Своим учением о сознании он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе.




Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое – духовное – бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру.

Их абсолютная разнородность – главный пункт учения Декарта.

В рассуждениях о душе и о теле Декарт стремился к построению истинной системы знаний.

Убедившись, что в философии и в других науках нет каких – либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности.

Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях научного исследования.

В первую очередь Декарт сомневается в достоверности чувственного мира, т.е. в том, имеются ли среди вещей, которые мы когда – либо вообразили, вещи, действительно существовавшие на света. О них мы судим по показаниям органов чувств, которые часто обманывают нас. Например, ощущение боли в ампутированных конечностях. Так же в сновидениях мы воображаем множество вещей, которые чувствуем во сне живо и ясно, но их в действительности нет, так как существуют обманчивые чувства.

II. В отличии от Аристотеля, который представлял «Я», состоящем из тела и души, Декарт избирает новый способ исследования. Он отказывается от объективного описания «Я» и утверждает, что от сущности «Я» не отделимо только мышление.

Под словом мышление Декарт понимает все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем это непосредственно.

По Декарту понимать, воображать, желать, чувствовать означает то же самое, что мыслить.

Мышление – это духовная субстанция в отличии от телесной субстанции, которая характеризуется протяженностью в длину, ширину и глубину.

Сопоставление телесной и духовной субстанции привело Декарта к выводу о разном понимании души и тела человека, которое состоит в том, что тело по своей природе всегда делило, тогда как дух совсем не делим. Поэтому душа по природе своей не имеет протяженности в отличии от тела, но связана со всей совокупностью его органов.

Тело человека (по Декарту) относится к материальным вещам, в которые также входят небесные и земные тела.

Душа относится к духовной субстанции, которая состоит в одном мышлении. Она раздельна с телом и может существовать без него.

Смерть никогда не наступает по вине души, а только потому, что разрушается какая – нибудь из главных частей тела.

Тело человека Декарт сравнивает с часами или другим механизмом.

III. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и человеческих действий. В то же время в рефлексе как механизме, совершенно независимом от психики, проявляется односторонность Декарта, которая сказывается на объяснении им рефлекторного принципа.

Животные, считал Декарт, не имеют души. Вся сложность их поведения является чистым автоматизмом природы. Величайшим из предрассудков называет Декарт мнение о том, что животные думают. Хотя все они ясно обнаруживают естественные движения гнева, страха, голода и т.п. голосом, или движениями тела, тем не менее животные не обладают речью, не имеют разума и природа в них действует согласно расположению их органов, подобно тому как часы, состоящие из колес или пружин.

Отрицание у животных психики нарушало преемственность между животными и человеком и приводило к идеи бога как порождающей человеческий разум.

 

VI. Размышления Декарта о душе как самостоятельной субстанции не подкрепляются, хотя по природе душа и может существовать раздельно от тела, в действительности она существует в связи с телом, но не с любым, а только с телом человека.

По Декарту душа соединена со всем телом, но наиболее ее деятельность связана с мозгом (и только с той частью его, которая расположена глубже всех).

В объяснении механизма взаимодействия души и тела выступают глубокие противоречия философского учения Декарта.

С одной стороны утверждается, что душа имеет отличную и независимую от тела природу, с другой – тесно с ним связана. Душа не имеет протяженности (длины, ширины, глубины).

По Декарту единственным средством познания души является внутреннее сознание – мышление. Сознание есть то, как оно выступает в самонаблюдении. Психология Декарта - идеалистична.

 

 

V. Декарт разработал учение о страстях, которые определял как душевные движения.

Источники страстей разнообразны, но главным являются воздействия внешних предметов. Декарт различал первичные и вторичные страсти.

Первичные появляются в душе при ее соединении с телом, их шесть: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль.

Их назначение – сигнализировать душе, это полезно телу, а что вредно. Они приобщают нас к истинным благам и совершенствуют нас. Все прочие страсти образуются при жизни.

Значение страстей велико, они обеспечивают единство тела и души, от них зависит наслаждение жизнью.

Однако страсти имеют и недостатки. Страсть не всегда приносит пользу. Отсюда возникает задача воспитания страстей. Декарт уверен в неограниченных возможностях человека в отношении воспитания страстей. Средствами в борьбе с нежелательными страстями являются разум и воля.

От разума зависит знание жизни на котором основывается оценка предметов окружающих нас, а о воли – возможность отделить мысль о предмете и связать ее с другой мыслью о нем. Воля может не подчиниться страсти и не допускать движений к которым страсть располагает тело. Например, если гнев заставляет поднять руку, чтобы ударить, воля может ее удержать.

 

2. Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ – материалист Бенедикт Спиноза (1632 - 1677).

Главное сочинение Спинозы «Этика». Основная цель сочинения – помощь человеку выработать линию индивидуального поведения, открыть путь к своеобразной жизни. Эту задачу Спиноза стремился решить философски. Все начинается с понятия «субстанция». В отличие от Декарта Спиноза разработал монистическое учение.

Есть одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя (существование).

Относительно вещей Спиноза различает сущность и существование.

Сущность – это характеристика вещи, то без чего вещь перестает быть тем же самым.

Существование – это есть вещь или ее нет.

 

 

Например, Сущность

 

ручка футбольный мяч

 

существование

на данный момент

+ -

 

О каждой вещи можно сказать, что ее бытие (наличие) случайно, т.к. в своем существовании она детерминирована из вне потребностями человека.

Субстанция в отличие от любой вещи содержит в себе существование, которое одновременно определяет ее сущность.

В отличие от вещи субстанция ничем не производится, не сотворена, существует в силу самой себя. Она вечна и бесконечна. Субстанцию Спиноза называл Богом или природой: природа отождествляется с Богом в том смысле, что является абсолютно самостоятельной и ничем не обусловленной, не сотворенной и вечной.

Согласно учению Спинозы существование субстанции и ее сущность – это одно и то же (тело существует, а наличие души составляет его сущность).

Из сказанного выше становится понятно не только то, что человеческая душа соединяется с телом, но и то, что душа и тело составляют один и тот же индивидум (мыслящее тело), представляемый в одном случае через мышление (душу), в другом через протяжение (тело).

Таким образом, в отличие от Декарта, Спиноза утверждал, что протяженность и мышление соответствуют друг другу, неотделимы друг от друга и от субстанции.

 

II. На основе учения о субстанции Спиноза решает проблемы познания и аффектов.

Различаются 4 способа приобретения познания:

1. понаслышке либо по какому – нибудь другому произвольному признаку;

2. от беспорядочного случайного опыта;

3. путем заключения от общего положения к частному случаю, по следствию – о причине и т.п.

4. непосредственное восприятие сущности вещи через познание ее ближайшей причины.

В «Этике» эти способы познания объединяются в три рода познания.

Первые два способа образуют познание первого рода – это мнение и воображение, существуют в форме образа. Продуктом познания первого рода являются абстрактные, т.е. неполные, понятия отдельных вещей (например, понятие человека, лошади, собаки и т.п.).

Познание второго рода – разум дает общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук.

Познание третьего рода – интуитивное познание. Дает знание сущности вещей, при котором существенное и индивидуальное выступает в их подлинном единстве в форме конкретных идей.

Учение об аффектах включает следующие вопросы:

Ø о происхождении и природе аффектов (определение, классификация);

Ø о человеческом рабстве или о силе аффектов (оценка);

Ø о могуществе разума или о человеческой свободе (о борьбе с аффектами).

Спиноза рассматривает аффекты как естественные проявления природы.

Он выделяет три основных аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Подчеркиваются их различия в зависимости от объектов, со стороны которых человек подвергается воздействиям.

Аффекты разных людей имеют индивидуальные черты и отличаются настолько, насколько сущность одного человека отличается от сущности другого.

Большое место занимает проблема оценки аффекта. Спиноза не согласен со стоиками в том, что аффекты абсолютно зависят от человеческой воли и можно безгранично управлять ими.

Аффекты определяют действия и поступки человека. По своей силе и ценности аффекты неодинаковы. Есть аффекты, приносящие пользу, удовольствие, веселость и т. п. – они увеличивают способности тела.

Есть аффекты, приносящие вред – сострадание, ненависть и т.п. – они угнетают человека (но независимо от этого различия все аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей).

Опыт учит, что для ограничения и обуздания аффектов требуются немалый навык и старание. В связи с этим отмечается сила, власть аффектов над людьми.

Из упрощения аффектов, замечает Спиноза, не возникает блаженства. При познании высшего рода, т.е. второго и третьего рода, возникает новый особый аффект – высшее удовлетворение – блаженство, интеллектуальная любовь к миру. Возникновение этого аффекта и составляет обуздания страстей.

Таким образом, свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости.

Психология Спинозы – новый, важный шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения.

 

Ключевые слова: Декарт, сущность «Я», рефлекторный принцип, рефлекс, душа, размышления, страсти, Спиноза, познание, аффект.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Учение Декарта.

2.Главный пункт учения Декарта;

3.Определение Декартом сущности «Я»;

4.Рефлекторный принцип Декарта;

5.Противоречия философского учения Декарта;

6.Учение Декарта о страстях.

7. Учение Бенедикта Спинозы.

8.Новое решение проблем, выдвинутых Декартом;

9.Проблемы познания и аффектов.

10.Противоречие философского в учении Г. Декарта.

11.Проблемы познания и аффектов.

12.Учение Б. Спинозы.

 

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 88.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. Пособие для студ. высш. завед.. – М.: «Академия», 2001.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: