Междисциплинарность в представлении регионоведческого знания
СЛАЙД 2
Содержание
Введение (актуальность)
1. Регионоведение как область междисциплинарного научного знания
2. Разнообразие представлений о регионе
3. Этапы становления регионоведения как науки и учебной дисциплины
Соотношение регионоведения, страноведения и краеведения
Выводы
Тест
СЛАЙД 3
Список использованных источников
1. Лубский А. В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная «мода» или социальный «вызов» // Социологические исследования. - 2015. - № 10. - С. 3-11.
2. Лубский А.В. Методология регионального исследования: учеб. пособие / А.В. Лубский. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 271 с.
3. Барыгин И.Н. Международное регионоведение: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2009. – 384 с.
4. Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Регионоведение как комплекс исследовательских и учебных дисциплин в ракурсе междисциплинарности // Журнальный клуб Интелрос // Сравнительная политика, №3. - 2014.
5. Регионоведение - синтез научных знаний. [Электронный ресурс] URL: https://pandia.ru/text/78/145/22334.php
6. Регионоведение как комплекс исследовательских и научных дисциплин в междисциплинарности. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionovedenie-kak-kompleks-issledovatelskih-i-uchebnyh-distsiplin-v-rakurse-mezhdistsiplinarnosti
СЛАЙД 4
Актуальность
Характерной тенденцией развития науки конца ХХ - начала XXI в.в. является интеграция научного знания, что нашло конкретное отражение во взаимодействии наук, обмене методами, в развитии междисциплинарного подхода в научных исследованиях.
СЛАЙД 5
Обычно под междисциплинарностью подразумевают взаимодействие между различными научными дисциплинами, с целью решения конкретной научной проблемы посредством использования методов двух и более наук. В качестве примера можно использовать регионоведение, формирование которого стало закономерным результатом развития такого подхода в научных исследованиях.
|
СЛАЙД 6
Цель – осмыслить региональное знание в междисциплинарном подходе, посредством следующих задач:
1. дать характеристику понятия регионоведения;
2. проанализировать разнообразие подходов в междисциплинарном региональном знании;
3. описать этапы становления регионоведения;
4. показать соотношение регионоведения с другими дисциплинами;
5. сделать вывод о том, как представлено регионоведение в междисциплинарности.
Объект – регионоведение как особая дисциплина
Предмет - междисциплинарность в регионоведческом научном знании
СЛАЙД 7
Регионоведение как область междисциплинарного научного знания
Регионоведение имеет ряд синонимов: регионалистика, районалистика, регионология, регионика (+регионная география, экономическая география, экономика региона, управление региона, менеджмент). На Западе называется – региональная наука.
Регионоведение не заменяет дисциплинарных наук. Задача регионоведения не сводиться к суммированию полученных результатов. Регионоведение занимается интегральным обобщением. Объектом регионоведения является комплексное изучение связи между пространственными и функциональными характеристиками внутри региона и за его территориальными пределами.
СЛАЙД 8
Разнообразие представлений о регионе
|
Разнообразие представлений о регионе обусловлено тем, что каждая научная дисциплина по-своему интерпретирует понятие региона, определяя тем самым особенности предметного поля своих региональных исследований.
Так, в исторической науке регион – это социопространственное историческое образование, обладающее географической, геополитической, геоэкономической, социально-поведенческой и культурной однородностью. В географической науке регион рассматривается как часть поверхности земли, представляющая собой особый территориальный комплекс, находящиеся в особых отношениях друг с другом. В политической науке регион– это: 1) часть территории одной или нескольких соседних стран с более или менее однородными условиями; 2) группа взаимозависимых стран, имеющих определенный интегрирующий географический фактор, например, общий выход к морю или систему естественных транспортных коммуникаций. В юридической науке дается формально-юридическая трактовка региона как субъекта федерации или иной субнациональной единицы, чей статус определен конституцией или иными законами. В экономической науке регион рассматривается как сложное соединение многочисленных звеньев производственной системы и социальной инфраструктуры. В социологии регион – это социотерриториальная целостность, объединенная доминирующими социальными интересами, ценностями, моделями социального поведения. В культурологии регион определяется как особый социальный «мир» с присущими ему традициями и культурой, вписанный в общий территориальный «пейзаж». В этнологии регион – это: 1) этнотерриториальная целостность, основу которого составляют более или менее однородная этническая среда с доминирующим этническим менталитетом и моделями этнического поведения; 2) этнокультурная область, территория традиционно проживающих этносов, вырабатывавших в процессе совместной жизнедеятельности общие элементы в материальной и духовной культуре, общественном и семейном быте.
|
На стыке географии, социальных и гуманитарных наук сформировалась такая научная дисциплина, как регионоведение, которая стремится к целостному изучению региона как системы. Поэтому регионоведение не абсолютизирует тот или иной регионообразующий фактор, а стремится к комплексному изучению региона.
Методологической же основой зарубежного регионоведения является регионалистика - междисциплинарная наука, изучающая объективные процессы регионализации.
СЛАЙД 9