Незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК)




 

Данное преступление является характерным проявлением недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности, когда незаконно используются средства индивидуализации другого юридического лица и его продукции.

Российское законодательство о товарных знаках основывается на положениях Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1983 г.*, которая относит товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания мест происхождения товаров к объектам охраны промышленной собственности. Актом недобросовестной конкуренции, - указывается в статье 10 big Парижской конвенции, - считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и товарных делах. В частности, подлежат запрету: 1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной, или торговой деятельности конкурента; 2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты либо промышленную или торговую деятельность конкурента; 3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойства, пригодности к применению или количества товара.

* См.: Законодательство СССР по изобретательству. Т.З. М., ВНИИПИ. 1983. С.126-156. СССР присоединился к Парижской конвенции в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 148 от 8 марта 1965г. «О присоединении СССР к Парижской конвенции по охране промышленной собственности».

 

Диспозиция статьи 180 УК охватывает широкий круг действий. Она предусматривает не только незаконное использование чужого товарного знака, но и случаи незаконного использования чужого знака обслуживания, а также наименования места происхождения товаров или сходных с ними обозначений для однородных товаров (ч.1), предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара (ч.2). Российское гражданское законодательство средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) относит к интеллектуальной собственности. Использование средств индивидуализации может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (ст. 138 ГК РФ).

Правовой режим товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров в Российской Федерации определяется Законом от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»*. Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, позволяющие отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц (ст.1). Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, либо тем и другим одновременно (ст.30). В качестве товарных знаков и знаков обслуживания могут использоваться словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.

* Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст.2322.

 

Правовая охрана товарного знака, знака обслуживания и наименования мест происхождения товара осуществляется на основании их регистрации в установленном порядке в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ. На зарегистрированные знаки и наименования мест происхождения товара выдается свидетельство на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя сроком действия в десять лет, который может быть продлен каждый раз на десять лет. Свидетельство на товарный знак и знак обслуживания удостоверяет Исключительное право его владельца на данный знак в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве. Согласно этому владелец знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться им, а также запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак или знак товарного обслуживания без разрешения его владельца. Сам же владелец может по договору уступить знак другому юридическому или физическому лицу или предоставить лицензию на его использование*.

* См.: Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных Договоров о предоставлении права на использование товарного знака, утв. Роспатентом 26 сентября 1995 г. // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1996.

 

Юридические лица и граждане РФ могут зарегистрировать товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара за рубежом или произвести его международную регистрацию.

Права иностранных юридических и физических лиц в отношении охраны товарного знака и знака обслуживания защищаются наравне с правами юридических лиц и граждан России в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Право на регистрацию в Российской Федерации наименований мест происхождения товаров предоставляется юридическим и физическим лицам государств, предоставляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Российской Федерации.

Нарушением прав владельца товарного знака или знака обслуживания считается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение в этой целью знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров (услуг). Однако уголовный закон говорит об ответственности только за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования мест происхождения товаров или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Использованием знака считается применение его на товарах и (или) упаковке, а также применение знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации.

Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот.

Объективная сторона преступления может выражаться также в использовании в качестве товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара сходных с ними до степени смешения обозначений в отношении однородных товаров.

Уголовная ответственность за незаконное использование чужих товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара сходных с ними обозначений для однородных товаров наступает лишь в случае совершения этого деяния неоднократно или причинения крупного ущерба.

При неоднократном совершении деяния достаточно для ответственности установления самого факта, даже при отсутствии последствий в виде крупного ущерба. Возможны несколько вариантов неоднократности совершения данного деяния: 1) лицо было судимо за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара и вновь совершает какое-либо из этих деяний; 2) лицо незаконно использует два или более чужих знака; 3) лицо использует чужой знак на различных (двух или более) товарах либо одном и том же виде товара, но изготавливаемого самостоятельными партиями. Многократное проставление чужого товарного знака на товарах, входящих в одну партию (например, использование этикеток с чужим товарным знаком на бутылках одной партии алкогольной продукции) признака неоднократности совершения данного преступления не создает.

Крупный ущерб может быть причинен владельцу знака, конкурирующему хозяйствующему субъекту, а также гражданам-потребителям. Помимо сугубо материального ущерба, он может быть связан и с подрывом деловой репутации предпринимателя - владельца знака. Право окончательного вывода о признании ущерба крупным принадлежит суду*.

* Представляется, что ущерб при незаконном использовании чужих знаков или сходных с ними обозначений может чаще всего быть в виде упущенной выгоды. Для этого надо определить ту прибыль, которую владелец знака мог бы получить, но не получил вследствие появления на рынке однородных товаров, маркированных знаком, идентичным или сходным с его знаком. Как считает В. Мельников, «другим путем оценки упущенной выгоды является определение размера лицензионного вознаграждения, которое мог бы получить владелец товарного знака, если бы нарушитель купил лицензию». Он также указывает, что в ряде стран размер упущенный выгоды определяется по прибыли, которую получил нарушитель в результате продажи своих товаров под чужим товарным знаком (См.: Мельников В. Права владельца товарного знака // ЭиЖ. 1997. № 32. С.28). Это интересный и довольно перспективный способ.

 

Владелец товарного знака (обладатель свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара) может проставлять рядом с товарным знаком (наименованием места происхождения товара) предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком (наименованием места происхождения товаров), зарегистрированным в Российской Федерации (ст.24 и 41 Закона «О товарных знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»). Об ответственности за незаконное проставление такой предупредительной маркировки рядом с товарным знаком или наименованием места происхождения товара, незарегистрированными в Российской Федерации, говорится в ч. 2 ст. 180 УК, которая, по существу, предусматривает самостоятельный состав преступления. Ответственность наступает также при условии совершения этого деяния неоднократно или при причинении им крупного ущерба.

Субъектами преступления (по ч. 1 и 2 ст. 180 УК) могут быть граждане России, лица без гражданства и иностранные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью как зарегистрированной, так и незарегистрированной, а также руководители организаций - юридических лиц, принимавшие решение о незаконном пользовании чужим товарным знаков, знаком обслуживания, наименования мест происхождения товара или предупредительной маркировкой.

Преступления (ч. 1 и 2) совершаются умышленно. Виновный осознает, что он незаконно использует чужой товарный знак, знак обслуживания, наименование мест происхождения товаров, предупредительную маркировку или обозначения для однородных товаров, сходные с чужим товарным знаком, знаком обслуживания, наименованием мест происхождения товаров, и желает совершить эти действия. Если в результате этого причинен крупный ущерб другим хозяйствующим субъектам (физическим или юридическим лицам), вина по отношению к такому ущербу может характеризоваться косвенным умыслом. Мотивы и цели данного преступления могут быть различными: корысть, стремление преуспеть в конкурентной борьбе, испортить деловую репутацию конкурента и т.д.

Если при помощи чужих товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара потребитель вводится в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара (услуги), то при наличии всех признаков состава ст. 200 УК виновные будут нести ответственность по совокупности этих преступлений (возможно, в составе организованной группы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: