Тема: Духовная жизнь в советском и российском обществах




03.05.2021

Письменно ответить на вопросы:

1. Определите основные направления мировой культуры во второй половине XX в.

2. Какие события оказали огромное влияние на ее развитие?

3. Какие новые явления можно выделить в литературе и искусстве этого периода?

4. Что такое массовая культура? Каковы, на ваш взгляд, ее главные преимущества?

5. Как развивается наука и техника во второй половине XX в.?

6. В чем состоит качественное отличие второго этапа НТР от первого?

Выберите верные утверждения

1. Резко сократился интервал между рождением открытия и его внедрением в производство и другие сферы.

2. На первом этапе НТР появляются новые технологии: гибкие автоматизированные производства, лазерная технология и др.

3. Появляется новая наука - Кибернетика – наука, главная цель которой создание искусственного интеллекта.

4. НТП привел к невиданному ускорению социально-экономического развития в мире.

5. Генная инженерия оказалась способной выводить элитные породы животных, устойчивые к болезням сорта культурных растений.

Вставьте слова вместо пропусков

- Технической основой для возникновения и распространения массовой культуры стало ____________, ____________, ________. Появилось понятие ________________ ___________. Оно указывало не только на применение современной техники, но и на определенную __________ производимого продукта – книг, фильмов, популярной музыки, развлечений, которые создавались по стандартным сценариям

- ____________________, получившее во второй половине XX в. широкое распространение, служит важнейшим слагаемым массовой культуры.

- Массовая культура породила специфические жанры: ______________, ___________________, ______________ и др..

Тема: Духовная жизнь в советском и российском обществах

 

Послевоенное развитие. Решающее воздействие на развитие художественного творчества в послевоенные годы оказала победа СССР в Великой Отечественной войне. Военная тема заняла большое место в литературных произведениях. В разные послевоенные годы было создано множество произведений, прославляющие подвиг простых защитников Родины: «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Горячий снег», «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Пядь земли», «Навеки – девятнадцатилетние» Г. Бакланова, «Живые и мертвые» К. Симонова и др. События военных лет стали главной темой в творчестве многих кинодраматургов и режиссеров («Подвиг разведчика» Б. Барнета, «Молодая гвардия» С. Герасимова, «Летят журавли» М. Калатозова, «Баллада о солдате» Г. Чухрая и др.).

После смерти И.В. Сталина «оттепель» в общественно-политической жизни СССР оказала большое влияние на развитие художественной культуры. Усиливались позиции демократически настроенной интеллигенции. Прежде всего «оттепель» отразилась на литературе. В печати, на собраниях и съездах писателей развернулись дискуссии по острым проблемам общественной жизни. Широкий резонанс общественности получил роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», где впервые была поднята тема незаконных репрессий в СССР. И хотя роман был раскритикован Н.С. Хрущевым, тема репрессий, сталинских лагерей не ушла из литературы (например, повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

В эти годы в литературу пришло новое поколение писателей и поэтов, которых позднее стали называть «шестидесятниками». Среди них поэты Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, драматург В. Розов, песенники Ю. Визбор, А. Галич и целая плеяда бардов. Их объединяла общая гражданская позиция: честность, смелость, неравнодушие ко всем проблемам общества.

В художественной культуре тех лет сформировались определенные центры, ставшие оплотом новых исканий в литературе, театре, кинематографе. Огромную роль в осмыслении пройденного страной пути, трагедии сталинизма сыграл журнал «Новый мир», где были напечатаны произведения, принесшие всенародную известность Ф. Абрамову, Ч. Айтматову, В. Быкову, Ф. Искандеру, В. Шукшину и другим замечательным советским писателям. Почти два десятилетия главным редактором этого журнала был А. Твардовский. При нем «Новый мир» стал одним из самых читаемых в стране литературно-художественных изданий.

Другим таким центром стали молодые театры «Современник» (1957 г., глав. режиссер О. Ефремов), и Театр драмы и комедии на Таганке (1964 г., глав. режиссер Ю. Любимов), Большой драматический театр в Ленинграде (глав. режиссер Г. Товстоногов).

В кинематографе в это время утвердился новый тип героя – простой, обыкновенный человек, привлекательный своим нравственным обликом. Были созданы прекрасные фильмы: «Весна на Заречной улице» М. Хуциева, «Девчата» Ю. Челюкина, «Дело было в Пенькове» С. Ростоцкого, «Я шагаю по Москве» Г. Данелия, «Высота» А. Зархи и др. Замечательные и запоминающиеся образы в кино и на сцене были созданы актерами А. Баталовым, Т. Самойловой, Н. Рыбниковым, Т. Дорониной, В. Тихоновым, Н. Мордюковой.

Сложными путями развивалась в послевоенные годы архитектура. В Москве было сооружено несколько высотных зданий, в том числе здание МГУ им. Ломоносова (1949-1953 гг., архитекторы Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков) и здание МИДа на Смоленской площади. Архитекторы участвовали в строительстве и оформлении станций московского и ленинградского метрополитена (А. Щусев, В. Кокорин и др.). В те годы станции метро рассматривались и как средство эстетического воспитания людей. Отсюда – использование для их оформления средств скульптуры и живописи. Художественное убранство многих станций не соответствовало их функциональному назначению, многократно увеличивало стоимость строительства. В конце 50-х гг. с переходом к типовому строительству «излишества» и элементы дворцового стиля исчезли из архитектуры.

В послевоенные годы стремление увековечить победу советского народа воплотилось в монументальной скульптуре. Большую известность приобрели памятник воину-освободителю, установленный в Берлине (скульптор – Е. Вучетич), памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (скульптор – Е. Вучетич, архитектор – А. Белопольский).

О достижениях советской науки и техники в 50-60-е гг. уже было сказано ранее.

Развитие культуры после хрущевской «оттепели» носило противоречивый характер. Субсидирование культуры из госбюджета постоянно было недостаточным, к началу 80-х гг. оно велось по «остаточному» принципу. Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры. Опека со стороны партийно-государственных органов вызывала протесты многих творческих деятелей. Отношения между властями и творческой интеллигенцией часто находились на грани конфликта.

Следствием процессов, происходящих в обществе, стало своеобразное расслоение культуры на два пласта: официальную культуру, поддерживаемую государством, и неофициальную – не признаваемую им. Многие деятели культуры старались в рамках дозволенного донести до людей правду, пробудить мысль, вызвать протест. Большой общественный резонанс вызвали произведения Ю. Трифонова «Обмен», «Предварительные итоги», «Другая жизнь», А. Битова «Сад», «Дачная местность» и др.

В 60-70-е гг. в СССР появилось литературное течение, условно называемое «деревенской прозой» и представленное такими писателями, как В. Астафьев, Ф. Абрамов, С. Залыгин, Б. Можаев, В. Распутин, В. Шукшин и др. В их произведениях нашли отражение судьбы и мысли простых людей, их взаимосвязь с историей своего народа, природой, поиск нравственных ориентиров.

Большую популярность в СССР приобрел жанр научной фантастики. Миллионы людей зачитывались такими произведениями, как «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы» И. Ефремова, «Внуки Марса» А. Казанцева. Широкое признание завоевали писатели-фантасты братья А. и Б. Стругацкие. Писателю В. Пикулю принадлежит целый ряд остросюжетных исторических романов, также любимых в народе, воссоздававших события XVII – XIX вв. («Пером и шпагой», «Словом и делом», «Фаворит» и др.).

Борьбу за идеалы гуманизма, свободу мысли и творчества вел театр. В 70-80-е гг. происходит подлинный расцвет драматургии нового поколения. Пьесы Л.Зорина «Варшавская мелодия», А. Гельмана «Заседание парткома», М. Рощина «Старый Новый год», А. Арбузова «Мой бедный Марат», А. Вампилова «Старший сын», «Утиная охота» и другие шли в театрах по всей стране. Подлинным кумиром публики был А. Райкин. Его сатирические спектакли являлись образцом бескомпромиссной борьбы с пошлостью, бюрократизмом, безнравственностью.

Последние десятилетия советской эпохи отмечены достижениями в области классического музыкального театра. Они выдвинули плеяду выдающихся оперных певцов – И. Архипову, Г. Вишневскую, Е. Образцову, В. Атлантова, Е. Нестеренко и др. Мировую славу советскому балету принесли Г. Уланова, М. Плисецкая, М. Лиепа, Е. Максимова, В. Васильев. На отечественных и зарубежных сценах были осуществлены постановки «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» П. Чайковского, «Ромео и Джульетта», «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Спартак» А. Хачатуряна и др.

Бурно развивался жанр эстрадной песни. Ее авторы обращались к патриотической, молодежной тематике, к теме любви и т.д. Популярность эстрадных певцов Л. Зыкиной, И. Кобзона, М. Магомаева, Л. Лещенко, А. Пугачевой, С. Ротару и других была поистине всенародной. Сложились многие музыкальные ансамбли (ВИА) – «Песняры», «Самоцветы», «Веселые ребята». Их выступления транслировались по радио и телевидению и пользовались большой популярностью. Появились также музыкальные коллективы и исполнители, чье творчество не вписывалось в определяемые цензурой идеологические рамки, кто выступал с критикой существующего строя. Это В. Высоцкий, Б. Окуджава, группы «Машина времени» и «Аквариум». Альтернативная (неподцензурная) музыка распространялась в магнитофонных записях, ее исполняли на небольших площадках клубов и вузов.

70-80-е гг. – период нового подъема отечественного киноискусства. Именно тогда появились такие шедевры советского кино, как «Война и мир» С. Бондарчука, «Братья Карамазовы» И. Пырьева, «Анна Каренина» А. Зархи, «Преступление и наказание» Л. Кулиджанова, «Гамлет», «Король Лир» Г. Козинцева. Были созданы замечательные фильмы, посвященные подвигу народа в Великой Отечественной войне: «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого, «Восхождение» Л. Шепитько, «Двадцать дней без войны» А. Германа. Всенародное признание получили фильмы о советских разведчиках «Щит и меч» В. Басова, «Семнадцать мгновений весны» Т. Лиозновой. Развивалось и психологическое кино, появился ряд фильмов, размышлявших о проблемах современности: «Начало» Г. Панфилова, «Калина красная» В. Шукшина, «Иваново детство», «Андрей Рублев» А. Тарковского и др. Но особой любовью зрителей пользовались комедии, которые выдвинули плеяду выдающихся актеров и режиссеров: «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» Л. Гайдая, «Мимино» Г. Данелия, «Гараж», «С легким паром!» Э. Рязанова.

Но много талантливых спектаклей, книг, кинофильмов с трудом доходило до зрителя. Многие произведения попадали на полки фильмохранилищ, в спецхраны и архивы КГБ. Такая судьба постигла фильмы А. Тарковского, К. Муратовой, А. Германа. В 1970 г. власти вынудили А. Твардовского покинуть пост главного редактора «Нового мира». В этих условиях многие деятели культуры, не выдержав гонений и засилья цензуры, уезжали за границу. Покинули страну главный режиссер Театра на Таганке Ю. Любимов, кинорежиссер А. Тарковский, художники О. Целков и М. Шемякин, поэты И. Бродский, А. Галич и Н. Коржавин, писатели В. Некрасов, В. Войнович и С. Довлатов, выдающийся музыкант М. Ростропович. Был выслан из страны и лишен гражданства писатель А. Солженицын.

В живописи и скульптуре произошло четкое размежевание на официальное искусство и альтернативные художественные направления. Уровень развития официального искусства отражали выставки-отчеты в московском Манеже. Преобладали жанры портрета (Т. Салахов), пейзажа (Т. Яблонская, П. Оссовский), картины на современные темы (Б. Угаров, А. Мыльников, Д. Жилинский). В городах и рабочих поселках сооружались памятники героям и жертвам войны (например, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» скульптора М. Аникушина). Неофициальное искусство находилось на полулегальном положении. Первой масштабной акцией тех лет стала печально знаменитая «бульдозерная выставка» на московском пустыре 15 сентября 1974 г., которую власти разогнали с помощью бульдозеров. Многие полотна были уничтожены, к художникам применили административные меры. В скульптуре неформального направления выделились В. Сибур и Э. Неизвестный.

Наиболее значительными явлениями этого периода стали московский концептуализм (И. Кабаков, В. Пивоваров), представители которого обращались к людям с помощью лозунгов, символов, подписей, предполагавших соучастие зрителей в действии, и соц-арт, в иронической и гротескной форме переосмысливающий сюжеты советского образа жизни, используя в качестве художественных средств различные бытовые предметы (В. Комар, А. Меламида). Таким образом, духовная оппозиция деятелей искусства режиму сыграла большую роль в размывании идеологических основ советского строя.

Непросто в эти годы развивалась отечественная наука. С конца 60-х гг. в некоторых ее отраслях наметилось отставание. Ее развитие сдерживалось слабой материальной базой, неразвитостью научного приборостроения, отсутствием свободы творчества ученых и получения необходимой информации.

В 70-е гг. капиталовложения в науку были увеличены, что позволило преодолеть ее отставание. Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. Активно проводились космические исследования, создавались новые образцы военной техники. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Под руководством В. Челомея были созданы ракеты-носители «Протон» и орбитальная станция «Салют». Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построено несколько атомных реакторов. Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электронике (В. Котельников), термодинамики (В. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А. Ишлинский), аэрогидродинамики, авиации и космонавтики (М. Келдыш). В 1975 г. работы математика Л. Канторовича по разработке основ линейного программирования были отмечены Нобелевской премией. В 1978 г. за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П. Капица.

В то же время высочайшая степень секретности многих разработок военно-промышленного комплекса исключала возможность их использования в народном хозяйстве страны, которое довольствовалось устаревшими техническими средствами. Экспериментальные образцы техники, на изготовление которых тратились огромные средства, так и не поступали в массовое производство.

Годы «перестройки» преобразили художественную жизнь страны. Развитие демократических процессов в СССР сильно затронуло и культуру. В этот период здесь явно прослеживается стремление доделать то, что не успели в годы «оттепели»: сказать правду о сталинизме, осуществить полностью процесс реабилитации, правдиво восстановить историю. Эти темы получили воплощение в литературе, кино, театре. В произведениях Ч. Айтматова «Плаха», В. Астафьева «Печальный детектив», А. Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды» и других отражены животрепещущие проблемы истории и современности. Огромный резонанс получил фильм Т. Абуладзе «Покаяние».

В первые же годы «перестройки» в русскую культуру возвратились произведения Н. Гумилева, В. Набокова, О. Мандельштама, В. Ходасевича, А. Ахматовой, М. Цветаевой, И. Бунина. Вышли в свет романы В. Гроссмана «Жизнь и судьба», Б. Пастернака «Доктор Живаго». Были организованы выставки художников-авангардистов 20-30-х гг. П. Филонова, В. Кандинского, К. Малевича, А. Лентулова, М. Шагала и др. Появился совершенно новый пласт в литературе – антисоветские произведения представителей послеоктябрьской эмиграции, воспоминания белогвардейцев, публикации книг и статей зарубежных историков, социологов, философов, ранее считавшимися в СССР фальсификаторами.

Культура России начала 90-х гг. развивалась в условиях резкого сокращения бюджетного финансирования. В этих условиях начала действовать федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры (музей С. Есенина в Константиново, усадьба А. Толстого в Брянской обл.). Усилилась коммерциализация культуры. Появились частные художественные галереи и салоны, книжные издательства.

Период конца 80-х начала 90-х гг. был отмечен мощным притоком в Россию западной массовой культуры, зачастую низкого качества. Западная поп-музыка, кинофильмы, литература (в основном боевики, детективы, фантастика) хлынули в Россию, долгие годы лишенную возможности культурного общения с Западом из-за длившейся десятилетиями «холодной войны». Однако со второй половины 90-х гг. возросло предложение массовой культурной продукции отечественного образца, и в российском обществе заметно вырос интерес к отечественному культурному и духовному наследию. Возросло многообразие форм творчества. Продолжался процесс духовного переосмысления прошлого.

Большое влияние на развитие отечественной культуры оказал постмодернизм. В нашей стране он сложился под влиянием современного западного искусства, традиций русского авангарда и неформального советского искусства времен «оттепели». Постмодернизм утверждает принципы всеобщей равнозначности всех явлений и сторон жизни, отсутствие иерархии ценностей, стилей и вкусов.

Изменилась роль и место литературы в общественной жизни. Она перестала быть центром общественных дискуссий, как ранее. В ней произошло расслоение на произведения для массового читателя (детективы, любовные романы, фантастика) и произведения для ценителей словесности. Был удовлетворен читательский спрос на произведения популярных авторов последнего советского десятилетия – В. Токареву, Л. Петрушевскую, С. Довлатова.

С середины 90-х гг. наметилась тенденция к преодолению кризисных явлений в театре и кинематографе. Возникли независимые театры и антрепризы (временные коллективы актеров). Известнейшие театральные и кинорежиссеры Ю. Соломин, Г. Волчек, К. Лавров, М. Захаров, О. Табаков, М. Ульянов ориентировались не только на классический репертуар, но и на современную драматургию. Лидером в освоении оперного и балетного репертуара стал Мариинский театр Санкт-Петербурга (глав. режиссер В. Гергиев), где был поставлен цикл опер С. Прокофьева и оперная тетралогия Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов». На сцене Мариинки ежегодно проходит фестиваль «Белые ночи».

В этот период вновь повысился интерес к классическому исполнительству. Образцы исполнительского мастерства демонстрируют пианисты М. Плетнев, Е. Кисин, Д. Мацуев, скрипачи Г. Кремер и В. Третьяков, виолончелист Н. Гутман, альтист Ю. Башмет.

В последние годы в России после периода долгого застоя и кризиса 90-х гг. происходит возрождение кинематографа. Появились фильмы, переосмысливающие историческое прошлое: «Хрусталев, машину!» А. Германа, «Русский ковчег» А. Сокурова, «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова. Известные литературные произведения получили новую экранизацию, развивающей традиции реалистического кино: «Муму» Ю. Грымова, «Русский бунт» А. Прошкина. Появилось множество популярных телесериалов, поставленных молодыми режиссерами («Бригада» А. Сидорова).

В развитии живописи и архитектуры в постсоветской России можно выделить два основных направления – нетрадиционализм, т.е. применение старых стилистических приемов при современном техническом обеспечении, и новое искусство, тяготеющее к экспериментам с формой и материалом. К первому направлению можно отнести творчество президента Академии художеств РФ З. Церетели. Его монументальные скульптурные композиции внесли новые черты в ландшафт Москвы и других городов. В рамках этого направления работают И. Глазунов (автор исторических композиций и портретов), А. Шилов (создатель портретной галереи современников), скульпторы О. Комов, В. Клыков и др.

Но активно развиваются и направления постмодернизма, среди них: инсталляции – художественные объекты, сконструированные из самых разных материалов; перфомансы – формы общения художника и зрителя при помощи различных художественных средств и др.

Архитектурное творчество на современном этапе, с одной стороны, связано с поисками путей возвращения к лучшим достижениям прошлого (воссоздание храма Христа Спасителя в Москве), с другой, постепенно отходит от безликой типовой архитектуры советского времени (например, работы А. Харитонова и Е. Пестова в Нижнем Новгороде, воспроизводившие архитектурные образы эпохи модерна).

Процессы, происходящие в культурной жизни России, отражают трудности и противоречия эпохи радикальных перемен в экономике и политике, в социальной структуре и массовом сознании современного российского общества.

 

Вопросы (письменно ответить):

1. Перечислите основные тенденции в развитии советской культуры в послевоенный период.

2. Как сказывалась идеологизация советского общества на художественном творчестве?

3. В чем проявились особенности духовной жизни российского общества в перестроечный и постсоветский период? Какие новые тенденции появились в культуре?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: