Окружающий мир 4 класс
Тема: «Отечественная война 1812 года»
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения.
2. Формировать у учащихся чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.
3. Воспитывать любовь к своему Отечеству.
4. Развивать у учащихся интерес к истории, используя современные технологии на уроке.
Ход урока.
1. Организация на урок:
Вот опять звенит звонок
Начинается урок.
2.Сообщение темы и цели урока.
- Мне хочется наш урок окружающего мира начать с отрывка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Скажи-ка дядя, ведь недаром,
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.
-Как вы думаете, почему я начала урок этим стихотворением?
-Ребята, какие события описывает М.Ю. Лермонтов в этом отрывке?
-Скажите, а вы знаете, между какими странами происходили боевые сражения?
-Как вы думаете из стихотворения, какую страну хотел покорить Наполеон?
Правильно, этот 1812 год. Этот год был не простым для России, а вот почему мы и узнаем на уроке.
3.Проверка домашнего задания.
3.Тема урока.
Прочитайте тему нашего урока «Отечественная война 1812 года»( Слайд 2).
-С кажите, о чём пойдёт речь на уроке?
- Как вы понимаете слово отечество? (страна, где человек родился)
-Почему эта война называется Отечественной? (народ поднимается на защиту свободы и независимость своей Родины)
-Когда началась отечественная война? Об этом мы прочитаем в учебнике на с.112 со второго абзаца.
|
- Прочитайте слова А. В. Суворова «Ничто не устоит против русского оружия – мы сильны и уверены в себе». (Слайд 3)
- Объясните эту фразу.(русский народ умел в трудные минуты сплотиться для защиты своей Родины)
- Пусть слова великого русского полководца станут эпиграфом к нашему уроку.
-Кто такой Наполеон Бонапарт? (французский полководец)
-А кто такой Михаил Илларионович Кутузов?(русский полководец)
-А что вы о нём знаете? (он победил французов).
-Назовите известное сражение между русскими и французами? (Бородинская битва)
-Речь на уроке пойдёт об этих известных полководцах и о Бородинском сражении.
Рассказ учителя:
1)Французский полководец Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Родился он на острове Корсика в 1769 году, в семье бедного дворянина, окончил военную академию в Париже. К власти во Франции пришёл в 1799 году. Это - человек незаурядных способностей, великий тактик и администратор, прекрасный солдат, который никогда не прятался во время боя за спины подчинённых, а всегда находился в гуще событий, очень мужественный и храбрый. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом (правителем) Франции, а в 1804 году его провозглашают императором.
В течении 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция постоянно воевала. В конце концов он стал властелином Европы, но ему захотелось завоевать весь мир. «Через 3 года я буду господином всего мира…Остаётся Россия, но я раздавлю её »,-заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Этот человек замахнулся на мировое господство, и едва не добился своей цели. Самой большой ошибкой Наполеона было вторжение в Россию. Это он признает намного позже.(Слайд 4)
|
Накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев,
Я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, Я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце».
- Объясните слова Наполеона.
-Согласны ли вы с тем, что Москва сердце России?
-Действительно, для каждого россиянина Москва была и остаётся в настоящее время сердцем страны, самым важным городом родины.
4.Рассказ учителя.
В начале ХIХ века возглавлял Российскую империю Александр Павлович Романов.(1777 – 1825). Обратите внимание на портрет Александра I (Слайд4).
Александр I был незаурядным дипломатом. Есть небольшой нюанс в отношениях Александра и Наполеона. Дело в том, что в 1810 году Наполеон просил руки великой княгини Анны Павловны, которая приходилась родной сестрой императору. Но Александр не дал согласие на брак. Вторжение наполеоновской армии в Россию воспринял как личное оскорбление. Отныне Наполеон становится личным врагом Александра I. с
В ночь на 12 июня 1812 года 600 тысячная армия Наполеона без объявления войны вероломно вторглась на территорию Российской империи. Русская армия насчитывала в то время около 300 тысяч солдат. Стоит отметить следующий факт, что русская армия была разделена на три армии.
(работа с картой)
1 –ая армия прикрывала Петербургское направление.
2 -ая армия– московское направление.
3 – я армия - киевское направление.
3 августа 1812 года 1- я и 2 – я русские армии потерпели поражение под Смоленском от армии Наполеона.
- Рассмотрите карту боевых действий. Синим цветом изображено движение французских войск – красным – русские (слайд 5).
|
После победы под Смоленском Наполеон пытался вынудить Россию заключить мирный договор, но русская армия начала отступление вглубь страны,закрывая неприятелю дорогу на Москву. Это уже не входило в планы Наполеона. Война затягивалась. Росли потери французской армии, ухудшалось снабжение войск. Наполеоновские войска оставляли после себя разорённые сёла. На оккупационных землях поднялась волна партизанского движения. Из Смоленска Наполеон направил Александру I заключение мирного договора, но ответа от императора не получил.
Александр I принимает для себя очень непростое решение. Он назначает главнокомандующим русскими войсками ученика А. В. Суворова Михаила Илларионовича Кутузова. (портрет полководца.Слайд 6.) Кутузов родился в Петербурге. Был образованным человеком своего времени.Он стал известен ещё при Екатерине2,при взятии крепости Измаил. Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.Его доктор говорил: «Бог бережёт голову Кутузова на что нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран.» В Кутузове соединялись огромный жизненный опыт и редкостная интуиция, а расчёт с даром предвиденья не может не изумлять.
Кутузов принял командование армии, ему в это время было 67 лет, но он был бодр и активен.Прибыв в армию отдаёт приказ отступать. Сопровождалось это отступление хитрыми и искусными манёврами, за что Наполеон прозвал Кутузова «старой лисицей».
5. Физминутка.
6. Бородинское сражение.
В августе 1812 года для поднятия духа русской армии Кутузов решает дать сражение под Москвой. 26 августа (8 сентября) 1812 года у села Бородино произошло Бородинское сражение, сыгравшее решающую роль в Отечественной войне 1812 года. Вот как это событие описал русский поэт М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».
«Земля тряслась, как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий