Достаточно того, что выпускник различает лексические и грамматические явления и способен указать на их роль в тексте.-говорит многоуважаемая г Егораева.




Теоретический уровень рассуждения

Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) учащимися в 1-2 предложениях смысла высказывания лингвиста Г.Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Обратите внимание!

При проверке экзаменационных сочинений стоит учитывать, что девятиклассники не должны владеть специальной филологической терминологией, выходящей за рамки школьной программы.

Достаточно того, что выпускник различает лексические и грамматические явления и способен указать на их роль в тексте.-говорит многоуважаемая г Егораева.

Легко сказать- достаточно. Ученикам вообще не нужна ни лексика, ни грамматика. Но ведь сочинение-то нужно писать. И я решила составить таблицу, где чётко разделила лексические и грамматические явления, чтобы дети имели представление с чем им придется иметь дело. Это был мой первый шаг. Перед вами начальная стадия этой таблицы, здесь она представлена не полностью. (слайд 2)

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Синонимы - помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова помогают автору выразить свое отношение к тому, что он изображает, а также сделать это изображение более красочным, ярким Окончания слов Показывают связи слов в предложении (передают значения грамматической объединённости слов)  
Антонимы - выражают самые разнообразные оттенки значений и смысла — сопоставление, противопоставление и т. д.   способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
ЭПИТЕТ повествовательные предложения
омонимы , побудительные предложения
паронимы вопросительные предложения
общеупотребительная лексика восклицательные и невосклицательные предложения
диалектизмы простые предложения
профессионализмы двусоставные и односоставные предложения
Архаизмы историзмы. Помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Архаизмы могут быть использованы для создания торжественности стиля или комического и сатирического эффектов. типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
  неполные предложения
неологизмы распространённые и нераспространённые предложения
заимствованные слова обращения
старославянизмы однородные члены
разговорная лексика обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)
просторечные слова уточняющие и поясняющие члены
книжная лексика вставные конструкции
термины вводные слова и предложения-способ оформления мысли
Фразеологизмы ярко, эмоционально описывают • особенности душевного состояния, поведения человека, • его поступки, действия, помогают легче их представить; • отношение человека к окружающему миру и т.д., • позволяют индивидуализировать речь героев,сделать язык насыщенным, колоритным. прямая речь
эмоционально-экспрессивная лексика косвенная речь
метафора диалог
метонимия сложносочинённые предложения
ирония сложноподчинённые предложения
гипербола бессоюзные предложения
олицетворение риторические восклицания
сравнение риторический вопрос
литота риторическое обращение
эпитет параллелизм
градация анафора эпифора
антитеза инверсия
оксюморон парцелляция
лексический повтор многосоюзие
анафора эпифора бессоюзие
  градация

 

Затем начала заполнять таблицу, где определяла функции каждого явления. Как, например, вы видите на таблице.(слайд 3)

А вот с аргументами будет сложнее, но выход есть.

И поэтому следующий шаг-это поиск заданий в тестовой части, которые могли бы помочь при поиске лексических и грамматических явлений.

1.Обратите внимание на задание А3, где нужно отыскать метафору, эпитет, фразеологизм и т. д. Правильно выполнив его, вы сможете использовать этот пример в качестве первого аргумента. Например, «В предложении 12 «Одним словом, компьютерные игры – это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он имеет значение: «То, что может кончиться хорошо или плохо».

Но если дети не знают хорошо тропы (метафоры, эпитеты и т. д.), то ошибка обеспечена. Аргумент не будет засчитан… Надежнее использовать задание В1, где указано уже, какая это лексическая единица: разговорное слово, термин или просторечие… Остается только сделать вывод, какую роль он играет в тексте.

Думаю, это небольшое замечание вам пригодится: кто предупрежден, тот вооружен…

 

2. Второй аргумент вы можете найти в заданияхВ3-В9. Например, задание В5, касающееся вводных слов.. Аргумент может выглядеть так: «Интересно предложение 12 и с точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и способ оформления мысли».

2.1.Ещё один пример.Такое грамматическое явление, как словосочетание «тебе задаст» с подчинительной связью управление, где глагол управляет местоимением в дательном падеже, не оставляет сомнений, что накажут именно Альку.

2.2.Для второго аргумента задание В4 и В5 брать также опасно: вдруг неправильно определите предложение с однородными членами или вводным словом. Откровенная подсказка для аргумента содержится в задании В7, где назван вид сложного предложения. Остается только определить его роль в этом тексте.

Сочинение для экзамена можно писать в научном и публицистическом стилях. Для своих учеников я решила взять публицистический стиль

• Лингвистическое сочинение в публицистическом стиле – это рассуждение, цель которого - не только информировать читателей о лингвистической проблеме, заявленной в тезисе, но и убедить их в справедливости этого тезиса.

Для публицистического стиля характерны четко выраженное авторское отношение к проблеме; образность; эмоциональность; оценочность

Языковые черты этого стиля:

1)Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; использование экспрессивно-оценочных слов и выражений.

2) Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, риторических вопросов, экспрессивных повторов, рядов однородных членов; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.

Обратите внимание, что аргументы лексические и грамматические должны раскрыть события, героев, ситуаций с одной стороны, то есть, если вы говорите о тоске собаки по своему хозяину, ваши доводы должны быть связаны между собой.

Например

Например, просторечное слово «задаст» (предложение 41) отражает представление Матвея Сергеевича о том, как поступит мать, увидев сына «увозившимся». И такое грамматическое явление, как словосочетание «тебе задаст» с подчинительной связью управление, где глагол управляет местоимением в дательном падеже, не оставляет сомнений, что накажут именно Альку.

Теперь поговорим о построении сочинения.

Уважаемые коллеги, вы уже знаете, что написать сочинение на лингвистическую тему можно по шаблону. И я решила создать готовые шаблоны для детей (слайд 4,5)

Вступление Слова К. Г. Паустовского понимаю так:…….. Обратимся к тексту.
Лексика Так, в предложении 52 говорится о том, что
Грамматика В предложении 24 автор использует… В этом тексте он используется в качестве….
Вывод Таким образом, могу сделать вывод, что прав был……………., утверждавший, что «…….задание»

Обратите внимание!

Нельзя в сочинении сразу после тезиса приводить примеры из текста! Должен быть элемент рассуждения ученика о том, как он понимает эти слова!

«…Насколько правильно понят исходный тезис, можно только тогда, когда в работе есть комментарий, в котором учащийся своими словами формулирует понимание исходного тезиса…».

Вот вариант вступления: «Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст».

 

А это вариант вывода в сочинении: «Могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: