сведения об обязательствах компании;

- Информация об участии в гостендерах;

- Данные о доменах компании.

Легко понять, что для обработки такого огромного объема информации необходим штат сотрудников.

Таким образом, функции информагентства диктуют его структуру. В неё обязательно входят такие элементы, как руководство, отделы корреспондентов, Главный выпуск, включая группы мониторинга, а также справочные и инженерно-технические службы, маркетинг.

При этом, как правило, практикуется разделение корреспондентов на политических и финансово-экономических. В РИА Новости была выделена специальная служба РАПСИ (Российское агентство правовой информации), в Интерфаксе есть Служба финансово-экономической информации и Служба политической информации. В структуру каждой из них входят и отделы корреспондентов, и выпуски.

Заметим, что на Главных выпусках обязанности распределяются по-разному. Например, В ТАССе всегда был сотрудник "на флажке" – копитейстер, контролирующий и координирующий весь поток информации. В Интерфаксе с самого начала, то есть на рубеже 80-90-х годов прошлого века, было принято "революционное" по тем временам решение – каждый выпускающий имел право выпускать новости самостоятельно. Это позволило резко убыстрить процесс обработки информации, подготовки новостей. Однако это право имели именно выпускающие, то есть журналисты более высокого уровня подготовки и опыта, а редакторы только обрабатывали новости, готовили их к выпуску. Между тем в РИА Новости выпускать новости на главную ленту имели право все выпускающие, без разделения на выпускающих и редакторов.

В больших агентствах, помимо Главного выпуска, существуют специализированные выпуски. Например, в Интерфаксе это выпуски финансово-экономической информации, региональной информации, военных новостей, международных сообщений и т.д.

В структуру крупных агентств входят также зарубежные «дочки». В Интерфаксе это такие под-структуры, как Интерфакс-Запад (Белоруссия), Интерфакс-Украина, Интерфакс-Азербайджан, Интерфакс-Казахстан. Они расположены соответственно в Минске, Киеве, Баку, Астане, там работают местные журналисты, освещающие жизнь своих государств.

Аналогичные подразделения агентства созданы и во всех федеральных округах Российской Федерации. Ими руководит находящаяся в Москве Региональная информационная служба.

Отметим, что обычно агентства имеют так называемую «пирамидальную структуру»[1], то есть внизу – отделы, они объединены в службы, на самом верху пирамиды – руководство во главе с генеральным директором. Специфика работы агентств диктует именно такую «жесткую вертикаль власти». Необходимость для всех журналистов агентства постоянно находиться в «боевой готовности», в любое время дня и ночи начать активно действовать остро ставит вопрос о дисциплине, о четкости и точности исполнения указаний, а также жестких стандартов создания новостей. Молодому журналисту, который приходит в информационное агентство, надо ясно представлять себе, что эта работа не терпит расхлябанности, необязательности, вальяжного подхода.

Отметим и некоторые другие особые требования, выдвигаемые к журналистам информационных агентств. Эти требования вытекают из специфики работы. Репортерам агентств совершенно необходимы такие качества, как мобильность, постоянная нацеленность на действия, коммуникабельность, умение сходиться с людьми, завязывать и поддерживать отношения, готовность работать в самых сложных, некомфортных условиях. Выпускающим нужны иные качества: умение очень быстро редактировать, быстро давать оценку новости по всему спектру критериев. А основой этого являются обширные знания. Нет таких знаний, которые не пригодились бы выпускающему, так как он сталкивается с широчайшим кругом тем: здесь и внутренняя политика, и экономика, и внешняя политика, и жизнь зарубежных стран, и история, и география, и культура, и спорт…

Особо отметим выпускающих специализированных лент. Если выпускающий главной ленты, собирающей в себя все главные новости дня, обязан знать многое, но, пожалуй, не обязательно глубоко, то выпускающий спецленты должен быть очень хорошим специалистом по данной теме. Например, выпускающий финансовой ленты, по сути дела, должен быть профессиональным финансовым аналитиком, а выпускающий ленты военных новостей знать всё не только об армии, её структуре, родах и видах войск, но и о военной технике – от автоматов до самолетов. В целом же высокопрофессиональный выпускающий – явление редкое, их в природе не больше, чем снежных барсов. Поэтому таких работников особо ценят в серьёзных агентствах.

При всем этом молодому журналисту надо реалистично учитывать, что творческие возможности репортера агентства довольно ограничены. Если в других СМИ журналист нередко может предлагать свои темы, близкие или интересные ему, то журналист агентства такого шанса лишен – он действует только по событиям, по информационному поводу. При этом нельзя сказать, что агентская работа лишена творчества. Просто оно носит несколько особый характер и реализуется исключительно в рамках событийного поля.

В главе об источниках информации агентств мы подробно рассказали о том, где и как корреспонденты ищут новости. Теперь посмотрим, каким образом организована эта работа.

Напомним, что почти все крупные агентства выпускают такой продукт, как «Анонсы предстоящих событий» (конкретные названия могут быть разными, но суть одна). Они выходят в разных режимах – раз в месяц, раз в неделю, каждый день, а в Интерфаксе, например, дважды в день плюс раз в неделю – анонсы на 7 дней. Контент очевиден – это указание на суть предстоящего события, список его участников, его место и время, а также контактные телефоны организаторов. Эта информация полезна для подписчиков, так как позволяет заранее спланировать работу СМИ, послать на интересное событие корреспондента или съемочную группу.

Точно также действует и само агентство, однако его рабочий список анонсов обычно несколько шире, чем тот, который раздается подписчикам, – о некоторых событиях знают лишь корреспонденты агентства, поскольку приглашены туда лично. Например, некоторые совещания, заседания проводятся без большого участия журналистов, туда приглашают лишь нескольких из них. Репортеру агентства важно попасть в этот список. И если на его объекте случилось что-то важное, а журналист об этом не знал – это его прокол.

Итак, все репортеры каждый день распределяются по спискам предстоящих событий – это делается обычно накануне вечером, на вечерней летучке руководства. На утренней летучке лишь вносятся некоторые коррективы в этот план – что-то новое добавляется, какие-то темы всплывают.

С плановыми событиями все достаточно просто, но некоторые темы возникают неожиданно. Например, утром одна из газет пишет, допустим, что два известных политика, лидеры непарламентских партий решили слиться в одну партию. Так ли это? Репортерам агентства немедленно дается задание – связаться с героями публикации, проверить информацию. Если она подтверждается – агентство дает свою развернутую информации со ссылкой на этих политиков. А если не подтверждается – даётся (опять же с такими ссылками) опровержение публикации газеты.

Подобный вариант действий применяется и тогда, когда требуется немедленная реакция агентства, то есть происходит неожиданное событие, требующее оценки со стороны ньюсмейкеров. Например, совершенно неожиданное сообщение президента Путина о его решении помиловать М.Ходорковского 19 декабря 2013 года вызвало волну откликов, которые были организованы информационными агентствами. Политики, депутаты, политологи, правозащитники, юристы активно комментировали эту новость, но возможность высказаться давали им репортеры агентства, которые немедленно после появления новости о помиловании бросились звонить своим ньюсмейкерам.

Более сложный вариант реагирования на внезапные события связан с крупными ЧП. Например, 29 декабря 2013 года на железнодорожном вокзале в Волгограде произошел теаракт с жертвами и десятками пострадавших. Как действует в этом случае агентство? Заметим, что это было воскресенье, и на дежурстве в офисе находилось совсем немного людей. Их задача – не только выпускать срочные новости, но и «поднять на ноги» всех необходимых для освещения события людей.

Самые главные тут – корреспонденты на месте, которые должны полностью покрывать информацию от всех городских и областных инстанций.

Однако и московские журналисты агентств не должны спать. В таких случаях к работе немедленно подключаются репортеры, отвечающие за следующие организации: МЧС, Следственный комитет РФ, Генеральная прокуратура РФ, МВД РФ, Федеральная служба безопасности РФ. От них ждут подробностей о расследовании, о подозреваемых в совершении теракта, новых данных о пострадавших, а от МЧС еще и данных о помощи – будут ли направлены в Волгоград бригады врачей?

Тем временем репортеры, работающие с высшими органами власти, обязаны связаться со своими ньюсмейкерами (пресс-секретарями), ожидая них реакции президента, премьера, руководства Госдумы и Совета Федерации на это преступление.

Этого мало – необходимо выйти на «Российские железные дороги» и узнать, насколько повлиял теракт на движение поездов. Необходимы ли крупные восстановительные работы на самом вокзале?

Если принято решение доставить часть пострадавших на лечение в Москву, то надо связаться медицинскими источниками в столице и узнать – сколько человек привезут, в каких больницах их разместят. Эти источники находятся в Минздраве России и в столичной мэрии…

Мы перечислили 12 источников только в столице, но аналогичные источники в Волгоградской области и городе, а также в Приволжском федеральном округе тоже должны быть задействованы.

И этого мало – появляется информация, что террористка могла прибыть в Волгоград из Дагестана – значит, необходимо подключать источники агентства в Махачкале. И вот уже оттуда приходит сообщение корреспондента о том, что правоохранители республики проверяют всех жителей, выехавших из неё в последние дни…

Только такой широкий охват источников информации позволяет агентству создать по возможности максимально полную картину произошедшего.

И вот что особенно важно: всё это делается не по наитию, а согласно разработанным в агентстве документам, регламентирующим действия сотрудников в подобных ситуациях. В крупных агентствах в полной мере реализуется воинское положение о том, что «каждый солдат должен знать свой маневр». И эти маневры заранее прописаны в инструкциях на случай ЧС, ЧП и т.д.

Гораздо проще планировать освещение крупных событий, о которых известно заранее. Это, например, выборы в Госдуму РФ. Здесь планируется тотальное освещение события: с раннего утра воскресенья (дня выборов) до вечера понедельника работают все журналисты агентства.

Основные точки их присутствия: места голосования первых лиц государства; Центризбирком, где постоянно объявляются данные; местные избиркомы, которые сообщают о ходе голосования; правоохранительные органы, которые дают информацию о состоянии общественного порядка.

После объявления первых итогов (обычно сразу публикуются данные экзит-пулов, а затем идут сообщения ЦИК практически в режиме реального времени) необходимы сообщения из штабов различных партий, комментарии их лидеров по итогам голосования. Далее – уже ночью - идут оценки политологов и первые оценки хода выборов со стороны наблюдателей.

Понедельник – день громких заявлений: ЦИК объявляет официальные результаты, наблюдатели подводят итог своим наблюдениям, кто-то из политиков радуется победе, кто-то требует пересмотра итогов выборов как сфальсифицированных, обещает обратиться в суд, кто-то объявляет программу акций протеста против итогов и т.д. И во всех «горячих точках» должны постоянно находиться репортеры агентства. Их совместными усилиями обеспечивается широкое, полное и максимально объективное освещение хода выборов, их итогов и планов политиков на поствыборное время.

А после освещения событий – плановых или внезапных, сенсационных или рядовых – агентство начинает «разбор полетов». Мы уже затрагивали этот вопрос, говоря о функциях Главного выпуска агентства. Повторим, что рассматриваются две основные составляющие: оперативность по сравнению с конкурентами при освещении главных эпизодов события, а также уровень цитируемости агентства в зарубежных СМИ опять же в сравнении с конкурентами. Итог этой работы: констатация того, где агентство сработало хорошо, но главное – где оно сработало средне или плохо. По итогам такой аналитической работы принимаются организационные и кадровые решения с целью не допустить повторения проколов, намечаются, а затем укрепляются слабые места. Эта работа идет в ежедневном режиме.

 

 


[1] Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. М., 2009 – С. 201.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: