Частное образовательное учреждение
Высшего профессионального образованиЯ
«Восточно-Европейский Институт Психоанализа»
Утверждаю
Первый проректор
к.псх.н. Муханова Н.А.
_______________________
«______»___________2012 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление подготовки 030300 - Психология
Квалификация выпускника: бакалавр психологии
Автор УМК – Боязитова Татьяна Данииловна
Санкт-Петербург
Г.
Содержание:
1. Цели и задачи дисциплины.. 2
2. Место дисциплины в структуре ООП.. 3
3.Требования к результатам освоения дисциплины.. 3
4.Объём дисциплины и виды учебной работы.. 4
5.Содержание дисциплины.. 4
5.1. Содержание разделов дисциплины.. 4
5.2 Разделы дисциплин и виды занятий. 16
6. Методические рекомендации преподавателю.. 17
7. Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы 19
7.1 Конспектирование первоисточников. 19
7.2 Подготовка к семинарским занятиям. 20
7.3 Контроль самостоятельной работы студентов. 22
7.4 Тестовые задания к предварительной аттестации. 23
7.5 Вопросы для подготовки к предварительной аттестации. 24
7.6 Вопросы для подготовки к устному экзамену. 25
8. Образец теста для самоконтроля знаний. 27
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ (конспект лекций) 38
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· основные отечественные и зарубежные теории психического развития человека;
· базовые законы и закономерности психического развития в онтогенезе;
· основные периодизации психического развития в онтогенезе;
· основные теоретические подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития и их приложения в практике обучения и воспитания;
· факторы риска и жизнестойкости развития на различных этапах онтогенеза;
· возрастно-психологические особенности человека на различных стадиях онтогенеза.
Уметь:
· применять все выше перечисленные знания при решении широкого круга психологических задач в народном образовании, на производстве, в здравоохранении, в организации и проведении психологических исследований, в психологическом консультировании,
· применять знания о возрастных особенностях психики при проведении работы по профилактике, коррекции и оптимизации развития личности на основе выделения факторов риска и жизнестойкости, психологическом консультировании по вопросам развития и обучения детей, подростков, в зрелости; при психологическом сопровождении разрешения возрастных кризисов развития; процессов старения и старости; проектировании и реализации исследовательских и развивающих обучающих программ для лиц разных возрастов.
Владеть:
· основными понятиями и категориями психологии развития и возрастной психологии;
· методами научного анализа теорий психического развития,методами исследования психического развития человека в онтогенезе на различных возрастных стадиях; приемами составления психологического портрета возраста и составления рекомендаций по профилактике и оптимизации познавательного и личностного развития.
Цели и задачи дисциплины
Цель: формирование системы представлений об общих закономерностях психического развития человека на протяжении онтогенеза от рождения до смерти; законах и детерминантах психического развития человека в онтогенезе; основных периодизациях психического развития человека в онтогенезе; возрастно-психологических особенностях личности на каждой из стадий онтогенетического развития; формирование умений применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности в области практической возрастной психологии и психологии развития.
Задачи:
1. обосновать категорию «возраста» и возрастных норм психофизиологических функций;
2. определить эталоны зрелости индивида, личности;
3. определить сенситивные периоды для развития различных функций, интеллектуальных возможностей и нравственных качеств личности;
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» является курсом, включенным в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла (Б.3). Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), математического и естественно-научного цикла (Б.2), в частности, Анатомия ЦНС, Философия, Современные концепции естествознания и в процессе изучения курсов Базовой общепрофессиональной части (Б.3): «Общая психология», «Зоопсихология и сравнительная психология». Предшествует курсам «Основы психогенетики», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Дифференциальная психология».