Задание 11. Поставьте в нужную форму имена собственные. Объясните выбор флексии.




Б) Допишите окончания глагольных форм, согласовав подлежащее со сказуемым.

МГУ празднова... юбилей.

ООН приня... к рассмотрению документ.

РИА сообщи... об этом на прошлой неделе.

ТАСС уполномоче... заявить.

Российский МИД выступи... с протестом.

УБОП активизирова... действия.

 

Задание 5. Вставьте пропущенные окончания прилагательных.

Солнечн... Сочи, широк... Миссисипи, полноводн... Эри, живописи... Капри, знаменит...Лимпопо, древн... Баку, далёк... Килиманджаро, загазованн... Мехи­ко, мадридск... «Атлетико» (футбольный клуб), ежедневн... «Тайме», солидн... «Тайм».

 

Задание 6. Образуйте от данных существительных формы именительного па­дежа множественного числа; разделите эти формы на три группы: с окончанием -ы/-и, с окончанием -а/-я и допускающие вариативность.

Бухгалтер, вензель, вектор, джемпер, диспетчер, учитель, ректор, снайпер, хлеб, шофёр, возраст, вымпел, директор, доктор, лагерь, сорт, счёт, терем, ток, том, адрес, боцман, инженер, год, корпус, соболь, сторож, центнер, цех, шторм.

 

Задание 7. Определите семантические различия в словах, формально разли­чающихся флексиями (иногда также ударением). Составьте с ними словосочетания.

Кондукторы - кондуктора, образы - образа, пропуски - пропуска, тоны - то­на, цветы - цвета, лагери - лагеря, токи - тока, тормозы - тормоза, учители -учителя, хлебы - хлеба, мехи - меха, соболи - соболя, счёты - счета, зубы -зубья, корни - коренья, поясы - пояса, ордены - ордена, листы - листья, мужи - мужья, поводы - повода (поводья).

 

Задание 8. Допишите нужные окончания. Обратите внимание на постановку ударения.

1. Никакие лагер...смерти не сломили дух борцов Сопротивления.

2. В спортивные лагер... поедут многие ученики нашей школы.

3. Приближаются выбор... в сейм.

4. Собол..., выращенные в этом питомнике, отличаются особой красотой

меха.

5. Ордер... на квартиры в новом доме уже выдали.

6. Он постоянно сводит с тобой счет...

7. Фирма представила колоссальные счет... за ремонт.

8. Счет... - это очень древний прибор (сначала абак), изобретённый ещё в Древней Греции.

9. Конец июля, хлеб... уже желтеют.

10. Хлеб... именно такой формы были типичны для России.

11. Географические пояс... Земли различаются по климатическим условиям.

12. Гости досыта наелись, некоторые даже расстегнули пояс....

 

Задание 9. Поставьте существительные в форму родительного падежа множе­ственного числа. Укажите возможные варианты и стилистические различия между ними.

1. Ампер, апельсин, баржа, ботинок, валенок, головня, грамм, дупло, ком­ментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, туфля, яблоко.

2. Баклажан, блюдце, вафля, гектар, доля, дядя, килограмм, полотенце, простыня, рельс, серьга, сплетня, солдат, сомнение, ухо, цапля, юноша, яблоня.

3. Будни, грабли, дрязги, нападки, сумерки, ясли.

4. Башкир, бурят, грузин, гуцул, киргиз, монгол, мордвин, осетин, перс, ру­мын, туркмен, узбек, цыган, эскимос, якут.

 

Задание 10. Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответст­вующей падежной форме.

1. Отряд (солдат) и группа (партизан) встретились в назначенном месте.

2. Я пробыл в лесу долго: от синих (сумерки) до полных (потёмки).

3. Я встала, сняв ребёнка с (колени).

4. Он купил весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

5. Надо купить для дачи несколько (простыни).

6. Я не нашла в магазине ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажа­ны), зато купила для заготовок 5 (килограммы) (помидоры).

7. В углу стояло несколько (кочерги).

8. Сегодня нужно забрать братишку из (ясли).

9. В дальний поход мы взяли две пары резиновых (сапоги), несколько пар шерстяных (чулки и носки), сделали запас (макароны и рожки).

10.После (заморозки) ягоды рябины становятся сладкими.

 

Задание 11. Поставьте в нужную форму имена собственные. Объясните выбор флексии.

1. Пишу письмо Анн_ Бах_, Иоганн_ Бах_.

2. Восхищаюсь Александр_ Блок_, Любовь_ Блок_.

3. Читаю книги Александр_ Дюм__, Евгении Дюм_.

4. Роман принадлежит перу Артур_ Конан_ Дойл_.

5. Люблю произведения Жюл_ Верн_. Я получил письмо от своей фран-
цузской подруги Виолетт_ Верн_.

6. Произведения Владимир_ Короленк_. Стихи Евгении Короленк_.

7. Познакомился с Никола_ Гриценк_. Женился на Анастас_ Гриценк_.

8. Это музыка Эдвард_ Григ_. Это квартира Нины Григ_.

9. Музыка братьев Покрасс_. Семья Берг_.

10.Квартира Николаев_ (семья). Братья Петров_.

 

Задание 12. Раскройте скобки, употребляя правильное окончание.

1. Смотрел фильм с майором (Пронин) - увлёкся английским писателем (Арчибалд Джозеф Кронин).

2. Зачитался английской писательницей (Джейн Остин) - заинтересовался английским лингвистом (Джон Остин) - увлеклась певцом (Женя Осин).

3. Отдыхал под (Репино) - интересовался художником (Репин).

4. Восхищался композитором (Бородин) - погиб под (Бородино)

5. За (Шувалово) начинаются поля - Ломоносов подружился с графом (Шу­валов).

 

Задание 13. Раскрыв скобки, употребите числительные с данным суще­ствительным.

(Два, обе) девочки, (четыре, четверо) детей, (пять, пятеро) суток, (три, трое) ножниц, (троими, тремя) ножницами, (семь, семеро) мальчиков, (десять, десяте­ро) носков, (обоим, обеим, двум) ученицам, (четыре, четверо) профессор....

 

Задание 14. Прочитайте и запишите:

1. Одиннадцать, восемьсот, пят... (целых) и шест... (сед...мых), двадцат...(пят...)тысячный, (сем...)сотый, (ст...)сорок...(пят...)мил...ионный, (двадцат...)мил...иардный, (дв...) (с) половинный, (девяност...)летний, (со­рок...)летний, (тр...)тонка, (восьм...)ричный, (десят...) ричный, (четверт...)фи­нал, пять тысяч... трист... сем...десят... восем....

2. 50-летие, к 850-летию, на 2000 год, к 2010 году, до 1,5 литр... воды, о 1,5-годичном периоде.

3. (Втор.)сортный, (треть...)степенный, 5* отель, 40° мороз, 130-тысячный посетитель выставки, 54-миллионный житель, 240-миллиардный заем, 14,01 про­цент....

 

Задание 15. Отметьте неправильные написания, исправьте их.

1) четыреста восемьдесят книг

2) о сто девяносто двух студентах

3) к девяноста пяти прибавить тридцать четыре

4) с обоих сторон

5) пятьсот сорок пятый километр

6) расплатился пятьдесят двумя рублями

7) восемьсот пятнадцать штук

8) сто сорок пять умножить на двести сорок восемь

9) в двенадцатом часу вечера

10) восемьнадцатъ лет

11) полутора миллионный город

12) двадцатьвторой день

 

Задание 16. Квалифицируйте ошибки. Исправьте их.

1. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.

2. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?

3. Уделите внимание на здоровье.

4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.

5. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

6. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.

7. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: