История журналистики в Китае.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Реферат

По истории зарубежной журналистики

По теме «Журналистика Китая»

Выполнила студентка 2 курса

Группы «Г»

Топол Виктория

 

Донецк

 

История журналистики в Китае.

В период революционной борьбы и после создания КНР на первый план выдвигалась пропагандистская функция партийной прессы Китая. Серьезные искажения в трактовке и реализации социальных задач прессы наблюдались в годы "культурной революции", когда стал очевиден факт "игнорирования и неправильного понимания информационно-коммуникативной роли прессы".

Создание механизма социалистического рынка привнесло в прессу изменения: в соответствии с развитием и преобразованием общества ее социальные роли на разных этапах модифицировались, начал расширяться круг ее функций. Журналистика должна была не только решать агитационно-пропагандистские задачи, но и соответствовать требованиям кардинально реформируемой экономики. Если ранее производственно-экономическая роль печати не могла получить всестороннее раскрытие, то сейчас она приобретает первоочередную значимость. Прессе "возвращается" качество специфического товара.

После печально известного периода "культурной революции" с конца 70-х до начала 90-х гг. пресса Китая прошла три этапа, получивших в китайской исследовательской литературе названия "восстановление", "развитие" и "регулирование". В ходе первого страна начала преодолевать негативные последствия "культурной революции". Пресса возродилась, стремясь покончить с застоем. Были восстановлены некоторые ранее запрещенные издания, возникли новые. Начала складываться сеть газет, ориентирующихся на определенную аудиторию и обладающих устойчивыми содержательными особенностями. В процессе второго ускорился количественный рост прессы, сформировалась современная система СМИ Китая. Третий придал развитию прессы стабильность, чему способствовало усиление контроля за качеством прессы и укрепление правовой базы деятельности печати Китая.

В 1950 году во всей стране насчитывалось 205 названий газет, их годовой тираж в общей сложности составлял чуть более 400 млн. экземпляров. С 80-х гг. издание газет развивается очень быстро, сложилась многоярусная и разносторонняя газетная индустрия, центром которой является партийная печать. Наряду с партийными изданиями и органами общественных организаций, в Китае издаются дневные, вечерние, утренние и еженедельные газеты, газеты для крестьян, рабочих, предприятий и разных специалистов. Некоторые газеты печатают преимущественно экономическую и научно-техническую информацию, другие удовлетворяют культурные нужды народных масс. К маю 1998 года в Китае насчитывалось 2160 названий газет, годовой тираж которых составил 26 млрд. экземпляров. В последние годы эти показатели значительно возросли. В настоящее время в число общекитайских газет входят: «Жэньминь жибао» (ежедневная «Народная газета») и ее зарубежные выпуски, «Гуанмин жибао» (ежедневная газета «Свет»), «Цзинцзи жиабо» («ежедневная «Экономическая газета»), «Цзежфанцзюнь бао» (газета «НОАК»), «Чайна дейли» (ежедневная газета «Китай»), а также «Чжунго циннянь бао» (газета «Китайская молодежь»), «Чжунгофунюй бао» (газета «Китайская женщина»), «Чжунгоцзяоюй бао» (газета «Китайское просвещение»), «Чжунготиюй бао» (газета «Китайский спорт»), «Гунжэнь жибао» (ежедневная «Рабочая газета»), «Кэцзи жибао» (ежедневная газета «Наука и техника») и т. д..

8 июня 1998 года одновременно образованы две газетыне корпорации центрального подчинения – группа «Гуанмин жибао» и группа «Цзинцзи жибао». 25 июля того же года в Шанхае создана объединенная газетная корпорация изданий «Вэньхой бао» и «Синьминь ваньбао». Это крупные шаги в реформе средоств массовой информации, они означают вступление отечественной газетной индустрии в новый этап развития.

За последние 30 лет число газет увеличилось в 10 раз, т.е. со 186 почти до 2000. Менялись структурные, качественные и количественные характеристики прессы, а также механизмы ее регулирования и саморегулирования. Весомым фактором функционирования СМИ стала конкуренция.

Увеличение разнообразия китайской прессы, создающего прочную основу соревновательности, происходило не одномоментно. В начале 80-х гг. были внесены коррективы в структуру печати СМИ Китая, некоторые газеты прекратили свое существование. В начале 90-х гг. наблюдалось замедление темпов роста численности изданий, но оно не было долговременным. Повышение уровня подготовки журналистских кадров, улучшение содержания газет создало внутренний потенциал для развертывания конкуренции. Начала исчезать монополия партийной прессы, ранее лидировавшей в стране. Однако в системе периодической печати Китая именно партийные издания пока еще оставались ее центром. Вокруг него формировалась многослойная газетная структура, объединившая китайские газеты общего типа, органы КПК и других партий, отраслевые газеты, газеты предприятий, вечерние газеты, дайджесты; общественно-популярные газеты; рекламные газеты; армейские газеты.

Конкуренция в прессе Китая приобрела неожиданно острый характер. Редакциям приходится отказаться от некоторых привычных способов управления, искать более эффективные механизмы работы, использовать более понятные читателям формы выражения идей, тем более, что в условиях рыночной экономики сложно обсуждать различные аспекты теории и практики социализма. К тому же, количество газет растет, а читательские ниши давно распределены. Так что издание ждет неминуемая гибель, если оно не сможет максимально сконцентрировать свои усилия в определении тех мер, которые помогут ему выжить в условиях конкурентной борьбы.

Конкуренция, связанная с развитием содержания газет и поиском источников информации, с модернизацией технического оснащения и с усилением состязательности между журналистами, а также конкуренция в сфере цен привели к необходимости превращения газет Китая в современные предприятия. Дня этого была изменена система руководства и управления газетами, во главе которых сегодня стоят генеральный директор и главный редактор, что привнесло в работу редакции серьезное оживление.

Произошли изменения и в системе распространения газет; стало заметно больше изданий, которые предназначены для адресной подписки. Растут доходы китайских газет от рекламы: в 1993 г. в стране насчитывалось 8 газет, рекламные доходы каждой из которых впервые в истории китайской прессы превысили 100 млн. юаней[1].

Партийные газеты Китая составляют примерно треть от общего количества газет. В ходе становления рыночной экономики партийная пресса не оказалась в стороне от выполнения тех ее функций, которые сложились исторически. Но в наше время печать КПК как неотъемлемая часть всей системы СМИ участвует в рыночной конкуренции. Опираясь на систему менеджмента, а также используя свои внутренние резервы, некоторые партийные газеты начали создавать при себе периодические издания, не носящие политического характера, изменился характер подписки, шире стали использоваться возможности рекламы. То есть, мы видим, что механизм вхождения прессы КПК в рынок подчиняется тем же закономерностям, которые свойственны развитию китайской журналистики в целом.

Некоторые расширения хозяйственной самостоятельности также свидетельствует о включенности партийных газет в рыночную деятельность, хотя, несомненно, партийная печать занимает особое место во всей системе китайской прессы.

Изменения, происходящие в печати КПК, с особой полнотой отразились в деятельности ее центрального органа, газеты "Жэньминь жибао", самой распространенной и авторитетной в Китае. В настоящее время ее тираж составляет более 2 млн. экз. Когда в стране было принято решение о проведении реформы экономической системы, газета начала чаще публиковать информацию экономического характера, отказавшись от прежней ориентации преимущественно на политическую проблематику.

Процесс развития партийной печати во главе с газетой "Жэньминь жибао" в 90-е годы XX в. подразделяется на два периода: до и после 1992 г. С 1990 г. до 1992 г. реформа партийной печати была фактически приостановлена из-за влияния левацких идей (что подтверждают июньские события3 на площади Тяньаньмэнь). Ситуация изменилась после 1992 г., когда партийная печать в целом и "Жэньминь жибао" в частности продолжила свою деятельность по правилам рынка.

Динамика содержательной направленности "Жэньминь жибао" в рассмотренной период характеризовалась увеличением объема объективной информации оперативного характера, что отражало потребности читательской аудитории, стремящейся к самостоятельному осмыслению и оценке разнообразного газетного материала.

В определенных сферах деятельности китайской прессы проявилась тенденция к последовательной концентрации, отразившей процесс формирования мощных реальных сил во главе с крупными газетами, что и послужило толчком к возникновению корпораций печати.

Среди периодических изданий – будь то общественно-политических, естественнонаучных или научно-технических – имеется немало солидных, обладающих высокой практической ценностью и ярко выраженной научной направленностью. Назовем лишь некоторые из них. Лучшими среди естественнонаучных журналов являются «Системология и математика», «Аэронавтика», «Охрана окружающей среды», «Компьютерная техника». Наиболее престижными общественно-политическими изданиями считаются журналы «Цюши» («Стремление к истине»), «Общественные науки Китая», «Юридические науки», «Китайская женщина», «Китайская молодежь», «Исторические исследования», «Демократия и законность». А среди литературно-художественных журналов наиболее популярны «Народная литература», «Семья», «Кино для всех», «Новый спорт». Постоянное широкое внедрение достижений современных технологий, в особенности электронной и компьютерной техники, значительно способствует качественному совершенствованию периодических изданий. Целый ряд газет и журналов покорил сердца читателей своим оригинальным стилем и высоким качеством полиграфии. По художественному оформлению и печати многие из этих изданий достигли или приблизились к мировому уровню.

В настоящее время в стране развертывается техническое переоснащение СМИ: в Пекине, Гуанчжоу и др. местах уже появились газеты с электронными выпусками. Первая в Китае корпорация печати "Гуанчжоу жибао" стремится последовательно повышать уровень технического оснащения, управления, организации труда, экономической эффективности. В конечном счете это связано с переходом китайской журналистики от: экстенсивных форм управления к интенсивным; технически отсталой организационной структуры к передовой, модернизированной; ремесленных форм ведения хозяйства информационных предприятий к предпринимательским; системы льгот к системе преимуществ; стратегии достижения простых целей к стратегии постановки современных, усложняющихся задач.

Опыт корпорации печати "Гуанчжоу жибао" подтверждает современные закономерности развития китайской прессы и закладывает фундамент функционирования журналистики Китая в XXI веке.

За время существования Китайской Народной Республики (1949-2012) в стране создана система средств массовой информации, которая по своему уровню развития входит в число крупнейших в мире.

Китай вступил в XXI век с очень большими экономическими и политическими достижениями, которые уже на протяжении долгого времени удивляют остальной мир. Зарубежные эксперты прямо заявляют, что этот век будет китайским. Подобный вывод некоторым может показаться слишком смелым. Однако факты налицо - за пятьдесят с лишним лет, благодаря усилиям китайского народа, возглавляемого КПК и руководимого центральным правительством, построено современное многонациональное государство. Оно совсем не напоминает ту полуколониальную страну, которой Китай был до 1949 года. Ныне Китай является полноправным членом Организации Объединенных Наций и международного содружества. За последние годы Китай успешно включился в процессы глобализации. В 2001 году КНР была принята в члены ВТО. В стране успешно, на научной основе идет построение общества социальной гармонии, что отвечает интересам всей китайской нации. Все это прямо связано с работой журналистов и средств массовой информации Китая и ставит перед ними новые задачи.

Культура каждого народа индивидуальна», - отмечал академик В.М. Алексеев. Это полностью относится к СМИ Китая, которые развиваются в соответствии с национальными традициями.

Развитие журналистики Китая, в целом, отражает высокий экономический, индустриальный, общественно - политический и культурный уровень этой страны.

Интеграция Китая в международные коммуникационные процессы ускорилась после того, как он был принят в члены Всемирной торговой организации в 2001 году. Это потребовало поиска новых идей и подходов в деятельности журналистов всех уровней, работающих в национальных СМИ, которые включились в процесс рыночных отношений.

В конце 1980-х гг. стало возможным осуществлять компьютерный набор иероглифов. Это достижение позволило китайским журналистам во много раз ускорить процесс производства печатной продукции: отныне вместо кисти и типографского набора повсюду стала использоваться компьютерная техника.

На рубеже третьего тысячелетия в КНР успешно функционирует мощная система СМИ, которые по своему оснащению и масштабу деятельности уже сегодня в состоянии конкурировать с подобными информационными системами ведущих индустриально развитых стран мира.

В настоящее время СМИ Китая представляют собой мощную информационную систему, которая является одной из ведущих в мире. Достаточно сказать, что в стране выходит 9490 журналов 22119 газет, действуют 320 телевизионных станции и 282 радиостанции. В настоящее время существует более двухсот тридцати факультетов, институтов или отделений журналистики в различных университетах Китая.

В стране выпускается 2160 газет, 7916 журналов, на центральном и провинциальном уровне имеется 294 радио- и 560 телестанций (всего - 950 телеканалов, из них 35 ретранслируются через спутники на всю территорию КНР и зарубежные страны); работают два телеграфных агентства: «Синьхуа» (информация по экономике, внешней и внутренней политике) и «Чжунго Синьвэньдэ» (внешнеполитическая пропаганда). В информационной сфере занято 550 тыс. чел. В стране уже 8 млн. пользователей Интернет (ежегодный прирост на 30-40%). Идет процесс реформирования управления СМИ, за последние три года создано 15 газетно-журнальных концернов и 75 образовательных телецентров.

Несмотря на рыночные реформы, все СМИ по-прежнему являются государственной и партийной собственностью, в эту сферу запрещено привлекать иностранные инвестиции, на всех уровнях жестко контролируется политическая направленность сообщений печатных и электронных СМИ. Проект закона о печати с середины 80-х гг. находится на рассмотрении парламента.

Формируется нормативно-правовая база деятельности СМИ. Принят ряд положений, которые впервые в истории КНР регулируют исполнение конституционного права граждан на свободу печати. Реализация данного права оговаривается запретом на публикацию материалов, наносящих ущерб «единству, территориальной целостности и суверенитету КНР». Имеются статьи идеологического характера, пресекающие публикацию материалов, идущих вразрез с «базовыми принципами конституции КНР» (приверженность социалистическому пути, руководящей роли КПК).

Рыночная действительность, внешнеэкономические интересы, в т.ч. необходимость принятия соответствующих мер и в этой сфере при вступлении КНР в ВТО, вносят коррективы в жесткие идеологические схемы. В стране резко увеличилось число коммерческих изданий - вечерних, утренних, молодежных и рекламных газет, практически вобравших в себя ранее запрещенные политические и общественно-бытовые рубрики. В прошлом стандартная для всех СМИ политическая информация стала дополняться подробностями из жизни зарубежной и местной политической элиты, напрямую затрагиваются острые внутриполитической темы, в т.ч. проблемы безработицы, образования, коррупции. Пресса и телевидение стали более адресными, отвечающими политическим и культурным запросам разнообразных групп населения. Так, ЦТВ ежедневно работает на 10 телеканалах, конкурирующие с ним Пекинское и Шанхайское - на 6 и 5.

Запутанной по-прежнему остается ситуация с периодикой «для служебного пользования». Несмотря на объявленные в 1998г. лозунги покончить с «закрытой печатью», Отдел пропаганды ЦК КПК пошел на отмену ранее принятых решений в интересах «поддержания политической стабильности общества».

Важнейшими «стратегическими задачами» руководство Государственного комитета печати КНР считает: проведение дальнейших структурных реформ в отрасли - выведение основных СМИ из подчинения правительственным ведомствам, их «картелизацию и коммерциализацию под партийным контролем» (планируется, наряду с ликвидацией 300 газет и 400 журналов, создать не менее 10 газетных концернов); усиление борьбы с порнографией и нелегальной издательской деятельностью, в т.ч. и с пиратскими печатными и электронными изданиями (компакт-диски); дозированную и подконтрольную «интернетизацию» китайского общества, создание новых влиятельных СМИ, «соответствующих мировому престижу КНР и способных успешно конкурировать на внешнем рынке».

Индустрия средств массовой информации Китая находится на очень высоком техническом и технологическом уровне развития. В этой связи, особое значение приобретает повышение уровня журналистского мастерства работников СМИ. Это крайне необходимо для того, чтобы полностью обеспечить потребности постоянно растущей читательской и зрительской аудитории Китая.

Если говорить о достижениях Китая в области образования, журналистики и СМИ, то здесь также можно констатировать большие успехи. Государство, которое до 1949 года было почти безграмотным, ныне охвачено системой обязательного девятилетнего образования. Создана стройная система среднего и высшего образования. Все это прямо отражается на функционировании национальных средств массовой информации. Подчеркнем, что, начиная с провозглашения КНР 1 октября 1949 года, идет постоянная работа по строительству информационного общества. На отдельных этапах истории Китая эта работа замедлялась, в силу объективных и субъективных причин, и, тем не менее, продвигалась вперед.

Больше внимания стало уделяться преподаванию журналистики как специальности. Практика показывает, что на протяжении всего своего существования китайская журналистика тщательно изучает зарубежный опыт, принимает лучшие его стороны, но продолжает развиваться в соответствии со своими национальными традициями и длительным историческим опытом.

В связи с тем, что Китай все более активно принимает участие в интернациональных делах, за последнее время стало больше обращаться внимание на подготовку журналистов-международников. В этом плане следует отметить, что крупнейшие китайские мыслители нового и новейшего времени, оказавшие большое влияние на современную китайскую печать, были журналистами-международниками, так как долгие годы были вынуждены жить за границей из-за политических репрессий. Изучение опыта работы журналистов-международников других стран особенно важно, потому что Китай выходит на новый уровень интернационального общения.

В наши дни идет формирование нового типа журналиста. Профессионала, который, с одной стороны, прекрасно бы разбирался в сложностях функционирования рыночных отношений в области СМИ, но, с другой стороны, был бы патриотом Китая, глубоко знал и уважал богатейшую цивилизацию и культуру своей родины. Профессия журналиста в Китае ныне стала социально престижной. Об этом говорит тот факт, что почти во всех крупнейших китайских университетах и во многих других учебных заведениях имеются отделения журналистики.

Одним из положительных достижений китайской журналистики за последнее десятилетие является развитие расследовательской журналистики, которая пользуется большим успехом среди читателей. В Китае широко известны имена журналистов, занимающихся этим видом деятельности. Этот тип журналистики позволяет вскрывать общественные недостатки и таким образом контролировать отрицательные моменты жизни страны.

Вместе с тем, отмечая несомненные достижения СМИ Китая, следует остановиться на ряде вопросов, решение которых еще более укрепило бы систему информационной мощи страны, в крайне противоречивых и сложных международных условиях, которые возникли уже в начале 21 века.

Прежде всего, речь идет о том, чтобы еще более увеличить интерес китайцев к письменным источникам информации. Специалисты отмечают, что китайцы стали меньше читать не только периодику, но и художественные произведения. Вот почему в качестве первого шага необходимо добиться повышения тиражей качественно-массовых газет. Именно это демонстрирует, с одной стороны, степень развития печати, а с другой стороны, уровень духовной жизни народа. Хотя, по объему разовых тиражей печать Китай стоит на первом месте в мире, по коэффициенту распространения газет в пересчете на тысячу человек населения значительно уступает таким странам, как Норвегия, Япония, Великобритания, Германия и др. При этом, быстро развивается таблоидная пресса, которая по своему содержанию и направленности никак не может конкурировать с качественно-массовой.

Вторая проблема, требующая внимания, связана с процессами международной глобализации. Дело в том, что за последние годы, в условиях открытости, экономических реформ и больших инвестиций западного капитала в Китай, резко увеличился поток информации, поступающей в страну.

Специалисты отмечают, что это явление в целом носит положительный характер, но также наблюдаются и ярко выраженные отрицательные моменты. В последнее время замечено, что китайский язык под влиянием массовой культуры теряет свои традиционные качества. Становится более прямолинейным, прагматичным, направленным на обслуживание рыночных отношений, часто затрудняя возможность эстетического и художественного наслаждения письменным текстом и межчеловеческим общением.

Кроме того, в страну проникает низкопробная продукция западной массовой культуры, которая часто не соответствует традиционным конфуцианским нормам морали Китая. Это, прежде всего, относится к американской кинопродукции, а также к всевозможным развлекательным программам, которые принимаются по Интернету. Недопустимо превращение КНР с населением более 1 300 млн. человек в глобальную деревню, предназначенную для рапространения зарубежной поп-культуры.

Особую актуальность приобретают положения, связанные с молодежной печатью и СМИ, которым предстоит в XXI веке значительно повысить уровень и увеличить объем своей профессиональный деятельности. В Китае в настоящее время более 300 млн. молодых людей. Сложилась тенденция, когда определенная часть молодежи озабочена только поиском денег, материальным успехом и повышением статуса в обществе. Данный вопрос приобретает особую важность, если учесть, что большая часть населения страны - пожилые люди, которые скоро уйдут на пенсию. Молодые китайцы воспитаны в совершенно других экономических условиях, чем их родители: свободно владеют компьютером, пользуются Интернетом, мобильной связью, увлекаются электронными играми. Именно эта часть населения страны в большей степени подвержена влиянию зарубежной массовой культуры.

В начале 1990-х гг. в Китае появился Интернет. История китайского Интернета неразрывно связана с Пекинским институтом физики высоких энергий (Institute of High Energy Physics). Web-сайт института -- самый старый и наиболее известный в Китае и за рубежом. Страницы института стали стартовыми для многих государственных и коммерческих страниц; многие Web-дизайнеры и администраторы этого сайта стали важными правительственными чиновниками "от Интернета" или открыли свои собственные фирмы.

Темпы роста впечатляющие. В 2006 году число пользователей этим каналом СМИ превышало 110 млн. чел. Популярность Интернета "зашкаливает" все мыслимые и немыслимые рейтинги. На фоне относительно статичных темпов расширения Интернет-сообщества в Азии китайский бум вызывает восхищение, удивление и зависть.

В Китае существует несколько специализированных сетей:

· научно-исследовательская CSTNet, объединяющая научно-исследовательские институты, государственные научно-технические органы и некоторые академические учреждения (в том числе и Институт физики высоких энергий); сеть знаменита тем, что именно там был произведен первый выход в Интернет в мае 1994 года через 64-килобитную линию Sprint;

· образовательная сеть CERNET, объединяющая образовательные учреждения Китая, начиная со средних школ и заканчивая университетами в крупных городах страны.

Две другие сети -- China Net и Golden Bridge Network (GBNet) -- являются двумя крупнейшими коммерческими сетями Китая. Причем ChinaNet -- это государственная сеть, которая охватывает более 50% рынка Интернет-услуг в стране и предоставляет Интернет-сервис государственным организациям. На сегодняшний день в Китае, включая Гонконг (Сянган), свыше 100 тысяч провайдеров.

Правительство долго не могло определиться со своей политикой по отношению к Интернету, но уже в конце 1996 года Интернет получил "благословение" государства, и интерактивные технологии были включены в официальные планы развития китайской науки и техники. ChinaNet имеет свои филиалы в каждой провинции, в каждом городе и уезде. Кроме того, государство широко поощряет развитие коммерческих услуг в Сети, особенно связанных с дистанционным обучением, образованием и медициной. Приоритеты в сфере сетевых услуг отдаются, конечно же, банковской сфере. Однако и электронная коммерция, и развлечения, и другие сферы тоже поощряются.

Подход Китая к вопросам защиты государственных интересов в Сети можно образно охарактеризовать как "разнесенный тотальный контроль". Опасения, касающиеся "человеческого фактора" в Интернете, власти разрешают именно за счет этого человеческого фактора. Отдавая себе отчет в том, что будет невозможно отследить "правонарушения" нескольких миллионов (а может, и десятков миллионов) пользователей, власти перераспределили функции контроля и учета между операторами связи и администрирующими органами. На централизованном уровне была предпринята лишь блокировка широкого доступа к сайтам порнографического содержания и к некоторым новостным сайтам, таким, например, как "Рейтер" или "Нью-Йорк таймс". Специальные фильтры, которые провайдеры Интернет-услуг обязаны устанавливать за свой счет, блокируют также доступ к зарубежным ресурсам политического содержания, используя такие ключевые слова, как "Тайвань", "диссидент", "Тибет" и др.

В основном же наблюдение за работой пользователей ведется на местах и начинается уже с момента регистрации пользователя. Для того чтобы стать пользователем Интернета, физическое лицо должно пройти проверку в местном полицейском отделении и предоставить провайдеру справку установленного образца. По некоторым неофициальным данным, кадровые работники Министерства общественной безопасности (=МВД) нередко работают на руководящих должностях в крупных провайдерских фирмах.

Для физических лиц существует целый ранжир разнообразных наказаний: от денежных штрафов до лишения права пользования Интернетом на определенный срок.

Китайский Интернет ожидает острый дефицит содержания, так как большинство пользователей, а их, только по самым скромным подсчетам, должно быть около 8 млн. -- это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет (более 70%). В силу этих причин англоязычное содержание сети Интернет будет им или недоступно, или труднодоступно.

Однако проблема перевода -- не единственная проблема. Китайцы нуждаются в оригинальном содержании Cети на китайском языке. На сегодняшний день, по разным оценкам, лишь от 30 до 55 процентов китайского Интернета -- на китайском языке. Остальная доля приходится на английский язык.

Китайцы располагают достаточными интеллектуальными и материальными возможностями для "наполнения" Сети китайским содержимым. Однако у китайских компаний не хватает опыта для "подачи" этого контента в нужном месте, в нужное время, нужной аудитории. К тому же не всегда у китайских фирм хватает технологических и технических знаний и методов для продвижения информационной структуры на китайском языке.

Если говорить об электронных СМИ, то надо отметить явное отставание континентальных изданий от тайваньских, гонконгских или американских. Это преимущественно государственные или полугосударственные структуры. Новостные части этих изданий не всегда вовремя обновляются, системы поиска часто не работают или работают в примитивном режиме. Электронные СМИ КНР не всегда имеют законченную функциональную структуру: нет рубрикаторов, реклама располагается не в самых подходящих местах и т.п.

За годы социально-экономических реформ больших успехов также добилось телевидение Китая, которое охватывает сегодня все уголки страны и ведет передачи на заграницу. Телевидение в наши дни стало поистине народным средством массовой информации. Тем не менее, следует отметить, что тематика местного телевидения еще не столь разнообразна, как этого желают телезрители, и зависит от центральных каналов, работающих из Пекина.

Телевидение появилось в Китае в 1958 г., позже других средств массовой информации. Около двух десятилетий телевидение КНР, можно сказать, "жарилось в собственном соку", было отгорожено от мирового телевидения "китайской стеной" маоистских табу.

"Большой скачок" в техническом и творческом его развитии начался 30 лет назад, уже после смерти Мао Цзэдуна, когда у власти закрепился "архитектор китайских реформ" Дэн Сяопин. В тот период в Китае начинается массовое производство телевизоров, которые из категории роскоши перешли в разряд просто товаров длительного пользования. Бурно идет и развитие самих телестанций и систем распространения телепрограмм. На конец 1997 г. в Китае действовало 923 эфирных телестанций (в конце 1995 г. было, например, 837 телестанций), вещание которых охватывало 87,7% населения страны.
С 1985 г. Китай начал трансляцию радио- и телевизионных программ через спутники. В настоящее время помимо Центрального телевидения, 26 провинциальных и региональных телестанций также транслируют свои программы с помощью спутников. Ныне в Китае насчитывается 150 тыс наземных станций спутниковой связи. Одновременно совершенствуются и традиционные радио - и телепередающие устройства, число которых превышает 40 тыс. Особое развитие получило в КНР кабельное телевидение. По официальной статистике, 40 млн. семей сейчас пользуются его услугами. Спрос на многопрограммные телеприемники в 2000 г. достиг 5 млн. штук. Количество кабельных телестанций известно не столь точно. Весной 1999 г. сообщалось, что их число составляет около 2 тыс. (но еще весной 1998 г. агентство Синьхуа называло другую цифру -1200, а через несколько месяцев - только 756). Возможно, это связано с тем, что существуют зарегистрированные и незарегистрированные станции. В основном, они используют отечественные программы, получаемые через спутники. По данным Синьхуа, в конце 2002 г. более 30% китайских семей имели возможность принимать программы кабельного телевидения. Имеются в виду только городские семьи. Основная же часть 1,3-миллиардного населения страны проживает пока в сельской местности.

Основой телесистемы Китая в настоящее время являются телевизионные каналы Центрального телевещания (ЦТВ) - его ежедневный объем вещания составляет более 170 часов. ЦТВ фактически играет роль, которую у нас в прежние времена во многом выполняло Гостелерадио СССР. Первая программа - это универсальный канал, выделяющийся, прежде всего выпусками новостей и общественно-политическими программами. Ежедневный объем вещания - 18 часов. Передачи по вопросам экономики, программы, ориентированные на социальное воспитание, - это приоритеты второй программы, впервые вышедшей в эфир в 1973 г. и вещающей сейчас 16 часов в сутки. Третья программа, появившаяся в 1986 г., - театрально-музыкальная, в которой ведущая роль отведена культурно-развлекательным программам традиционной для Китая тематики, 4-я программа - международный канал круглосуточного вещания предназначена для живущих за рубежом китайцев и сочетает выпуски новостей с сюжетами универсального содержания. Это канал появился в 1992 г. 5-я программа (1995 г.) - спортивная, 6-я (1995 г.) рассчитана на любителей кино, 7-я (1995 г.) - универсальная, главным содержанием которой являются детские, сельскохозяйственные (3/4 китайцев - крестьяне), научно-технические передачи, а также программы для военных, 8-я программа (1996 г.) в основном посвящена литераторе и искусству, а также развлекательным передачам. В мае 1999 года ЦТК запустило еще один специализированный канал - теледрамы. Ежедневно зрители могут посмотреть до шести телепостановок. Этот проект до сих пор привлекает внимание большой части телеаудитории.

Первую программу, сигнал которой распространяется через наземную сеть и спутник, сегодня имеют возможность принимать около 85% населения Китая, а число её постоянных зрителей превышает 900 млн. чел. Кстати, в стране сейчас насчитывается около 600 млн. телеприемников. Миллионы семей уже имеют два телевизора. Газета "Цзинцзи жибао" ("Ежедневная экономическая газета") отмечала, что в информационной индустрии Китая возникло две тенденции развития: одни предприятия по производству бытовых электроприборов начали выпускать персональные компьютеры, а некоторые предприятия электронной промышленности стали распространять свою производственную деятельность на информационную сферу. В результате, как пишет газета, "... появились новые телевизоры, экраны которых можно использовать как дисплеи мультимедийного компьютера. Они способны принимать и программы телевидения, и информационные данные из компьютерной сети".

Программы Центрального телевидения сегодня передаются не только на всю страну с использованием спутниковой связи, но и на весь мир.

Центральное телевидение Китая также начало вещание на английском языке.

Эти программы предназначены для распространения в Китае в основном по сетям гостиниц для иностранных туристов, а также за пределами Китая через спутник. Предполагается, что англоязычное телевещание станет круглосуточным. ЦТК поддерживает связи с 250 телекомпаниями более 130 стран и регионов мира, а внутри страны тесно сотрудничает с телестанциями всех провинций, автономных районов и городов центрального подчинения.

Основная часть программ Центрального телевидения финансируется за счет бюджетных ассигнований. Одновременно с этим быстро растут доходы от рекламы. В целом по стране они уже сейчас намного превышают аналогичные доходы газет, журналов и радио и, по оценкам, приблизились в 1999 году к десяти миллиардам юаней (около 1,2 млрд. долларов США), что составило четверть всех доходов от рекламы в СМИ Китая. Как отмечало агентство Синьхуа, "на фоне ужесточения конкурентной борьбы в СМИ в области рекламы телевидение, опираясь на свои преимущества, остается несомненным лидером".

Идет развитие и системы платных каналов. Например, платными являются 3-я, 5-я, 6-я, 8-я программы ЦТК, сигналы которых распространяются в закодированном виде. Программы кабельных сетей тоже, как правило, платные.

В КНР большое внимание уделяется телепрограммам, пропагандирующим экономические достижения Китая, единство страны, а также передачам, осуждающим любые формы сепар



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: