VII. Характеристика либерального направления 2/4 XIX в.




Общественное движение в России при Николае 1 (1825-1855 гг.)

I. ОД – движение разл. слоев общества и соц. групп в защиту своих интересов и требований, против ущемления своих прав.

II. Течения в ОД: КОНСЕРВАТОРЫ, ЛИБЕРАЛЫ, РАДИКАЛЫ

III. 30-50-е гг. – время духовных исканий и идейных споров.

IV. Причины подъема ОД:

1. растущее понимание обществом отставания России от зап.-европейских стран;

2. подъем национального самосознания (национальной идентичности);

3. споры о будущем России: крепостное право; сословный строй; самодержавие; привилегированное положение дворянства; полное бесправие большинства населения

V. Особенности общественного движения 30—50-х годов XIX в.

- оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов);

- революционное и правительственное направления окончательно разошлись;

- его участники не имели возможности реализовать свои идеи на практике.

VI. Характеристика консервативного направления:

1. выступали за сохранение существующих порядков;

2. меры в области просвещения и печати: цель Николая I – упразднить всякое общественное мнение

а) ужесточение цензуры;

б) «Чугунный устав» 1826 г.;

в) закрытие неблагонадежных периодических изданий;

г) 1827 г. – указ о запрете принимать детей крепостных в гимназии;

д) 1828 г. - новый школьный устав: среднее образование доступно только для детей дворян и чиновников;

е) 1835 г. – новый университетский устав: ликвидация автономии вузов, жесткий надзор инспекторов над преподавателями и студентами

3. Идеологическая основа консерватизма: 1833 г. – министр просвещения граф С.С.Уваров – «гимн консерваторов» - теория официальной народности: «православие, самодержавие, народность»

Самодержавие трактовалось как гарант нерушимости РИ. Именно в самодержавной России, по утверждению сторонников этой идеологии, господствует наилучший порядок вещей, согласный с требованиями религии и политической мудрости. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа. Под “народностью” понималось “единение” царя с народом, предполагающее отсутствие в обществе основы для социальных конфликтов. Следует отметить, что за народность выступали представители всех направлений общественного движения в России, но вкладывали в это понятие совершенно различное содержание. Официальная идеология стремилась представить самодержавно-крепостнический режим соответствующим “народному духу”, и народность в данном случае трактовалась как приверженность народных масс к “исконно русским началам” - самодержавию и православию.

4. Представители: Н.И.Греч, Ф.В.Булгарин, М.П.Погодин, С.П.Шевырев…

VII. Характеристика либерального направления 2/4 XIX в.

  Славянофилы Западники
Представители И.В. и П.В.Киреевские, И.С. и К.С.Аксаковы, А.И.Кошелев, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин, Б.Н. Чичерин, Катков (конс)
Взгляды на историческое развитие России Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада (православие, крестьянская община, язык, быт). Начало истории России – добровольное призвание, поэтому в России не было и не может быть общественных противоречий. Россия развивается по единому с Западной Европой историческому пути. Многие процессы и явления в истории России и Европы сходны. Петр I сблизил Россию с Европой
Роль Петра I Петр I нарушил естественный ход развития России, свернул Россию с истинного пути, заставил идти по западноевропейскому пути +
Взгляды на государственный строй Допускали сохранение самодержавия, но считали, что народ имеет право на выражение своего мнения, которое доводится до царя совещательным Земским собором, созданным по примеру допетровского сословно-представительного органа В России должна сложиться конституционная монархия, сходная с монархиями Западной Европы
Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху: развитие промышленности, торговли, просвещения, за свободу слова и печати; за изменение политической системы. Недопустимость революционных потрясений. Мирное осуществление преобразований; определенные политические гарантии свободы слова, печати;
Отношение к крепостничеству Крепостничество породило петровские реформы. Крестьян нужно освободить Ликвидация крепостничества, но не революционным путем

VIII. Характеристика революционно-демократического направления:

Период 1826 – 1834 характеризовался тем, что в стране нашлись силы, которые в условиях николаевской реакции сумели подняться на борьбу против гнета и насилия. Среди молодежи распространялись вольнолюбивые стихи А.С.Пушкина, К.Ф.Рылеева, А.И.Полежаева, воспевавшие подвиг декабристов и пробуждавшие ненависть к царизму. Появились разрозненные рев. кружки, члены которых придерживались декабристской идеологии и тактики. Возникали они прежде всего в Москве и провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полиц.надзор и шпионаж, в основном среди студенческой, молодежи, наиболее активные - МУ). Особенно много - в начале 1830-х гг., как отклик прогрессивной молодежи на крестьянские волнения в России и революции во Франции и Бельгии.

* «Литературное общество 11-го нумера» В.Г.Белинского. В 1830 г. около В. Г. Белинского, сына военного врача, сложился студенческий кружок, названный по номеру комнаты в университетском общежитии, где жил Белинский. За антикрепостнические высказывания Белинский в 1832 был исключен из университета, начал активно выступать в печати как литературный критик и публицист

* Кружок Н.В. Станкевича объединил студенческую молодежь, интересующуюся философией и искусством. Взгляды Станкевича, как и его друзей, не выходили за рамки идеализма и либерализма. По их мнению, только распространение знаний может привести к освобождению народа от крепостной зависимости.

В целом эти кружки были небольшими, а их деятельность в условиях политической реакции Николая I была непродолжительной. Ни один из них не сложился в тайную организацию, способную осуществить восстание, но именно эти кружки сыграли важную роль в подготовке новых поколений борцов против самодержавия.

Период 1835 – 1840 характеризовался спадом общ.-пол. борьбы. Передовых людей России охватили глубокое уныние, пессимизм, неверие в возможность революционных преобразований. Своеобразным воплощением настроений того времени явились "Философические письма" П.Я.Чаадаева (1794–1856), философа, публициста, участника ОВ 1812 г., друга А.С.Пушкина и многих декабристов. "Письма" были опубликованы в журнале "Телескоп" и стали прологом великого спора о прошлом, настоящем и будущем России, о ее месте в семье просвещенных европ. гос-в, о русском народе в мировой истории, об истинном и ложном патриотизме. Чаадаев выступил с едкой критикой всей предшествующей и современной ему истории России, в том числе православия, самодержавия, крепостничества. Рассматривая ист. развитие России, он делал крайне пессимистические выводы относительно ее настоящего и будущего. Он писал, что Россия “отлучена от всемирной истории”, “одинока в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его”, говорил о “застое” в России и “национальном самодовольстве”. По определению Герцена, публикация Чаадаева явилась “выстрелом, раздавшимся в темную ночь”. Николай I отозвался на статью так: “Нахожу, что содержание оной — смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного”. Журнал был закрыт, его редактор сослан, пропустивший статью цензор отстранен от должности и уволен в отставку. Чаадаев официально был объявлен сумасшедшим и за ним был установлен медико-полицейский надзор. Официальные круги обрушились на Чаадаева, но и прогрессивные деятели были неоднозначны в своей оценке выступлений Чаадаева. Они приветствовали сам факт протеста автора против мрачной российской действительности, но отрицательно отнеслись к негативной оценке им прошлого своей страны, к неверию в ее будущее.

Период 1841 – 1855 был связан с углублением кризиса феодально-крепостнической системы, нарастанием класс. борьбы, обострением всех противоречий феод. общества. В этот период начала зарождаться новая революционно-демократическая идеология, представлявшая собой шаг вперед по сравнению с дворянской революционностью. В борьбу против охранительной идеологии и теории официальной народности были вовлечены не только революционные, но и либеральные слои. Речь идет о разновидностях раннего российского либерализма – западничестве и славянофильстве.

В русскую историю 40-е гг. XIX в. вошли как время духовных исканий и идейных споров. Характер идейного противостояния определяли взаимодействие и борьба трех направлений общественной мысли – демократического, либерального и консервативного. Во второй половине 40-х гг. произошло окончательное размежевание между западниками и славянофилами, с одной стороны, и представителями революционного направления – с другой.

Основателями новой идеологии стали В.Г.Белинский и А.И.Герцен. Они критиковали не только феодальный, но и буржуазный строй, занимаясь при этом поисками нового, справедливого общественного устройства. В конце 40-х гг. А.И.Герцен обосновал теорию "общинного социализма" – возможность перехода России к социализму, минуя стадию кап. развития. Он считал крестьянскую общину социалистической ячейкой, а под социализмом понимал освобождение крестьян с землей, общинное землевладение. Кружок просуществовал недолго. Летом 1834 г. Герцен, Огарев и др. были арестованы и высланы.

Поражение революций 1848-1849 а Европе породило неверие Герцена в революционные возможности западноевропейских стран и привело его к выводу, что в будущем социализм утвердится вначале не в европейских странах, а в России. Для этого здесь есть необходимые предпосылки: крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех на землю, мирское самоуправление и “коллективистское” сознание русского крестьянина. Теория “русского социализма” исходила из идеи “самобытного” пути развития России к социализму, минуя капитализм. При всей своей утопичности эта теория объективно выражала насущные задачи бурж.-дем. преобразования России. Она была направлена на свержение крепостнического строя, ликвидацию помещ. землевладения и последовательную демократизацию страны.

Кружок М.В.Буташевича-Петрашевского (1845-1849 гг.). Движение петрашевцев основал молодой одаренный чиновник Министерства иностранных дел М. В. Буташевич-Петрашевский, на квартире которого с зимы 1845 г. собиралась молодая интеллигенция: учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты старших курсов. Они обсуждали новинки худ. и науч. литературы, говорили об общ.-пол. и философских проблемах. До 1847 деятельность кружка носила полулегальный просветительский характер. Но с 1847 характер собраний стал существенно меняться: члены кружка перешли к обсуждению острых пол. проблем, критиковали строй, говорили о необходимости отмены креп. права, свободы печати, введения в судопроизводство адвокатов и присяжных заседателей. Под влиянием рев. 1848 в Европе особой популярностью у петрашевцев пользовались идеи утопического социализма. В 1849 петрашевцы приступили к оформлению тайной политической организации, готовились к печатанию прокламаций. Но деятельность кружка не получила развития. В апреле 1949 г. петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. 21 человека приговорили к расстрелу, в их числе Петрашевского и Достоевского. В конце декабря 1849 г. на Семеновской площади Петербурга состоялась инсценировка смертной казни: был зачитан смертный приговор, на головы осужденных накинули белые колпаки, зазвучала барабанная дробь, но в последний момент подъехал флигель-адъютант с царским приказом об отмене смертной казни и замене ее ссылкой на каторгу.

Жесточайшей цензурой, усилением политического надзора и репрессиями правительству удалось справиться с волной общественного движения конца 1840-х гг. Этому способствовало и утверждение реакционных режимов в странах ЗЕ. Однако данное движение имело важное значение. Шли поиски и складывались основы новой революционно-демократической идеологии, знаменующей возникновение следующего этапа в российском освободительном движении – разночинского (революционно-демократического).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: