вопрос Основные качества речи




Класс УГДД

Вопросы изучения темы

1) Трудовая династия

2) Связь поколений

3) Качества хорошей речи

Задания

1 Прочитать материал по 1 вопросу, записать в тетрадь определение трудовая династия, ее признаки.

2 Прочитать материал по 2 вопросу, записать причины сохранения связи поколений.

3 Прочитать материал по 3 вопросу, переписать таблицу "Качества хорошей речи"

4 Подготовить сообщение (формат А-4) о профессиях членов вашей семьи, об одной из трудовых династий.

Задания 1-3 выполняются в тетради, сдать работы 25.01

Задание 4 выполняется как сообщение (формат А-4), срок сдачи- 29.01

Вопрос

Трудовая династия

Трудовая семейная династияэто гордость любого производства, любой отрасли, потому что вслед за родителями на производство приходят дети, внуки. Таким образом, поколения сменяют друг друга на рабочем посту.

Обычно трудовой династией признаются члены одной семьи и их близкие родственники, имеющие три и более поколений – последователей семейной профессии, работающие в одной профессиональной сфере, организации.

Членами трудовой династии считается: жена (муж), братья, сестры, их жены, мужья и дети, дети и внуки основателя династии или главы семьи, а также его (ее) снохи и зятья.

Считается, что суммарный стаж работы трудовой династии в одной сфере профессиональной деятельности должен быть не менее 50 лет.

Главой династии признается старший по возрасту из членов династии, имеющих наибольший стаж работы.

В трудовых династиях профессиональные навыки, особенности и специфика определённого вида работ передаются от родителей детям и усваиваются с детства. Это позволяет от поколения к поколению развивать и углублять профессиональные навыки, оттачивать мастерство. Кроме того, принадлежность к трудовой династии повышает у ее представителей профессиональную ответственность. В свою очередь наличие и количество трудовых династий считается показателем социальной стабильности на предприятии, престижа компании. Поэтому в социально ориентированных компаниях ценят и чествуют трудовые династии.

Связь поколений

Все мы чьи-то дети, внуки, правнуки. Они подарили нам жизнь, воспитали, поделились своим опытом. Каждое поколение отличается от предыдущего: меняются взгляды, приоритеты, традиции. Очень важно сохранять связь поколений. Связь младших поколений со старшими и знание своих корней помогает в жизни, наполняет ее смыслом и осознанностью. И вот почему:

Родители подарили нам жизнь. Часто человек не ценит то, чем обладает, считает жизнь неудавшейся и неинтересной. Понимание, насколько она на самом деле прекрасна, наступает в критических ситуациях. А ведь наверняка все люди хоть раз в своей жизни чувствовали абсолютное счастье, со слезами на глазах благодарили за те чудеса, которые происходят: подаренный на день рождения щенок, победа в соревнованиях, встреча с любимым человеком, рождение ребенка, выздоровление родных от тяжелой болезни. Такие моменты порой вмиг заставляют забыть беды и невзгоды, а иногда помогают надолго отучиться жаловаться на превратности судьбы. Поблагодарите родителей, бабушек и дедушек за вашу удивительную и уникальную жизнь.

В том, какими мы выросли, есть заслуга старших. Считается, что в большей степени личность формируется в период от трех до пяти лет. Как правило, в этом возрасте малыш окружен вниманием и участием и родителей, и бабушек и дедушек. На ребенка сильно влияют не только методы воспитания, а еще и личностные особенности взрослых, их манера поведения, образ жизни и привычки.

Деды искренне боролись за наше счастье. Нашим предкам пришлось пережить немало войн. Одна из самых значимых — Великая Отечественная. Многие ветераны фронта и тыла мало рассказывали о том, что испытали, были скупы на воспоминания, они давались им слишком тяжело. И сколько же сейчас их детей сожалеют о том, что мало спрашивали, не интересовались событиями военных лет, считая, что времени и возможностей сделать это еще предостаточно. Ведь в каждой российской семье есть свои герои, но вся ли семья знает их историю? Однако даже часть общедоступных фактов, архивов и мемуаров дают отчетливое представление о роли наших дедов в прадедов в борьбе за то, что мы имеем. Их цели, самоотверженность, мужество, героизм и настоящий патриотизм очевидны и искажению не подлежат. Память, почитание и уважение, передаваемые из поколения в поколение, — наша благодарность людям, в ту минуту забывшим обо всем и только выполнявшим свой долг.

Преемственность поколений — мощный ресурс. В притчах, пословицах и выражениях мудрецов разных народов значительная часть посвящена плачевной доле тех, кто отрекается от семьи. Представьте, сколько людей участвовали в создании каждого из нас, и все они обладали силой, мудростью, огромным опытом проживания разных ситуаций. Даже небольшой экскурс в прошлое — примерно поколений на пять — заставит поразиться тому, насколько удивительными были наши родные и чем они были замечательны. И это все сохранилось в нас, их потомках, позволяя реализовывать накопленное веками сегодня.

Возможность стать лучше. Бывает и так, что с родными поддерживать связь слишком тяжело. Например, детям, от которых когда-то отказались родители. В таком случае жизнь можно наполнить своим собственным, новым и более подходящим смыслом. Как вариант — самому стать основоположником рода, способного быть опорой и поддержкой всем имеющим к нему отношение. Ведь на ошибках отцов можно и нужно учиться. Помните: каким бы сложным ни было прошлое, каждый может творить желаемое настоящее, тем самым меняя будущее — как свое, так и следующих поколений.

 

вопрос Основные качества речи

Чтобы увеличивать словарный запас, необходимо как можно больше слов вводить в свое активное использование, для этого нужно внимательно относиться к новым, незнакомым, непонятным словам, сразу же прояснять их для себя и использовать в своей речи.

Все эти качества: правильность, чистота, богатство – связаны со знанием языка и использованием языковых средств в речи.

Такие качества речи, как точность и логичность, связаны не столько с языком, сколько с мышлением. В связи с этим вспоминается известное выражение: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

Точность речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли. Оно предполагает хорошее знание предмета речи и лексического значения слов.

Точное выражение мысли важно для понимания. Приходилось ли вам слышать или говорить такие фразы: «Вы меня неправильно поняли. Я совсем не то имел в виду». Если возникают подобные ситуации непонимания, это свидетельствует о том, что речь говорящего не была точной, то есть он не смог выразить свою мысль так, чтобы его поняли правильно, сказать именно то, что он имел в виду, а не что-то другое.

Точная речь – это такая речь, которую нельзя понять неправильно, или понять не полностью, или понять двояко. Как, например, можно понять такую фразу: «Займи мне, пожалуйста, лучинку»? Вероятно, собеседник просит, чтобы его адресат пошел и занял у кого-то... но непонятно, что именно имеется в виду под «лучинкой», так как слово «лучина» означает «тонкая щепка сухого дерева, используемая в старину для освещения крестьянской избы». Вряд ли это именно то, что имел в виду говорящий. После долгих выяснений оказывается, что под «лучинкой» имелась в виду «луковичка», которую говорящий просил «одолжить» или «дать взаймы», а не «занять», то есть он совсем не хотел, чтобы его адресат шел и просил ее у кого-то.

Точность речи особенно важна в, понимании и использовании терминов. Так, в определении «Слово "зеленый" обозначает прилагательное» существует терминологическая неточность, так как лексическое значение этого слова связано с цветом, а прилагательное – это часть речи. В данном случае говорящий не различает эти понятия.

Существует также фактическая точность, которая связана с правильным отражением свершившихся фактов, правильным указанием времени, места, события и т.д.

При обращении к языку художественной литературы можно говорить об образной точности речи писателя. Образная точность достигается только тогда, когда автор нашел именно те слова, которые абсолютно точно передают ту мысль, которую он хотел выразить.

Логичность речи предполагает умение владеть логикой рассуждения, логично мыслить, знать и уметь применять языковые средства, способствующие смысловой организации высказывания.

Логичная речь – это речь, не противоречащая законам логики, законам мышления.

Признаками логичности являются непротиворечивое сочетание слов, правильный порядок слов, правильное использование

служебных и вводных слов, умелое употребление различных языковых средств для связи частей текста, правильное использование абзаца, выбор синтаксических структур, адекватных логике и содержанию высказывания, композиция текста как показатель логичного высказывания.

Ярким примером отсутствия логичности может служить пословица: «В огороде – бузина, а в Киеве – дядька».

Выразительной называется та речь, которая способна не только поддерживать внимание или интерес читателя, но и усиливать эффективность воздействия речи на адресата.

Выразительная речь – это речь, с помощью которой говорящий достигает своих целей. Поэтому в каждом стиле и жанре существует своя выразительность. Наибольшее соответствие стилю и жанру, эффективное использование надлежащих языковых средств и будет придавать тексту выразительность.

В устной речи значительную роль играют интонационная выразительность, манера говорить, дикция, голос. В письменной речи выразительность может складываться из всех качеств хорошей речи в зависимости от задач стиля; например, в научном стиле необходима особая, терминологическая точность и логичность изложения, в публицистическом стиле для выражения какого-либо эмоционального отношения к тому или иному факту, для его оценки требуются богатство речи, умелое использование самых разнообразных языковых средств.

В художественной речи важную роль в достижении выразительности играют тропы.

Уместность речи – это соответствие высказывания конкретной ситуации.

Уместная речь – это такая речь, в которой учитывается, что говорит автор, кому он это говорит, где, когда и сколько.

Так, можно очень умно и красиво рассуждать о том, о чем слушатели не имеют никакого понятия, но такая речь будет неуместной, потому что если адресат не понимает обращенного к нему сообщения или не может уделить этому внимания, то можно считать, что общение не состоялось. Поэтому именно уместность речи делает общение эффективным, успешным, помогает достигать своих целей.

Но все это относится к устной речи, а существует ли такое качество, как уместность, в письменной речи? Конечно. Уместность в письменной речи проявляется в соответствии выбора языковых средств определенному стилю и жанру. В жанрах официально-делового стиля (заявлениях, расписках, договорах и т.д.) будет неуместным употребление языковых средств, свойственных другим стилям, например художественному. Попробуйте написать заявление о приеме на работу, используя какие-нибудь тропы. Если у вас и получится, то, скорее всего, это будет очень смешно и может восприниматься как нечто юмористическое.

Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложений, речь его мы называем правильной.

Вторая, высшая ступень культуры речи – такое употребление языковых средств, которые наиболее соответствуют речевой ситуации – адресату речи, цели и месту общения. На этой ступени речь должна быть не только правильной, но и хорошей.

В понятие хорошей речи включается как минимум 3 признака: богатство, точность и выразительность.

Качества хорошей речи

Свойства хорошей речи Основные рекомендации
1. Содержательность Продумайте тему и основную мысль своего высказывания; раскрывайте их полно, но не говорите и не пишите лишнего: весь материал подчиняйте теме и основной мысли
2. Последовательность Следите за порядком изложения мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом
3. Богатство (Большой запас активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций) Используйте разнообразные языковые средства; избегайте неоправданного повторения слов
4. Точность (Выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль) Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли
5. Выразительность (Отбор языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения) Подбирайте слова и выражения, наиболее ярко передающие ваши мысли, воздействующие на адресата речи
6. Уместность Всегда учитывайте, с кем говорите и в какой обстановке
7. Правильность Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы литер-го языка

Культура речи включает в себя две ступени освоения литературного языка: достижение правильности речи, т.е. овладение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), и речевое мастерство – не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из вариантов речевых средств наиболее точное в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместное, выразительное и т.п.

Основные качества речи

Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.

Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов
(диалектных, профессиональных, жаргонных и др.)

Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли.

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.

Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию.

Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.

Содержательность речи

Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Не случайно уже в древнерусском языке одно из значений слова смысл было
«разум, рассудок, ум». В таком значении оно оставалось известным и в XIX в.
Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А. С. Пушкина: «Руслан томился молчаливо, И смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».

Содержательные лекции, выступления, романы, статьи доставляют человеку наслаждение, приносят радость, обогащают новыми знаниями, недаром народ говорит: «Хорошую речь хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк ума наберется». Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.

Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку:
«Когда говоришь — думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь». И в этих пословицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.

Сколько юмора, иронии заключает в себе пословица «Из пустого в порожнее переливать». Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. «Наговорили, что наварили, а глянь — ан нет ничего», «Во многословии не без пустословия», «Говорит день до вечера, а послушать нечего», «Много наговорено, да мало сказано». Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму ни сердцу.

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить:
— какие положения будут развиты;
— что нового вносится в решение вопроса;
— что остается спорным и требует дальнейших размышлений;
— насколько высказываемые мысли аргументированы;
— какова авторская позиция.

Точность речи

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления.

Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Таким образом, точность речи определяется:
— знанием предмета,
— логикой мышления,
— умением выбирать нужные слова.

Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи.

Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи.

Понятность речи

Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пишущего, выделяется требование понятности. М. М. Сперанский (1772—1839) в «Правилах высокого красноречия» подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали,
«есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».

Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова.

По мнению исследователей, общепонятность языка определяется прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости.

Чистота речи

Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов- паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др. Это производит очень неприятное впечатление.

Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Выразительность речи

Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: