Изложение с дополнительным творческим заданием




СУВОРОВ

Суворов был ниже среднего роста, сухощав, немного сутуловат. Лицо его отличалось чрезвычайной выразительностью. Лоб — высокий, глаза — большие, голубые, искрившиеся умом и энергией. Вся фигура, взгляд, слова, движения — все отличалось живостью и проворством; не было солидности и важности, которые его современники привыкли считать, обязательным признаком крупного деятеля.

Во всех своих привычках Суворов был необыкновенно скромен. Не говоря уже о предметах роскоши — картинах, дорогих сервизах, нарядах, — он лишал себя даже элементарного комфорта. Спал на покрытой простынёй охапке сена, укрываясь вместо одеяла плащом. Вставал в 4 часа утра, причём слуге было велено тащить его за ногу, если он проспит. Шубы, перчаток никогда не носил. Ездил он всегда в самой простой таратайке, пользовался самой простой мебелью. Пуще всего боялся изнеженности. «Чем больше удобств, тем меньше храбрости», говаривал Суворов. Он считал необходимым поддерживать физическую и духовную стороны человека в постоянной готовности к лишениям и опасности.

Суворов был одним из самых образованных русских людей своего времени. Он изучил математику, историю, географию; владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким, и финским языками; был основательно с древней и новой литературой. Военная эрудиция его была изумительна. Он проштудировал все важнейшие военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников. Ум Суворова не знал отдыха. Страстная любознательность сочеталась в нем с огромной жаждой деятельности. «Истинно не могу утолить пожара в душе моей! » — воскликнул однажды Суворов.

Военное дарование — та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь. Суворов ещё при жизни стал легендой. Он со своими «чудо-богатырями» не знал поражений. Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русского человека. (155 сл.)

(По К. Осипову)

Задание к тексту

Напишите подробное изложение по плану, дополнив текст небольшим вступлением.

  1. I. 1. В нем все отличалось живостью и проворством.
  2. Во всех привычках Суворов был необыкновенно скромен.
  3. Он был одним из образованнейших людей своего времени.
  4. II. Суворов при жизни стал легендой.

Изложение с дополнительным творческим заданием

КОЛЬЦО ПУШКИНА

В 1916 году в Петербурге возникла газетная полемика по поводу того, какому русскому писателю достанется легендарное пушкинское чугунное кольцо, — оно, якобы по завету А.Пушкина, должно переходить от одного лучшего писателя к другому. Сначала оно было у И.Тургенева, потом будто бы у Л.Толстого.

Кто-то написал, что А.Куприн после смерти Л.Толстого претендует на получение этого кольца. Александр Иванович с гневом отверг приписывание ему этого желания.

«Я могу назвать много писателей, несравненно более меня достойных этой своеобразной и прекрасной почести, налагающей на писателя тяжелое и ответственное бремя», — писал он в 1916 г.в «Журнале Журналов» и выдвигал И.Бунина как наиболее достойного кандидата на получение пушкинского кольца, отмечая умение поэта изображать мастерски все оттенки природы, звуки, запахи, цвета, лица; богатство его определений, подчиненных вкусу и логической необходимости, громадный багаж хороших, здоровых, метких, настоящее – русских слов.

Себе же он дает самоограничительную характеристику: «О себе же я всегда говорил и думал, что моя работа – второй сорт…» (155 сл.)

(По Б. Киселеву)

Задание к тексту

Напишите подробное изложение, дополните текст, ответив на вопрос: «Кто из русских писателей ХХ века, на ваш взгляд, достойны пушкинского кольца?» Аргументируйте свой ответ.

Изложение с дополнительным творческим заданием

ЧАЙКА

Старший матрос Сапунов, отдыхавший в одном из военных санаториев, нашел на берегу моря чайку с поврежденным крылом.

Сапунов бережно поднял птицу, снял свою бескозырку, положил в нее птицу и понес к санаторию. Он вспомнил, что в соседнем санатории отдыхает военный хирург полковник медицинской службы Николаев, вернувший во время войны не одного морского летчика к жизни, и решил показать ему птицу: может быть, хирург поможет ей. Сапунов нашел хирурга.

— Вот, товарищ полковник, тяжелый случай. Не поможете ли вы? – сказал Сапунов и протянул врачу бескозырку с птицей. Врач своими опытными пальцами осторожно прощупал крыло и сразу определил, в каком месте произошло повреждение.

— Хорошо. Попробуем ее подлечить, — согласился хирург.

Час спустя Николаев вправил кость и натуго забинтовал крыло. Сапунов поместил птицу в пристроечке, где обычно чинилась плетеная мебель санатория. Он трижды в день стал приносить чайке рыбьи внутренности из кухни и корюшку, которой его охотно снабжали дети рыбаков, узнавшие, что матрос выхаживает пострадавшую чайку.

Две недели спустя хирург освободил крыло птицы от повязки, но крыло онемело и еще не действовало, и чайка только ходила по пристроечке и подбирала рыбешку. Потом начала уже делать движения крыльями, точно хотела встряхнуться. Хирург сказал как-то Сапунову:

— Давай-ка отнесем ее на берег моря… Пусть она побегает по песку и освоится.

Сапунов принес чайку на берег моря и опустил на песок возле самой воды. Чайка долго сидела неподвижно, словно не доверяя свободе. А Николаев и матрос лежали в стороне на песке и наблюдали за ней. Потом чайка пробежалась несколько раз вдоль воды, выждала набежавшую волну и поплыла на ней, покачиваясь, но взлететь не могла или не решалась.

— Ничего, пускай приучается. Она еще боится за крыло, но теперь скоро полетит.

Пришли посмотреть и другие отдыхающие, как хирург вернул птице возможность летать, и все желали ей удачи.

Чайка качалась на волне, потом вышла на берег и снова пробежалась по песку. Вдруг она сделала движение, поднялась в воздух, пролетела несколько шагов и снова опустилась на песок. Казалось, она испытывала силы. Потом она присела на песке, почистила клювом в перьях, повертела по сторонам головой, желая проверить, наблюдают ли за ней, внезапно поднялась и, махая гибкими крыльями, полетела над морем.

— Вот еще одной вы вернули крылья, товарищ полковник, — сказал Сапунов.

— Мне завидовать особенно нечему, — ответил Николаев.- У каждого свое дело в руках, и каждый должен делать свое дело так, чтобы полет чувствовался. Всем даны крылья для полета. (332 сл.)

(Из журнала)

Задание к тексту

Напишите сжатое изложение, дополните текст рассуждением о том, как вы понимаете выражение «Всем даны крылья для полета».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: