Вопрос 35. Личность в индивидуальной психологии А. Адлера




Вопрос 5. Личность как психологический феномен. Интегрированные характеристики понятий «личность»

Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития (субъект) – с другой.

Личность как объект психологического изучения – это система внутренних, социально обусловленных психических свойств, характеризующая человека как носителя сознания.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли последнего. Сознание, речь, трудовая деятельность и другие человеческие признаки не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Поэтому, появляясь на свет как индивид, человек в ходе своего развития становится личностью. Формирование личности происходит по мере социализации ребенка. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного воздействия наличность в процессе воспитания. Отечественные психологи доказали, что развитие человеческих форм сознания, формирование личности происходит путем интериоризации – процесса накопления опыта путем преобразования внешних действий предметной деятельности и общения во внутренние субъективные характеристики личности, ее сознания и деятельности.

· Личность – это конкретный человек, являющийся представителем общества, определенной социальной группы, осознающий свое отношение к окружающему, занимающийся конкретным видом деятельности и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

· Личность – более узкое понятие, чем понятие «человек». Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной стороны. Личность – понятие социальное. Оно выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического, т. е. создает человека природа, а формирует общество. Личность, по мнению Б.Г. Ананьева, – не весь человек, а его социальное качество, психосоциальное свойство. Исходными характеристиками личности являются статус, роли, внутренняя позиция, ценностные ориентации, которые определяются особенностями сферы потребностей и мотиваций человека. Из всего взаимодействия свойств личности складывается характер.

· В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность – вне общества человек не может стать личностью. Поэтому основными признакамиличности можно считать социальность, наличие языка как средства речевого общения людей и сознания как высшей формы психической жизни.

· В отечественной психологии личность – это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека (свойств, характеризующих деятельность его эмоциональной и личностной сферы). 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

· Но личность – не только объект и продукт общественных отношений, это еще и активный субъект деятельности, общения и самосознания, поскольку человек не только испытывает общественные воздействия, но и преломляет, преобразует, изменяет их.

Интегрированные характеристики понятий «личность» я не нашла

Вопрос 35. Личность в индивидуальной психологии А. Адлера

Альфред Адлер (1870–1937) был сторонником психоаналитического движения. Основой его теории стало положение о том, что человек не может быть отделен от социума. В своих работах он особенно подчеркивал социальные детерминанты личности, а также утверждал, что каждый человек сам творит свою судьбу. Адлер полагал, что основная цель теории личности – служить маяком, ориентиром для любого человека в его стремлении к психологически здоровому поведению.

Личность, с точки зрения А. Адлера, является единой и самосогласующейся. Это значит, что ни одно из проявлений личности нельзя рассматривать изолированно, а только лишь во взаимосвязи сознательного и бессознательного, мышления, чувств и действий. Это единство представляет собой стиль жизни.

Личность непрерывно стремится к совершенству и обладает для этого творческой силой, основой которой в терминологии А. Адлера является творческое “Я”, мотивирующее человека к развитию. Создатель концепции индивидуальной психологии рассматривает личность в контексте социальных отношений, ввиду наличия врожденного социального интереса, присущего каждому человеку.

Отрицая положения З. Фрейда и К.-Г. Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов и врожденных архетипов в личности и поведении человека, А. Адлер считал, что не они, а чувство общности с людьми – главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека. Именно это чувство стимулирует социальные контакты и создает ориентацию на других людей. Оно же определяет онтологическую заданность личности.

Адлер выделял четыре типа личности:

· Управляющий тип. Это активные, самоуверенные и напористые люди. Они заботятся только о своих интересах. Их характеризует установка на превосходство над внешним миром. Все свои жизненные задачи они решают во враждебной, антисоциальной манере. Примером такого типа личности могут служить юные правонарушители и наркоманы.

· Берущий тип. Эти люди относятся к миру потребительски. Бо́льшую часть своих потребностей они удовлетворяют за счет других. У них низкая степень активности, поэтому причинение ими страданий другим людям маловероятно.

· Избегающий тип. У этих людей нет необходимой активности для решения своих собственных проблем. Вместо стремления к удаче у них преобладает боязнь неудачи. Они стремятся убежать от решения жизненных проблем.

· Социально полезный тип. Этот тип в системе Адлера является воплощением зрелости. Люди этого типа, по его мнению, обладают высоким уровнем активности, заинтересованы во взаимодействии с социумом и другими людьми. Они понимают, что для решения основных жизненных задач необходимо сотрудничество, приложение личных усилий и желание внести свой вклад в процветание других людей.

Адлер сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов. Их можно подразделить на семь пунктов:

1. Чувство неполноценности и компенсация. Адлер попытался объяснить, почему болезни по-разному воздействуют на разных людей. Он высказал предположение, что у каждого индивидуума существуют слабые места, особенно подверженные болезням. Но органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека. «Важно не то, с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается» (Адлер). Адлер расширил свое исследование органической неполноценности до изучения психологического чувства неполноценности. Согласно Адлеру, на детей глубоко влияет сознание ими собственной неполноценности, которое является неизбежным следствием размеров ребенка и отсутствия у него власти. Жизненный опыт ребенка заставляет его чувствовать свою слабость и несостоятельность. «Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно — причина всех улучшений в положении человечества». Умеренное чувство неполноценности, по мнению Адлера, может подтолкнуть личность к конструктивным достижениям. Однако глубокое осознание своей неполноценности препятствует позитивному росту и развитию. Это чувство подталкивает нас к более значительным достижениям.

2. Агрессия и борьба за превосходство. В своих ранних работах Адлер подчеркивал важность агрессии и стремления к власти. Однако он отождествлял агрессию не с враждебностью, а с инициативностью и способностью преодолевать препятствия. Адлер утверждал, что агрессивные тенденции в человеке являются решающими в индивидуальном и видовом выживании. Позднее, развивая свою теорию, Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявления более общего мотива — цели достичь превосходства или совершенства, то есть стремления улучшить себя, развить свои способности и возможности. Адлер считал, что все здоровые индивидуумы руководствуются стремлением к совершенствованию, к постоянному улучшению. Стремление к превосходству может принимать как позитивное, так и негативное направление. Если это стремление связано с социальным интересом и заботой о благополучии окружающих, оно развивается в здоровом направлении. Личность, ведомая такой целью, старается расти, развивать свои навыки и возможности, стремится к конструктивному образу жизни. Однако некоторые люди ищут личного превосходства, стараясь ощутить его, подчиняя себе других, вместо того чтобы становиться более полезными для окружающих.

3. Стиль жизни. В этой концепции представлен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Адлер пришел к выводу, что в детстве все чувствуют себя неполноценными, и это побуждает к компенсации. Например, ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои усилия на выработке атлетических качеств. Его поведение, направляемое осознанием своих физических ограничений, становится стилем его жизни. Итак, стиль жизни по Адлеру, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и упрочение чувства превосходства. С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это является только развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (восприятие, мышление и чувства) приобретают значение в контексте нашего стиля жизни.

4. Социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что, люди, являясь социальными созданиями, и желая глубже понять себя, должны рассматривать свои отношения с другими людьми. Людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди – прежде всего мать, а затем остальные члены семьи – способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние. Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи. Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. У отца должна быть позитивная установка по отношению к детям, жене, работе и обществу. Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других, их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей.

5. Творческое Я. Концепция «творческого Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. В ней воплотился активный принцип человеческой жизни, то, что придает ей значимость. Именно это искал Адлер. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. Сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Каждый ребенок рождается с уникальными генетическими возможностями, и он очень скоро приобретает свой уникальный социальный опыт.

6. Порядок рождения. Исходя из важной роли социального в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

· Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он – единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка и всецело отдают себя ему. Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие меняет положение старшего и его взгляды на мир. Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка, как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание, он будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение центральной позиции в семье с самого начала обречено на неудачу – прежнего не вернуть. В результате подобной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

· Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго находится под контролем матери и ожидает такой же заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Единственный ребенок ни с кем не делил центрального положения, не боролся за эту позицию. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

· Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что повышает вероятность возможных неудач.

· Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона» и, будучи «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но старших братьев и сестер. Во-вторых, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости. Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших.

7. Фикционный финализм. Как мы уже упоминали, по убеждению Адлера, все, что человек делает в жизни, отмечено его стремлением к превосходству. Цель этого стремления – достичь совершенства и цельности в жизни. Фикционный финализм – идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели (определяющие направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение – просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Концепция фикционного финализма показывает, какое значение придавал Адлер тому положению, что на личность большее влияние оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем нынешнем восприятии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и цельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: