06.04.2020
ОГСЭ. 08 Основы этики и эстетики.
Лекция№26: Эстетическое воспитание.
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитать лекцию, составить краткий конспект.
- Написать небольшое сообщение на тему: Имеет ли место быть в вашей жизни эстетическое воспитание и самовоспитание.
- Фотоотчёт о выполненной работе в ваших тетрадях прислать мне на почту mokryanskaya94@mail.ru Обязательно прописать свою фамилию и номер группы!
План:
1. Эстетическое воспитание и художественное образование.
2. Эстетическое воспитание – составная часть гармонического воспитания личности.
3. Эстетическое самовоспитание.
Эстетическое воспитание и художественное образование.
В жизни общества, в постоянном воспроизводстве духовной культуры незаменимую роль играет искусство. Уникальные особенности этого вида духовно-практической деятельности состоят в том, что здесь художник и зритель (читатель, слушатель) не только приобретают знания о мире, но и осваивают эмоционально-ценностные отношения к окружающему и к самому себе, становятся в собственно-человеческие, диалогические отношения с миром, т. е. открывают для себя действительность как мир человека, как мир, наполненный личностными смыслами. Это открытие человечности мира отдельный человек совершает благодаря тому, что в художественной деятельности (создании, восприятии, интерпретации произведений искусства) он обогащается общественно-исторически выработанным опытом, проживая и переживая общечеловеческий опыт познания истины, добра и красоты как опыт собственной жизни. Тем самым художник и зритель приобщаются к общечеловеческим ценностям и свободно творят себя по законам красоты и гармонии. Таким образом, искусство развивает в человеке универсальную человеческую способность к творческому преобразованию мира в любой деятельности.
Не секрет, что для многих людей окружающий нас мир культуры остается в сущности своей невидимым, неоткрытым, находящимся как бы в другом измерении. Рядом с несметными богатствами духа эти люди проживают свой век в духовной нищете, не подозревая о своей трагической обделенности или смутно догадываясь о ней. Они принимают за культурные ценности дешевые поделки имитаторов духовности и не видят, что современники владеют подлинными сокровищами, которые по праву наследования должны бы принадлежать всем и каждому.
Распространено мнение, что искусство обладает такими механизмами, которые сами развивают у ребенка способности к художественному восприятию и творчеству. С другой стороны, многие полагают, что будто одаренные дети сами постигают законы искусства. Отсюда делается вывод: достаточно поместить ребенка среди скульптур и картин, включать ему хорошую музыку — и он вырастет художественно образованным взрослым. Не отрицая значения эстетической среды, следует все же признать, что одного погружения в такую среду совершенно недостаточно для художественного развития ребенка. Искусство, мир культуры устроены так, что ребенок не может войти в них без помощи взрослого, который откроет растущему человеку язык искусства и его смысл, поможет включиться в культурный диалог.
Сегодня, когда возрождаются гуманистические идеалы и повышение культуры общества становится условием дальнейшего развития демократии и общественного прогресса, роль искусства в духовной жизни народа особенно возрастает.
Поэтому в новой концепции образования, в которой школа понимается как открытая обществу, принципиально иное место должны занять художественное образование и эстетическое воспитание. Преобладающее ныне понимание эстетического воспитания как проблемы исключительно школьной является недостаточным и опасным.
Эстетическое воспитание – составная часть гармонического воспитания личности.
Эстетическое воспитание – это воспитание средствами прекрасного в искусстве, природе и всей окружающей действительности.
Основные задачи эстетического воспитания:
1) развитие эстетического восприятия, способности воспринимать прекрасное в окружающей природе, в искусстве. Такое развитие проявляется у учащихся в пробуждении эстетических чувств, в способности реагировать на прекрасное. Сталкиваясь с прекрасным, человек может им любоваться и восхищаться, негодовать и горевать, испытывать чувство любви и ненависти, чувство приязни и отвращения, чувство радости и т. п. Задача учителя – сформировать у учащихся способность быть чуткими к природе и искусству. Для того, чтобы понимать надо знать, для появления у учащихся способности воспринимать, прекрасное необходимо эстетическое образование. Это относится прежде всего к таким видам искусства, как живопись, скульптура, музыка, литература;
2) воспитание эстетического вкуса, способности оценивать прекрасное. Эстетический вкус сложно сформировать, у каждого человека существует свой эстетический идеал. В эстетике прекрасным называют то, что способно вызвать благоприятные чувства и эмоции, доставить эстетическое наслаждение. Эстетический вкус каждого отдельного человека может не совпадать с эстетическим вкусом и идеалом другого. Как вести себя учителю, когда ученик доказывает, что музыка в стиле «тяжелый рок» доставляет учащемуся эстетическое наслаждение? Можно ли безоговорочно отвергнуть такую точку зрения? Нет. В этом и состоит роль учителя: не столько сформировать определенные, устоявшиеся, традиционные представления о прекрасном, сколько научить соотносить эстетические вкусы разных людей в разные исторические периоды и эстетические вкусы современности со своими личными;
3) воспитание эстетического отношения к действительности, что включает активные действия человека по охране и защите прекрасного. Эта задача является не только проблемой эстетического воспитания, но и нравственного. Учащиеся должны знать основные положения эстетического поведения. Учитель должен не только наглядно представить предметы искусства, но и предложить учащимся самим попробовать создать подобные «шедевры». Это поможет учащимся научиться ценить искусство и тех, кто помогает его развитию.