Область детской психологии, которая занимается изучением развития детей первого года жизни – психология младенчества, еще очень молода. До начала ХХ в. знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма не многочисленны.
Одна из причин этого положения заключается в отношении к младенцу как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы матери и ведущему скорее растительную, чем психическую жизнь. Исходя из этого, взрослые стремились обеспечить младенцу главным образом условия физического роста: питание, тепло, длительный сон. Поэтому во многих странах получили распространение приемы обездвиживания грудных детей свивальниками или тугими пеленками, продления их сна в колыбели, даже с помощью опаивания специальными растворами. Естественно, такое отношение не способствовало пробуждению научного и общественного интереса к психической жизни младенца.
Другая причина относительного отставания психологии младенчества связана с методическими трудностями исследования психики детей первого года жизни: они не понимают речи, не могут произвольно регулировать движения, репертуар их самостоятельных действий весьма ограничен.
Появление видеотехники и различных измерительных приборов способствовали получению новых и часто неожиданных фактов психической жизни маленьких детей и бурному росту психологии младенчества.
Однако эти факты интерпретировались в рамках определенных научных подходов. Так в бихевиоризме младенец рассматривается как природное существо, которое приспосабливается к новым условиям своей индивидуальной жизни.
Ж. Пиаже характеризовал первый год жизни ребенка с точки зрения развития его интеллекта. Он утверждал, что ум, пока не тронутый социальными влияниями, живет по естественным индивидуальным законам. Младенец – максимально эгоцентрическое и аутичное существо, которое еще не может дифференцировать себя от объектов внешнего мира.
В психоаналитической концепции ключевое значение придается отношениям младенца с близкими взрослыми, которые имеют в основном инстинктивный характер.
Последователями психоаналитического направления было обнаружено явление «госпитализма», которое заключается в резком отстаивании и деформации психического развития ребенка при дефиците общения со взрослыми.
Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми.
Взрослый человек – центр всех ситуаций в младенческом возрасте. Поэтому удаление его сразу означает для ребенка резкое изменение ситуации, в которой он находится. Только в присутствии взрослого открывается самый обычный и естественный путь для реализации его активности – через другого человека. Психическое отделение от взрослого происходит в более поздние периоды. Это первоначальное переживание слитности себя и другого предшествует возникновению сознания собственной личности, т.е. осознанию своего отдельного Я.
В настоящее время существует представление о том, что младенческий возраст не является однородным периодом. Внутри него выделяют три качественно своеобразных периода психического развития ребенка: новорожденность, первая и вторая половины первого года жизни.
Новорожденность
Рождение является для организма большим потрясением, так как оно означает не только изменение условий жизни, но и самого физического существования ребенка: контрасты темноты и света, тепла и холода, дыхание легкими, физическая потеря матери. В связи с этим многие исследователи и практики уделяют большое внимание физическому и психологическому контракту матери и ребенка в первые часы жизни.
Ребенок появляется на свет с определенным набором рефлексов. Именно в период новорожденности можно наблюдать в чистом виде природные, инстинктивные формы поведения. Безусловные рефлексы – автоматические, непроизвольные ответы на определенные внешние раздражители. Одни из рефлексов обеспечивают физиологическую адаптацию к внешнему миру и сохраняются в дальнейшем:
· защитные рефлексы;
· сосательные рефлексы;
· поисковые рефлексы;
· пищевой рефлекс и др.
Другие рефлексы имеют атавистический характер и представляют собой наследство, полученное от животных предков. Большинство из этих рефлексов угасают уже в первом полугодии жизни:
· переступательный рефлекс;
· хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона);
· вскидывание рук (рефлекс Моро) и др.
При этом ребенок гораздо меньше снабжен врожденными формами поведения, чем детеныши животных, и рефлексы не являются основой его психического развития. В последнее время получены интересные факты наличия сенсорных способностей младенцев, они получили название «компетентность младенца». Активность младенца проявляется прежде всего в избирательности чувствительности к различным стимулам: одни из них более, а другие менее предпочитаются и дифференцируются детьми.
В опытах Р.Фанца было обнаружено, что уже в первую неделю жизни младенцы предпочитают сложные, структурированные и яркие изображения. Изогнутые, округлые изображения им нравятся больше, чем прямолинейные, а замкнутая, концентрическая форма больше, чем развернутая. Особый интерес младенцев вызывают движущиеся предметы.
В области слухового восприятия получены экспериментальные факты, обнаруживающие способность младенцев к локализации источника звука (опыты Т. Бауэр). Самый важный факт состоит в том, что дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим шумам и звукам (по данным Д.Б. Годиковой).
Основным выводом из этой серии экспериментов является вывод о том, что сенсорные системы новорожденных настроены на восприятие тех стимулов, которые связаны с образом человека (звуки голоса, движущиеся предметы, округлая замкнутая форма и т.д.), т.е. как бы настроены на то, чтобы выделять в незнакомом еще внешнем мире именно человека.
В период новорожденности младенец не только адаптируется к внешнему миру, но и настраивается на восприятие взрослого. Благодаря личностной, индивидуальной обращенности взрослого к младенцу в конце 3-4 недели жизни появляется зрительное сосредоточение ребенка на лице взрослого и обращенная к нему улыбка. Первая коммуникативная улыбка знаменует завершение этапа новорожденности.