Ашшур — первая столица Ассирии. Арбела




Несмотря на то что Ассирия в XVIII—XVI вв. до н.э. после смерти Шамшиадада I отказалась на время от внешнеполитической экспансии, ее экономика развивалась и главный центр Ашшур становился все более крупным городом. Это говорило о новом возвышении Ассирии, начавшемся в конце XV в. до н.э.

Ашшур был не только первым городом Ассирии, но и резиденцией древнейших ассирийских правителей. Город расположился па правом берегу Тигра, у Нижнего Заба. Это была идеальная естественная крепость на скалистом берегу, защищенная с востока рекой от вражеских набегов.

В 1904 г. немецкие археологи открыли на кургане Калат Шергат огромный холм, местами достигавший высоты 10-этажного дома. Этот холм скрывал первую ассирийскую столицу. Было установлено, что еще за две тысячи лет до Ашшурбанапала ассирийцы жили в благоустроенном городе. Во многих жилых домах были ванны. Город имел водопровод и канализацию.

Существовал даже клинописный «путеводитель» — перечень городских храмов, наиболее значительными из которых были двойной храм богов Адада и Ану, а также храм главного ассирийского бога — Ашшура. Он содержал также описание городских стен, ворот и главных улиц, в том числе знаменитой «дороги шествий».

Раскопки археолога Вальтера Андре в Ашшуре свидетельствуют о высокой технике крепостного строительства и дают возможность наглядно представить себе, как выглядел весь ассирийский город и его отдельные здания в VIII—VII вв. до н.э.

Ашшур был обнесен стенами из сырцового кирпича высотой 15-18 м и толщиной около 6 м, возведенными на фундаменте из крупных каменных глыб. Вся наружная часть покрыта слоем глиняной обмазки, а верхняя увенчана зубцами из цветных поливных кирпичей — голубых с желтой каймой. По внешней линии стены с интервалом примерно в 20 м шли башни-контрфорсы. Наружные ворота, укрепленные фланкирующими башнями, вели в длинное, продолговатое помещение, заканчивающееся внутренними воротами с несколькими отсеками.

Среди плоских крыш домов и дворцов возвышались зиккураты10) храмов.

Исторический центр Ассирии г. Ашшур был, по-видимому, и торговым форпостом Месопотамии, обеспечивающим ввоз леса и металла в эту страну. В Ашнгуре рано появились странствующие [52] купцы-торговцы, которым часто приходилось браться за оружие, защищаясь от нападений горных племен на торговых путях.

Город Ашшур часто подвергался вторжению врагов. Поэтому ассирийцы должны были постоянно находиться в боевой готовности.

У предгорий Загра расположился священный город богини Иштар — Арбела (по-ассирийски Арпа-Илу — «город четырех храмов»).

Арбела — город, обнесенный крепостной стеной, считается древнейшим из всех ныне населенных городов мира. Освещенный утренними лучами солнца, город стоял на высоком холме посреди равнины. Этот, поросший травой холм образовался в результате бесчисленных напластований от перестройки различных городов так же, как постепенно повышается уровень Тель-Асмара и других городов равнины. Подобные города, однако, давным-давно прекратили свое существование и стоят покинутые, засыпанные пеплом, галькой и черепками.

В городе царит тишина, нарушаемая лишь легким шелестом травы. Не слышно ни стука несущихся мимо тяжелых повозок, ни лязга металла, ни победоносных криков греческих воинов, ни слабых стонов отчаявшихся персов. А ведь именно здесь, под стенами древней Арбелы, Дарий предпринял последнюю попытку дать отпор молодому Александру Македонскому, когда тот, опьяненный мечтой создать безграничную империю, с презрением отверг мир, предложенный ему правителем Западной земли, что простиралась до самого Египта, и продолжал свои завоевания.

После победы Александра Македонского над Дарием у Гавгамел судьба Азии была, по существу, решена. Александр оставил свои богатые трофеи в Арбеле, которая стоит и по сей день высоко над равниной на руинах построек древних ассирийских храмов. В Арбелу приезжал могучий ассирийский царь Ашшурбанапал, чтобы помолиться в храме Иштар перед войной с Эламом. Здесь он произнес свою знаменитую молитву.

В Арбеле процветали ремесло и торговля, которые находились в руках ассирийцев. Кроме этого здесь жили несшие военную службу царские воины — горцы.

Арбела считалась центром ассирийской области Адиабены. В городе-крепости, начиная с I в. н.э. и до наших дней, продолжают жить ассирийцы.

Почти все важнейшие пути Передней Азии проходили в непосредственной близости от городов Ассирии или даже через них. Поэтому правители Ашшура всячески пытались взять их под свой контроль. Так государство обороняющееся начало превращаться в государство агрессивное.

Таким образом, во II тысячелетии до н.э. Ашшур стал ядром, вокруг которого сформировалась великая ассирийская держава.

1) Ушпия упоминается в надписи Салманасара I (около XIII в. до н.э.), а Кикия — в надписи Ашшур-Рим-Нишешу (XVI в. до н.э.). Обоим правителям Ашшура приписывается активная строительная деятельность.

2) Некоторые лингвисты ставят вопрос о структурном сходстве хуррито-урартского языка с картвельским (а возможно, и другими кавказскими языками). Были ли субареи и хурриты исконными обитателями Северной Месопотамии? Это весьма сомнительно. Большинство исследователей считают, что до них здесь жили племена, названия которых нам неизвестны. Хурриты и родственные им субареи, по-видимому, пришли с севера и северо-востока (с берегов Вана и Урмии). Прежде субареев и хурритов считали одним народом. Последнее время наблюдается другая крайность, и их (на основании различия некоторых названий, особенно географических, в их диалектике) считают совершенно различными этническими группами. Истина, скорее всего, лежит где-то посредине.

3) Некоторые исследователи (Нельдеке, Бецольд) считают, что древнейшей родиной семитов была Северная Африка и лишь оттуда они проникли в Аравию и двинулись дальше на север. Существует также теория Б. Грозного, предполагающего, что семиты происходят из Средней Азии.

4) Поэтому не следует удивляться часто употребляемому термину «сирийская степь» по отношению к современной сирийской пустыне. Даже во времена Ашшурбанапала (VII в. до н.э.) кое-где в этих районах сохранились купы деревьев и заросли кустарников.

5) Верблюды до II тысячелетия до н.э. были в Передней Азии неизвестны. В значительном количестве они появляются лишь к XII в. до н.э., в период, когда на Сирию и Месопотамию надвигалась новая семитическая волна арамеев, разводивших одногорбых верблюдов — дромадеров.

6) Древнейшие слои, обнаруженные в Калат Шергате (на месте древнего Ашшура), относятся к IV тысячелетию до н.э., т.е. эпохе, когда признаки семитизации еще не выявлены. Впрочем, вопрос о времени первого проникновения семитов в Месопотамию остается пока спорным.

7) Библейская традиция превратила бога Ашшура в племенного вождя, который вышел из Вавилонии (страны зверолова Немврода — Нимруда) и, придя на север Месопотамии, основал Ниневию, Калах и другие города. Это предание далеко не всегда соответствует исторической действительности. Так, Ниневия, например, возникла гораздо раньше Калаха.

8) В 1957 г. датская археологическая экспедиция обнаружила письма Шамшиадада I в Тель-Шемшаре (бассейн Нижнего Заба). В одном из них Шамшиадад жалуется на своего лукавого вассала Яшубадада, который за три года ухитрился четыре раза нарушить клятву верности, отдаваясь под власть различных правителей.

9) Прежде считали родиной касситов горы Загра. В настоящее время австрийский ассириолог К. Яриц выяснил, что касситы пришли с запада, из Каппадокии, где они обитали по соседству с хеттами. Лишь позднее (к концу II тысячелетия до н.э.) значительная часть касситов переселилась в горные районы, на восток от Вавилонии. Надо, однако, оговориться, что не все исследователи приняли теорию К. Ярица.

10) Зиккурат — ступенчатая башня или пирамида.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: