Запишите число, классная работа и тему урока.
Шестнадцатое ноября
Классная работа
Урок внеклассного чтения 2.Эзоп – родоначальник басенного жанра. Осмеяние человеческих пороков и недостатков в баснях Эзоп – родоначальник басенного жанра. Осмеяние человеческих пороков и недостатков в баснях «Лисица и виноград», «Волк и ягненок», «Отец и сыновья», «Два товарища».
Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера 2.
Цель: ознакомить учащихся с баснями Эзопа, показать их отличительные особенности (прозаическая форма, эзопов язык); дать понятие о басне и аллегории; выяснить, какие человеческие пороки высмеиваются в баснях Эзопа.
О мудрости Эзопа
Слагались целые легенды.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством родоначальника басенного жанра – Эзопом.
Кто этот человек и почему о нем слагались легенды – нам предстоит узнать на уроке.
Эзоп – полулегендарный древнегреческий баснописец. По преданию, он был рабом, имел безобразную внешность и стал жертвой коварства. (Легенды повествуют, что те, кто ненавидел Эзопа за острый язык, подложили в его котомку золотую чашуиз храмовой утвари. Эзоп был осуждён за воровство и казнён).
О мудрости Эзопа слагались легенды. Одна из них рассказывает о том, как судьба забросила Эзопа на остров Самос в Эгейском море, где его хозяином стал рабовладелец Ксанф, недалёкий, ограниченный человек.
Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить всё самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Тот ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!» При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. При помощи языка можно мириться, вдохновлять на подвиги, выражать радость, объясняться в любви».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.
Давайте вспомним признаки басни.
Теория литературы
Басня – короткий рассказ, обычно в стихах, часто сатирического характера.
Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.
Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.
Аллегория – иносказание.
Эзопов язык – художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. (Эзоп, чтобы говорить правду, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных и птиц).
Вывод: басня - небольшой рассказ, чаще стихотворный, аллегорического характера с поучительным смыслом.
Прочитаем басню Эзопа «Волк и Ягнёнок».
Волк увидел ягнёнка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягнёнка сожрать. Встал он выше по течению и начал попрекать Ягнёнка, что тот мутит ему воду и не даёт пить. Ответил Ягнёнок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению. Видя, что не удалось обвинение, сказал Волк: «Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!» Ответил Ягнёнок, что его тогда ещё и на свете не было. Сказал на это Волк: «Хоть ты и ловок оправдываться, а всё-таки я тебя съем!»
А теперь давайте послушаем басню И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок» и выполним практическую работу.
https://www.youtube.com/watch?v=R1kMfnJilfM - «Волк и Ягнёнок»
2.Сопоставительная работа.
- Найдите сходство и отличие в баснях Эзопа и И.А.Крылова.
Сходство: 1) сюжет; 2) герои.
Отличие:
Басня Эзопа Басня Крылова
1) Проза. 1) Стихотворение.
2) Вывод делает сам читатель: 2) Мораль басни присутствует в тексте:
кто заранее решился на злое «У сильного всегда бессильный виноват».
дело, того и самые честные
оправдания не остановят.
А теперь вы самостоятельно попробуете сопоставить (сравнить) басню « Лисица и виноград » Эзопа и И. Крылова.
Давайте запишем
Самостоятельная работа
Задание. Прочитать и сравнить басню Эзопа «Лисица и виноград» и одноимённую басню И.А.Крылова.
1)Эзоп «Лисица и виноград»
Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.
А теперь послушайте басню И. Крылова «Лисица и виноград»
https://www.youtube.com/watch?v=j6PDpOl4D3c - «Лисица и виноград»
Запишите