Лейтмотив служит обозначением и характеристикой определённых




Н.А. Римский-Корсаков

Симфоническая сюита «Шехеразада»

 

Н.А. Римский-Корсаков начал свой творческий путь с создания симфонии. Однако в дальнейшем основную часть его композиторской деятельности в симфоническом жанре составляли программные одночастные и циклические произведения, а также произведения на народные темы. Программность была ближе его музыкальному мышлению, чем традиционный симфонический цикл. Она определила и основные жанры симфонического творчества композитора:

— увертюра,

— фантазия,

— картина,

— сюита.

В них преобладают сказочные и былинные образы, картины природы и народного быта, что определило картинный, эпический характер симфонизма Римского-Корсакова.

Большинство сочинений написано в 60-е и 80-е годы XIX века.

В русской музыке композитор создал новый жанр — симфоническую сказку.

 

Симфоническая сюита «Шехеразада» была сочинена в 1888 году по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение.

В сюите четыре части, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами.

Римский-Корсаков предпослал произведению краткую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен наутро после свадьбы. Но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками. Она рассказывала их в продолжение 1001 ночи, так что, каждое утро недосказанная история останавливалась на самом интересном. Побуждаемый любопытством, желая узнать, что же было дальше, Шахриар постоянно откладывал казнь Шехеразады и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

 

Первоначально каждая часть сюиты имела свое название, но затем композитор отказался от них: он не хотел, чтобы его сочинение воспринималось лишь как музыкальная иллюстрация каждого из сюжетов, желая слушателю самому ощутить красочность восточного повествования с калейдоскопом сказочных образов и чудес.

 

Начинается сюита вступлением, состоящим из двух тем: первая тема – грозная и величественная, исполняется медными духовыми – тема Шахриара. Вторая – изящная мелодия скрипки с лёгким восточным колоритом в сопровождении арф – тема Шехеразады. Обе темы являются лейтмотивами сюиты. Интонации этих двух тем проходят через все части произведения, трансформируясь и преображаясь, следуя сказочному содержанию. На их основе Римский-Корсаков, используя вариационные приемы музыкального развития, создает различные музыкальные образы.

 

ЛЕЙТМОТИВ – это характерная тема или музыкальное построение,

Которое неоднократно повторяется на протяжении произведения.

Лейтмотив служит обозначением и характеристикой определённых

персонажей, предметов, явлений, эмоций, понятий

 

Первая часть называлась «Море. Синдбадов корабль». Она написана в сонатной форме без разработки.

Главная партия (ми мажор), построенная на теме Шахриара, рисует спокойный и величественный морской пейзаж. Живописность главной партии подчеркивают отрывистые аккорды в окончаниях фраз у духовых и пиццикато струнных, а также широкие фигурации сопровождения у альтов и виолончелей.

Побочная партия состоит их двух тем: первая (до мажор) создает в воображении спокойно плывущий корабль Синдбада и изложена поднимающимися вверх тихими светлыми аккордами у деревянных духовых. Вторая тема побочной партии (си минор) возникает у солирующей скрипки; она рождается из лейтмотива Шехеразады, но теперь это красочная панорама волнующегося моря.

Постепенно звучность усиливается, и в момент кульминации начинается реприза.

В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается первая часть «уходящей» темой Синдбадова корабля, продолжающего свое плавание.

 

Вторая часть называлась «Рассказ Календера-царевича». (Календеры — бродячие монахи, жившие подаянием. Герой арабской сказки — царевич, во избежание опасностей переодевшийся в монашескую одежду). Ее начинает голос Шехеразады, но затем она как бы передает повествование новому рассказчику, и начинается сказка в сказке. Тему Календера (си минор) исполняет солирующий фагот; она звучит неторопливо, спокойно и имеет восточный характер.

Эта часть написана в сложной трехчастной форме: ее крайние разделы представляют собой симфонические вариации на тему Календера, а средний воспроизводит картины фантастической битвы и подвигов героя, причем его фанфарная и маршевая темы интонационно связаны с темой Шахриара.

 

Третья часть, «Царевич и царевна», — это лирический центр произведения. Она, как и первая часть, написана в сонатной форме без разработки.

Главная партия (соль мажор) — тема Царевича — плавная спокойная мелодия песенного склада, исполняемая скрипками.

Побочная партия (си-бемоль мажор) — тема Царевны — грациозная и подвижная, имеет танцевальный характер. Она поручена солирующему кларнету, а аккомпанемент струнных пиццикато и ударных инструментов напоминает по тембру народный восточный ансамбль.

В репризе главная партия дважды прерывается появлением темы Шехеразады.

 

Четвертая часть — «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Это грандиозный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике. Сложная композиция части сочетает в себе черты рондо-сонаты с вариационностью.

Во вступлении звучат оба лейтмотива сюиты, причем тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады — более взволнованной.

Главная партия финала — стремительно кружащаяся, темпераментная восточная пляска. Она звучит на фоне острого ритмического рисунка, который выдерживается на протяжении почти всей картины праздника, и выполняет роль рефрена.

В основе Побочной партии тема Царевны из третей части.

В насыщенной музыкальной ткани разработки и репризы постоянно возникают знакомые темы и интонации.

В коде стихия народного праздника внезапно сменяется образами бушующего моря и кораблекрушения: это кульминация всего произведения. Постепенно буря стихает и море успокаивается. В небольшом эпилоге сюиты в последний раз появляются главные герои: это тихая и умиротворенная тема Шахриара и завершающая произведение поэтичная тема юной и мудрой Шехеразады.

 

 

 

Римского-Корсакова по праву считают непревзойденным мастером оркестра. В предисловии к «Основам оркестровки» он писал, что «инструментовка есть одна из сторон души самого сочинения». Следуя глинкинским традициям, композитор предпочитает прозрачность фактуры, «чистые» тембры, часто использует солирующие инструменты. В блестящей партитуре «Шехеразады» гармонично сочетаются изысканность и яркость многочисленных сольных эпизодов, раскрывающих тембровые и технические возможности инструментов, с мощью и полнотой звучания тутти.

 

Новаторство оркестрового стиля Римского-Корсакова, находки его тембровой звукописи оказали большое влияние на симфоническое творчество Лядова, Глазунова, Стравинского, Дебюсси, Равеля и многих других композиторов.

 

Вопросы и задания

1. Какой вид симфонических произведений преобладает в творчестве Римского-Корсакова?

2. Назовите жанры симфонических произведений композитора. Приведите примеры.

3. В какой период жизни и творчества появились основные симфонические произведения Римского-Корсакова?

4. По какому литературному произведению написана «Шехеразада»? Каков жанр произведения? Как оно строится?

5. Что такое лейтмотив?

6. Расскажите о каждой части сюиты, особенностях ее формы и музыкального развития, о тембровых характеристиках героев и событий.

7. Какие характерные черты присущи оркестровке Римского-Корсакова?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: