Определение целей и задач




СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Программа социологического

Исследования

Социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых исследователем процедур — сбора, обработки и анализа информации, для получения теоретических выводов и практических рекомендаций.

Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований:

1) Теоретико-прикладные исследования, цель которых — содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.

2) Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Эти исследования иногда называют социально-инженерными. Теоретические подходы, уже разработанные в науке, реализуются здесь в конкретном приложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта,системы мероприятий для внедрения в практику.

Программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы.

Методологический раздел программы:

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2. Определение цели и постановка задач исследования.

3. Интерпретация и операционализация основных понятий.

4. Предварительный системный анализ области исследования.

5. Выдвижение гипотез.

Процедурный раздел программы:

6. Выбор организационно-методического плана исследования.

7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

8. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т.д.

Проблема, объект и предмет

Исследования

Непосредственным поводом к проведению практически ориентированного социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социального организма. Реальные жизненные противоречия создают проблемную ситуацию, для решения которой необходимы дальнейшее развитие знания и соответствующие управленческие решения. Проблемная ситуация более или менее точно отображается в научной проблеме, в которой фиксируется противоречие между знанием о потребностях общества и его организацией в определенных практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих действий. Постановка научной проблемы означает выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено.

Проблемная ситуация, возникающая в процессе практической деятельности того или иного социального института или организации, не всегда выливается в научную проблему. Если проблемную ситуацию можно разрешить уже известными средствами, то речь идет о практической проблеме, о поиске способов приложения старых знаний и уже имеющихся средств. Особенностью решения научных проблем является получение нового знания, причем в этих проблемах, как правило, сочетается практический аспект с научным.

Итак, решить научную проблему — получить новое знание, создать научную модель, объясняющую то или иное социальное явление. На основе этого знания вырабатываются рекомендации по решению социальных проблем.

Важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных. Для этого исследователь должен обладать широким научным кругозором и глубоким знанием жизни, уметь сопоставлять возникающие перед ним проблемы со всем объемом имеющегося знания и находить им соответствующее место в системе этого знания.

Случается, что не всегда удается четко сформулировать научную проблему в начале составления программы исследования. В этом случае проблема намечается лишь в общих чертах, а при дальнейшей разработке программы ее формулировка уточняется.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть и социальный процесс, и область социальной действительности, и какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию. Объект социологического исследования — это то, на что направлен, процесс познания.

Помимо объекта выделяется также предмет изучения или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект — то, что содержит социальную проблему, постольку предмет — это те его свойства и стороны, которые наиболее сильно выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организаций, образуют как бы полюса социального противоречия или конфликта. Одному и тому же объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый их которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, а главное — для решения какой социальной проблемы выбран.

Объект и предмет социологического исследования совпадают, когда стоит задача познания всей совокупности закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта.

Предмет социологического исследования в конечном виде представляет собой определенную систему, которая кладется в основу решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей. Элементами самой системы выступают факторы: причины, условия, зависимости и т.д. Эти факторы подразделяются на прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные.

Элементы и связи образуют некоторую упорядоченность или структуру предмета исследования. Поскольку социальная система функционирует и развивается, можно рассматривать структуру в статике и динамике, выделяя при этом как механизмы функционирования, так и развития.

Один и тот же объект можно описать по-разному. Решение этого вопроса в каждом частном случае определяется проблемой и целями социологического исследования. А от того, какие будут выбраны элементы и связи, зависит, в свою очередь, и выбор средств их фиксации (методики сбора и анализа данных).

Определение целей и задач

Исследования

Цель исследования ориентирует на его конечный результат предполагающий разрешение заявленного противоречия. Задачи же формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования. Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев.

Цель социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию — теоретико-прикладную или прикладную. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование.

Если цели социологического исследования не вполне ясны исследователям и представителям тех организаций, которые обратились к ним с социальным заказом, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. Чтобы избежать конфликта и вместе с тем сохранить комплексный характер социологического исследования в программе разрабатывается четкая система основных и неосновных задач.

Логика социологического исследования обусловлена содержанием проблемы, задаваемым центральным вопросом. В теоретически ориентированном исследовании, прежде всего, решаются научные (основные) задачи. В практически ориентированном исследовании практические задачи являются основными, а научные — неосновными.

Если основная цель формулируется как теоретическая, то при разработке программы главное внимание уделяется изучению научной литературы по данному вопросу, построению гипотетической общей концепции предмета исследования, четкой семантической и эмпирической интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и логическому анализу рабочих гипотез. Конкретный объект исследования определяется только после того, как выполнена эта предварительная исследовательская работа на уровне теоретического поиска.

Иная логика управляет действиями исследователя, если он ставит перед собой непосредственно практическую цель. Он начинает работу над программой, исходя из специфики данного социального объекта (т.е. с того, чем завершается предварительный теоретический анализ в предыдущем случае) и уяснения практических задач, подлежащих решению. Только после этого он обращается к литературе в поисках ответа на вопрос: имеется ли «типовое» решение возникших задач, т.е. специальная теория, относящаяся к предмету? Если «типового» решения нет, дальнейшая работа развертывается по схеме теоретико-прикладного исследования. Если же такое решение имеется, гипотезы прикладного исследования строятся как различные варианты «прочтения» типовых решений применительно к конкретным условиям.

Основные задачи соответствуют цели исследования. Неосновные ставятся для подготовки будущих исследований, решения методологических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой и т.д. При научной или практической ориентации социологического исследования неосновные задачи целесообразно решать на материале, полученном для поиска ответа на центральный вопрос, анализируя те же самые данные, но под другим углом зрения. Возможно, что неосновные задачи не получат законченного решения. Но они могут помочь в постановке научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе.

Определение цели исследования позволяет далее упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач.

Основные и частные задачи логически связаны, частные вытекают из основных, являются средствами решения центрального вопроса исследования.

Очень важно различать программные задачи исследования и те, что будут возникать в процессе его развертывания, в том числе и методические. В сущности, каждая стадия развертывания программы и анализа получаемых данных предваряется постановкой конкретных задач. Предусмотреть всю их последовательность невозможно, да и в этом нет надобности. Говоря в целом, формулировка задач исследования — это не единовременный акт, а скорее процесс. Однако в нем есть свои этапы, и первая стадия как раз состоит в том, чтобы ясно формулировать цели, основные и частные программные задачи исследования

Итак, цель исследования логически диктует структуру его основных задач — теоретических и практических, последние требуют уточнений в виде ряда частных программных задач. Кроме того, может быть поставлено некоторое ограниченное число побочных, дополнительных задач. Исследователь должен быть готов к тому, что по мере развития исследовательского процесса будут уточняться частные задачи, возникать новые, и так до окончания работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: