В процессе интерпретации основных понятий намечается эмпирическая область, соответствующая выделенному ранее предмету исследования, который благодаря этому был расчленен на какие-то значимые в свете основных задач элементы. Выделение ключевых понятий проблемы и их интерпретация в скрытом виде опираются на некоторое более или менее систематическое представление о предмете в целом.
Последующий анализ должен «проявить» образ предмета, сделать его ясно выраженным, более четким и определенным. Предмет должен быть подвергнут системному анализу
При построении модели предметной области исследователь не всегда опирается на концепцию изучаемого объекта, тщательно разработанную на основе уже имеющейся теории. Может быть так, что теории еще нет, и вопрос о ее создании только ставится. Тогда исследователь может опираться на специально построенную им рабочую концепцию, которая в процессе дальнейшего исследования может несколько раз перестраиваться, прежде чем принять окончательный вид и выполнить функции теории. Кроме того, он может опираться на свои чисто интуитивные представления, которые выявляются именно при построении концептуальной модели и в дальнейшем могут быть оформлены в рабочую концепцию.
Любое социальное явление следует рассматривать в контексте конкретной социальной ситуации. Для этого нужно выделить общие и специфические элементы (факторы), описывающие ситуацию. Вторая группа факторов — явные и латентные (скрытые). Под явными факторами мы имеем в виду обстоятельства, которые непосредственно поддаются контролю в объекте исследования. Далее, выделим факторы объективного и субъективного характера. Объективные — условия и обстоятельства, которые предположительно образуют независимые от субъекта предпосылки его деятельности, а субъективные — те, что связаны с отражением внешних условий в сознании индивида. Тогда факторы объективного характера можно рассматривать как область внешних побуждений к деятельности (стимулы), а субъективные — как внутренние побуждения. Теперь объект изучения представлен как расчлененный на качественно различные элементы, связанные воедино в некоторую гипотетическую систему.
|
Предварительный системный анализ предмета исследования — это, по существу, «моделирование» исследовательской проблемы, т.е. такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы исследования.
Выдвижение гипотез
Гипотеза в социологическом исследовании — это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития.
Логическая конструкция гипотезы представляет собой условно-категорическое умозаключение «Если..., то...». Первая посылка выдвигает условие, а вторая утверждает следствие из данного условия. Если исследование не подтверждает следствие, гипотеза опровергается, но подтверждение следствия не дает логических оснований для достоверности гипотезы. Подтверждение делает гипотезу правдоподобной, вероятной. Отсюда одно из принципиальных требований к хорошей гипотезе: чем больше следствий она содержит, тем более вероятно ее подтверждение.
|
Предварительный системный анализ объекта есть не что иное, как формулирование общей гипотезы по предмету исследования. Исходя из этого не проверенного систематическими исследованиями знания, черпаются аргументы для построения целой цепочки детализированных исходных гипотез, представляющих собою не что иное, как возможное объяснение исследовательской проблемы. Руководствуясь ими, исследователь проверяет обоснованность выдвинутого объяснения, но не целиком, а как бы по частям.
Важно, чтобы гипотезы были логически связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения. В таком случае подтверждение одной гипотезы дает дополнительные основания для принятия связанной с ней посылки. Проверка следующего следствия из общей посылки предполагает новые подтверждения и так дальше. Понятно, что опровержение первой рабочей гипотезы требует выдвижения новых гипотез.
Итак, исходные гипотезы должны быть развернуты в целую цепочку выводных гипотез-следствий (операция дедуктивной обработки гипотез). В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые сформулированы в менее общих понятиях, чем исходные предположения. В противном случае гипотеза непроверяема в эмпирических данных.
Проверка выводных гипотез возможна лишь в случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации и операционализации.
С точки зрения задач исследования, гипотезы подразделяются на основные и неосновные. В отличие от гипотез оснований и следствий, которые логически взаимосвязаны, эти гипотезы относятся к разным задачам и как бы сосуществуют друг с другом. Естественно, что главное внимание при выдвижении гипотез уделяется основным предположениям, относящимся к центральному вопросу исследования.
|
По степени разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первых, если те опровергаются эмпирическими данными. Иногда первичные гипотезы называют «рабочими» в том смысле, что они используются как строительные леса для возведения более обоснованных гипотез. Хорошее исследование опирается обычно на целую серию альтернативных гипотез. Тогда проверка позволяет получить более высокие основания для принятия тех предположений, которые остались после отбрасывания других альтернатив.
По содержанию предположений о предметной области проблемы можно выделить описательные и объяснительные гипотезы. Описательные — это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки.
Существуют некоторые общие требования, которым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке.
А) Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.
Б) Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Иными словами, гипотеза объясняет все известные факты, не допуская исключений из общего предположения.
В) Гипотеза не должна обрастать целым «лесом» возможных допущений и ограничений, лучше исходить из максимально простого и общего основания.
Г) Хорошая гипотеза может быть приложена к более широкому кругу явлений, нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании.
Д) Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования. Хотя это требование также очевидно, оно нередко нарушается.
3.7 Организационно-методический план исследования
3.7.1 Стратегический план
В зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте, а также ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия исследовательского поиска, определяющая последовательность операций, осуществляемых исследователем. Можно выделить следующие основные вида стратегических планов.
1. Поисковый (разведывательный) план социологического исследования применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Цель такого плана — формулировка проблемы.
Поисковый план следует отличать от такой исследовательской процедуры, как пилотажное (пробное) исследование. В отличие от разведывательного плана целью пилотажного исследования является проверка методик, которую можно осуществлять при любом стратегическом плане.
Разведывательный план предполагает три основных стадии работ: изучение документальных источников, организация и проведение опросов экспертов и осуществление наблюдений.
Работа на стадии изучения документов начинается с составления возможно полной библиографии и завершается проработкой источников.
Опрос экспертов (специалистов-ученых и специалистов-практиков). Беседы со специалистами преследуют несколько целей. Надо убедиться, что составленная библиография охватывает проблему, что не упущено чего-то важного. Беседы с практиками также имеют целью поиск дополнительной информации. Другая задача таких интервью — поиск надежных документальных сведений: картотек, протоколов решений, справок, отчетов и т.п., третья — набросок первичных гипотез.
Наблюдение — завершающий этап поиска. Оно не формализовано, как в случае описательного плана исследования. Как правило, имеется лишь перечень вопросов для изучения, но пока отсутствует детальное (формализованное) членение их по пунктам. Целесообразно наблюдать поведение новичков, недавно появившихся на изучаемом объекте. Они подмечаю те особенности, которые не заметны старожилам. Важно обратить особое внимание на конфликтные и необычные ситуации, которые наиболее рельефно обрисовывают нормальные условия деятельности, ибо конфликт — это выход за рамки нормы, обозначающие ее границы. Интересны переходные стадии объекта в момент реконструкции, осуществления социальных и экономических экспериментов, бурного развития, когда анализ социальных явлений особенно продуктивен для выдвижения объяснительных гипотез.
Работа по поисковому плану завершается ясной и четкой формулировкой проблемы и выдвижением гипотезы.
2. Описательный (дескриптивный) вариант исследования возможен, когда знание объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана — строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений.
Исследование по описательному плану позволяет упорядочению зачастую известных фактов, установлению соотношения между ними — иногда и в количественной форме.
При описательном плане исследования недостаточно изучения литературы, неформализованного наблюдения и интервью. В данном случае обычно применяется другой набор исследовательских средств: выборочное и монографическое исследование, опрос, статистический анализ полученных данных и др.
Дескриптивное исследование заканчивается классификацией данных в рамках поставленных задач (вопросов), детальным описанием структуры предмета с минимально необходимой интерпретацией установленных фактов особенностями обследуемых общностей в их социально-профессиональном, социально-демографическом, территориально-поселенческом, этнокультурном и других аспектах. В описательный план вводят элементы аналитического, т.е. изучают взаимосвязи между социальными показателями.
3. Аналитико-экспериментальный (объяснительный) план — наиболее сильный вариант исследовательского поиска. Его применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Цель плана — установление причинно-следственных связей в объекте, раскрытие не только структуры объекта, но и причин обуславливающих его функционирование и развитие.
Особую разновидность аналитико-экспериментального плана образуют исследования, цель которых — поиск управленческих решений. В том и другом случаях исследователь пользуется логикой экспериментального анализа, но при организации практического эксперимента возникают специфические задачи, отличные от тех, которые приходится решать при работе по аналитико-экспериментальному плану в научных целях.
Социальный эксперимент осуществляется либо путем целенаправленного воздействия на реальные объекты (натурный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах, которые в этом случае ставятся в экспериментальные условия лишь мысленно. Мысленный эксперимент иногда можно провести на материалах, полученных по описательному плану, если имеется достаточно полная информация, удовлетворяющая требованиям объяснительных гипотез. В этом случае речь идет об экспериментально-аналитическом или «псевдоэкспериментальном» варианте плана исследования.
В реальной практике социологических исследований редко бывает так, чтобы один из описанных выше типов стратегического плана существовал в чистом виде. Иногда в одном исследовании сочетаются все типы планов: начинается оно с поиска, потом идет выдвижение описательных гипотез, а затем уже следует уяснение причинно-следственных связей путем реализации аналитико-экспериментального плана исследования.
4. План повторно-сравнительного исследования в отличие от предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и других разрезах.
Стратегии временных исследований ориентированы на изучение развития явлений и процессов во времени. Здесь следует различать три главные стратегии.
Панельные исследования. В этом случае изучаются изменения одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности.
Повторные исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. В отличие от панельного исследования при повторном опросе нет необходимости сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности. Необходимо лишь обеспечить их принадлежность к определенной социальной группе.
Когортные исследования изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. В таком исследовании в выборку могут попадать каждый раз различные индивиды, однако все они должны принадлежать одной и той же когорте.
3.7.2 Методический план
Каждое социологическое исследование — это уникальное сочетание объекта и предмета изучения, целей и задач стратегического плана и соответственно методов исследования. Часть программы, посвященная характеристике методик сбора информации, не может быть простым перечислением приемов исследования. Именно в этой части программы следует обеспечить неразрывное единство рабочих понятий и рабочих гипотез не только со способами сбора информации, но и со способами ее дальнейшей обработки. Для этого следует обосновать соответствующий выбор методов и методик в соответствии с гипотезами и заранее продумать возможные способы обработки и анализа собранного материала так, чтобы они давали информацию, необходимую для проверки именно данной гипотезы, чтобы они в этом смысле были «привязаны» к гипотезе.
По ходу изложения обязательных методических и технических приемов исследователь перепроверяет общую теоретическую концепцию исследования с точки зрения того, возможно ли с помощью данных средств получить именно ту информацию, которая необходима для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез.
Методологически грамотное исследование предусматривает в программе перспективу дальнейшей обработки и анализа полученной информации. Социологическое исследование не сводится только к сбору данных. Цель его — дать научно обоснованную интерпретацию фактов, а это в свою очередь, подразумевает необходимость обработки собранных данных на основании заранее разработанной схемы. Методологическая часть программы связывается с процедурой не только через средства сбора информации. Формулируя гипотезу, исследователь должен одновременно предусмотреть, как собрать материал, как его обработать и проанализировать, опираясь на гипотезу.
Первичный материал — это массив данных, полученных при помощи методов сбора, предусмотренных в программе социологического исследования. Сам по себе массив трудно обозрим и не пригоден для теоретического анализа. Первичная обработка упорядочивает, классифицирует эмпирический материал, придавая ему обозримый вид.
В данной части программы должна быть намечена схема применения средств обработки в соответствии с задачами исследования. Важно, чтобы обработка данных и их теоретическая интерпретация были приспособлены к выдвинутым гипотезам, чтобы все эти шаги были не разрозненными операциями, а элементами единого исследовательского процесса.
План обработки первичной информации предусматривает выбор соответствующих математических методов ее обработки, технических средств и места обработки.
3.8 Рабочий план исследования
Современное социологическое исследование основывается на детальном разделении труда, поскольку количество выполняемых операций или отдельных видов работ достаточно велико, а с развитием техники и технологии исследования их число будет нарастать. В этой связи с целью планирования наряду с программой социологического исследования разрабатывается рабочий план исследования. Этот план составляется после завершения разработки программы и утверждается одновременно с ней. Завершение разработки программы является исходным пунктом составления рабочего плана.
По своему назначению рабочий план призван упорядочить основные этапы исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, материальными и людскими затратами, необходимыми для достижения конечных целей исследования. Основными звеньями этого плана являются пилотажное исследование, полевое исследование, подготовка первичных данных для обработки, их анализ и интерпретация, изложение результатов.
Пилотажные исследования позволяют оценить качество вопросников, протоколов наблюдений, процедур анализа документов, модели выборки, а также ввести необходимые изменения и коррективы. Итоги этих исследований фиксируются в рабочих документах, составляются окончательные варианты методик, инструкции по выборке и организация сбора исходных данных.
Полевое обследование обеспечивает сбор основного материала. Планом предусматривается обеспечение соблюдения инструкций, разработанных на стадии пилотажных исследований, контроль доброкачественных исходных данных по мере их поступления, организация системы хранения первичных данных.
Подготовка данных для обработки (как правило, с использование компьютерных средств обработки) включает редактирование, кодирование, контроль качества данных после ввода в программу обработки.
Обработка данных планируется с учетом имеющихся средств. Анализ данных осуществляется в соответствии с решаемыми задачами и гипотезами исследования. Итоги исследования оформляются в виде отчета.
Отчет — определенная форма подведения итогов эмпирического социологического исследования — выполняется по определенному плану. Он содержит в себе описание всех разделов программы исследования, изложение используемых теорий и методологического аппарата, а также описание и объяснение полученных данных.
Рабочий план включает также в себя временной (сетевой) график осуществления различных видов работ, подбор и подготовку исполнителей, расчеты необходимых материальных затрат на исследование, разъяснительную работу, разработку форм контроля за проведением исследования.
Для того чтобы ввести фактор времени в организационно-методический пан исследования и обеспечить четкое и своевременное выполнение отдельных видов работ, обычно используется в том или ином виде схема сетевого графика. Каждый из рассмотренных ранее видов работ состоит из ряда элементарных операций, которые выделяются в организационно-методическом плане исследования и представляются в виде сетевого графика.
Укрупненные виды работ, предусмотренные организационно-методическим планом, вовсе не должны реализовываться в той последовательности, в которой они были представлены. Многие из этих работ могут и должны выполняться параллельно.
Из опыта реализации программ социологического исследования известно, что «узким» местом часто являются тиражирование методических документов, кодировка, контент-анализ, аналитическая работа и некоторые другие.
Использование сетевого графика или более простых видов социологических работ предполагает создание определенной организационной структуры проведения исследования в целом и отдельных видов работ.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит основное назначение программы социологического исследования?
2. Поясните разницу между предметом и объектом исследования.
3. Каким образом выстраивается система основных и неосновных задач?
4. В чем основное отличие между программными и методологическими задачами?
5. Как между собой соотносятся основный, частные и дополнительные задачи?
6. Поясните смысл понятий «операциональное определение» и «опреационализация». В чем состоят различия?
7. В чем заключается основное назначение системного анализа предметной области при проведении социологического исследования?
8. Какая зависимость существует между количеством гипотез-следствий и вероятность подтверждения/опровержения главной гипотезы?
9. Прокомментируйте суть описательных и объяснительных гипотез.
10. В каких случаях возникает необходимость выдвижения вторичных гипотез?
11. Укажите основные характеристики поискового, описательного и аналитико-экспериментального плана исследования. Раскройте их содержание.
12. Какие разделяя отражаются в рабочем плане исследования?