Самарская городская общественная организация
«Сообщество молодых учёных»
Мастерская общественных коммуникаций
Тренер – Власенко Игорь Александрович, президент Самарской городской общественной организации «Сообщество молодых учёных», член Клуба бизнес-тренеров г.о. Тольятти.
Тренинг
«Создание сообществ»
Часть I
Формирование сообществ. Презентация социальных групп в социальном пространстве
· Поиск людей, близких по духу и интересам
· Определение направления деятельности сообщества
· Составление самохарактеристики сообщества
· Презентация в социальной среде целей, намерений и стремлений социальной группы
· Ролевое распределение в сообществе
Что происходит на семинаре
Для начала слушатели, включаясь в тематику семинара, попытаются разобраться, что такое социальное сообщество, чем особенны сообщества молодежные, каково назначение социальных сообществ. Процесс создания социального сообщества имеет свою последовательность и особенности осуществления каждого шага. Первое, на что будет обращено внимание участников встречи, это цель формирования сообщества. Причем «работающая» цель должна иметь командообразующий потенциал, ведь именно цель должна объединить людей в группу и вызывать желание действовать. Уяснив разницу между поставленной целью и конкретным направлением деятельности, слушателям станет понятно, что определение своего «фокуса» приложения усилий – выбор пути достижения цели, т. е. конкретного аспекта изменений – позволит членам группы ясно осознавать, что и как нужно делать.
Новое социальное образование должно представиться в социальном пространстве, заявить о себе окружению. Каким образом это можно сделать? Участники семинара узнают, что является определяющим при выборе названия сообщества, как формулируется его миссия, каким образом можно представить свою миссию, чтобы убеждения, стремления и намерения членов сообщества были бы не только понятны аудитории, но и получили бы ее поддержку.
|
Сообщество как союз людей, имеющих объединяющий их взгляд на определенную проблему, должно действовать целенаправленно, систематично и, что немаловажно, слаженно. Чтобы достичь слаженности в действиях и работать эффективно, каждый член в сообществе должен знать, какие функции он будет выполнять. Как распределить роли в группе, чем руководствоваться при выборе лидера – выяснение этих и других вопросов поможет слушателям управлять процессом формирования сообщества в реальных условиях.
Результаты работы
Участники семинара
ü сформируют представление о социальных сообществах и их назначении, об этапах формирования сообщества;
ü узнают, что создание сообщества предваряет решение о необходимости социальных изменений;
ü узнают, что такое миссия и направление деятельности социальной группы;
ü узнают, что собой представляет самохарактеристика социального сообщества, как и зачем ее представлять в социальном пространстве;
ü обратят внимание на связь ролевого распределения в социальной группе с эффективностью ее деятельности.
Часть II
Тренинг по формированию сообществ и составлению самохарактеристик сообществ
· Формирование молодежного сообщества
|
· Составление самохарактеристики сообщества
· Презентация в информационной среде целей и намерений молодежного сообщества
Что происходит на тренинге
Участникам тренинга предлагается определить, исходя из собственных ситуаций, те цели, которые смогли бы задать контекст деятельности молодежного сообщества и найти единомышленников.
Объединившись в группу, следует придумать название сообщества и определить направление своей деятельности.
Для составления самохарактеристики члены молодежного сообщества формулируют девиз, доктрину и миранду в соответствии с выбранной миссией, и распределяют ролевые обязанности в группе.
По окончании организационной работы каждое сообщество представляет свое «лицо» посредством электронной презентации и проводится обсуждение представленных информационных материалов.
Затем подводятся итоги работы сообществ и их участников на тренинге.
Результаты работы
Участники тренинга
ü добавят в «копилку идей» способ решать определенные социальные проблемы путем формирования и последующей деятельности социальных сообществ;
ü научатся определять цели создания молодежных сообществ;
ü приобретут коммуникационные умения по целенаправленному информационному воздействию на социальное окружение (используемые для формирования группы и выработки единой точки зрения по поводу его названия и миссии);
ü освоят умение составлять информационные материалы для презентации целей, намерений и стремлений социальной группы в социальном пространстве
|
Длительность работы – 6 часа.
Необходимое оборудование: ноутбук, проекционный экран, блокноты, ручки, ватманы, маркеры.
Тренинг
«Командообразование»
Тренинг предназначен для руководителей высшего и среднего звена с целью обучения способам внедрения командного взаимодействия в коллективах.
Для руководителей высшего и среднего звена в бизнесе, лидеров общественных организаций важно владеть методами построения команд в своих организациях. Результат командной работы, прежде всего, зависит от слаженности взаимодействия ее участников. Именно поэтому участвующих в тренинге обучают методологии построения взаимодействий между отдельными членами команды и подразделениями. Взаимодействие в группе – довольно сложный организационный навык, требующий отработки. Для создания эффективной команды наличия у участников умения «перетягивать канат» явно недостаточно, более ценно умение устанавливать взаимосвязи, чему нужно целенаправленно обучать. Реальную пользу тренинг принесет лишь в том случае, если он способствует отработке навыков, используемых в ежедневной профессиональной работе, поэтому контекст и ситуации тренинга должны быть «заточены» на основную деятельность.
Участники тренинга получат возможность пройти все этапы командопостроения, изучить и опробовать на практике методы, подходы и приемы, используемые на каждом этапе, проанализировать их и выбрать наиболее оптимальные и подходящие к собственной рабочей практике.
Длительность работы – 3 часа.
Необходимое оборудование: ватманы, маркеры.
Тренинг
«Целеполагание – путь к успеху!»
Постановка целей – первый шаг на пути к улучшению качества твоей жизни и реализации «лучшей версии тебя»!
В своей жизни мы сталкиваемся с проблемой самоопределения. Всю жизнь мы реализовываем чьи-то чужие идеи: учителей, родителей, мужа, сослуживцев, друзей и потом неожиданно понимаем, что половина жизни уже прошла. Где во всем этом Я? Чем занята моя жизнь? Чью жизнь я живу? Об этом ли я мечтал, когда жизнь казалась еще впереди. Сколько еще должно пройти времени, прежде чем в моей жизни начнутся перемены. Чего я жду?
На эти и другие вопросы мы не часто отвечаем. И чем дольше они остаются без ответа – тем больше шансов мы упускаем. Не упусти его сейчас. Будет жаль, если пройдет еще 5 или 10 лет в неосознанной каждодневной суете, которая не приближает вас к цели, а только заполняет ваши будни.
Этот тренинг позволяет за несколько часов честного разговора и глубокой самостоятельной работы выявить целый ряд конкретных задач и целей, реализация которых сделает вас более счастливым человеком. Суть этой работы состоит в том, что вы сознательно расставляете приоритеты и переводите ваши смутные желания и надежды в разряд целей.
Длительность работы – 3 часа.
Необходимое оборудование: блокноты, ручки, ватманы, маркеры.
Мастер-класс
«Публичное выступление: выжить или умереть...»
Мастер-класс «Публичное ВЫСТУП ление: умереть или выжить…» направлен на формирование умений подготавливать себя и публично выступать. Мастер-класс состоит из 3-х модулей:
Модуль I. «Узнай себя»:
Определение цели. Зачем это надо?
Определение личностных страхов и их причин.
Личностные ресурсы. Карта ресурсов.
Есть возможность выступать – выступай!
Модуль II. «Подготовка к публичному выступлению»:
Определение целевой аудитории
Текст выступления
Речь
Голос
Внешний вид
Мимика и жесты
Модуль III. «Публичное выступление»:
Вступительная часть речи
Техника выступления
Психологические факторы выступления
Привлечение и удержание внимания аудитории
Отпор манипуляции аудитории, техники воздействия
Длительность работы - 9 часа.
Необходимое оборудование: ноутбук, проекционный экран, блокноты, ручки, ватманы, маркеры.
Тренинг-семинар
«Разработка и реализация социальных проектов»
Тренинг-семинар по социальному проектированию разработан на основе курса «Добровольческий социальный проект: от идеи к воплощению» (авторы - Фонд «Созидание», г. Москва и Благотворительное общество «Невский Ангел», г. Санкт-Петербург), предназначен для тех, кто хочет реализовать свои собственные идеи через социальные проекты в НКО, для добровольцев и сотрудников организаций, которые готовы поддержать добровольческие инициативы и развивать добровольческую деятельность.
Тренинг-семинар предоставляет возможность получить базовые знания о том, что такое социальный проект, как посредством проектной деятельности обеспечивать развитие организации, достижение ею поставленных целей и задач. В ходе обучения, слушатели узнают о том, как разработать проект, как представить проект общественности, найти сторонников и вовлечь их в проект, как построить партнерские связи для его реализации, как определить источники и найти необходимые ресурсы, как успешно реализовать проект и как оценить результаты.
В программе тренинг-семинара изучение таких тем, как: основные понятия в социальном проектировании, классификация проектов, ключевые характеристики проекта, внешняя и внутренняя среда проекта, структуризация и жизненный цикл проекта.
Программа курса ориентирована на предоставление теоретических знаний и развитие практических умений и навыков в области социального проектирования. С этой целью разработан практикум, в рамках которого слушатели будут проходить все этапы проектирования: от создания идеи, разработки проекта до его реализации.
Итоговая аттестация по курсу будет проходить в форме защиты проектов (разработка презентаций в качестве зачетной работы), которые слушатели подготовят в процессе изучения образовательных модулей и прохождения практикума.
Модули тренинг-семинара:
Модуль 1. Введение в социальное проектирование.
1.1.Актуальность, цель и задачи курса «Социальное проектирование: от идеи к воплощению».
1.2.Современная социокультурная ситуация и проблемное поле социального проектирования.
1.3.Содержание социальных проблем и варианты их решений.
1.4.Основные понятия и специфика социального проектирования.
1.5.Границы социального проектирования.
Модуль 2. Теоретические основы социального проектирования.
2.1. Функции и принципы социального проектирования.
2.2. Проектирование как новый тип организационной культуры.
2.3. Соотношение понятий «модель», «программа», «проект».
2.4. Классификация социальных проектов.
2.5. Жизненный цикл социального проекта.
Модуль 3. Методы инициирования социального проекта.
3.1. Проектирование как особый вид интеллектуальной деятельности и как технология.
3.2. Проектное мастерство.
3.3. Управление замыслом.
3.4. Технология проблемно-целевого анализа ситуации.
3.5. Технология выявления, характеристики и формирования аудитории проекта.
Модуль 4. Методы организации проектной деятельности.
4.1. Этапы разработки социального проекта.
4.2. Содержание деятельности проекта.
4.3. Бюджет проекта.
4.4. Ресурсное обеспечение проекта.
4.5. Структуризация социального проекта.
Модуль 5. Методы реализации социального проекта.
5.1. Жизненный цикл управления проектом.
5.2. Методы управления проектом.
5.3. Организационная структура социального проекта.
5.4. Инструментальное оснащение процесса управления проектом.
5.5. Мониторинг проекта.
Модуль 6. Финансирование социальных проектов.
6.1. Основные источники финансирования социальных проектов.
6.2. Классификация грантов.
6.3. Процесс соискания грантов.
6.4. Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (FR).
6.5. Разработка спонсорского предложения.
Модуль 7. Проектная документация.
7.1. Документооборот проекта.
7.2. Основные типы и виды проектных документов.
7.3. Требования к оформлению проектной документации.
7.4. Процесс составления заявок на участие в конкурсе проектов (грантах).
7.5. Правила составления отчета.
Модуль 8. Технологии презентации социальных проектов.
8.1. Алгоритм подготовки презентации социально-культурного проекта.
8.2. Разработка сценария презентации.
8.3. Приложение MPP как инструмент коммуникации.
8.4. Дизайн слайдов.
8.5. Разработка раздаточных материалов.
Длительность работы - 9 часа.
Необходимое оборудование: ноутбук, проекционный экран, блокноты, ручки, ватманы, маркеры.
Тренинг-семинар
«Добровольчество (волонтёрство)»
Предметом тренинг-семинара, разработанного на основе курса С. Михайловой и В. Лукьянова «Организация добровольной работы в НКО», является система знаний, связанных с целенаправленным организованным воздействием на людей, склонных к добровольному труду и осуществляющих добровольный труд, с целью обеспечения эффективного функционирования некоммерческой организации, удовлетворения потребностей ее добровольцев и интересов организации в достижении ее целей.
Принципы, заложенные в предлагаемый тренинн-семинар, несколько отличаются от принципов менеджмента в коммерческих компаниях и на предприятиях. Отличие заключается в том, что управление в области добровольчества ориентировано не на извлечение выгод для организационных структур и групп, не на достижение прибыли, не на исполнение плана производства, а на реализацию интересов и потребностей человека, на решение общественных проблем и увеличение доверия в обществе.
Стандарты и технологии профессиональной работы с добровольцами в НКО в России все еще мало описаны. Тем не менее, большое количество российских НКО используют сегодня на практике единые методы работы, сформированные, на основе отечественного и международного опыта.
Мы видим свою задачу в том, чтобы представить преимущественно, практическую сторону отношений руководителей НКО и организаторов добровольной работы с добровольцами, те важные особенности, которые сегодня активно проявляются в жизни, те опробованные методы работы, которые выросли из реального опыта и подтвердили свою эффективность. Этот тренинг-семинар вобрал в себя наш собственный опыт развития добровольчества и опыт обучения других людей, а также опыт многих российских и зарубежных гуманитарных организаций, работающих с добровольцами и развивающих добровольчество, как общемировое социальное явление.
Подробности управления добровольцами могут показаться громоздкими и может встать вопрос: «а стоят ли добровольцы таких усилий? Мы утверждаем: «Да, стоят!», за исключением тех случаев, когда организация может и намерена обходиться только оплачиваемым персоналом, не включая сообщество в свою деятельность.
Модули тренинг-семинара:
Модуль 1. Введение в тему.
1.1. Определение основных понятий, связанных с современным добровольчеством.
1.2.Добровольчество в современной России: история и реальность, молодежное добровольчество, корпоративное добровольчество.
1.3. Институционализация добровольчества в России.
1.4. Добровольчество в США и других странах мира.
1.5.Добровольчество в Европе - Германия, Англия, Италия, международные добровольческие программы.
Модуль 2. НКО и добровольцы – методы мотивирования.
2.1. Человеческие ресурсы в НКО - почему НКО нужны добровольцы.
2.2. В каких человеческих ресурсах нуждается НКО - объекты мотивирования.
2.3. Почему люди хотят быть добровольцами - индивидуальные и социальные потребности человека.
2.4. Нефинансовые методы мотивирования.
2.5. При каких условиях совпадают потребности НКО и граждан. Индивидуальные и общественные добровольческие программы.
Модуль 3. Добровольческие программы в деятельности НКО.
3.1. Добровольческая программа в НКО – источник ресурсов и способ исполнения Миссии.
3.2. Разработка добровольческой программы и проекта.
3.3. Формирование ресурсов для добровольческих программ и проектов НКО.
3.4. Основы менеджмента добровольческих программ в НКО.
3.5. Роль организатора добровольной работы при реализации добровольческих программ.
Модуль 4. Методы привлечения добровольцев для работы в НКО.
4.1. Политика работы с добровольцами и планирование добровольческих работ.
4.2. Формирование добровольческих вакансий.
4.3. Поиск и набор добровольцев.
4.4. Выявление мотиваций и отбор добровольцев.
4.5. Информирование и ориентирование добровольцев.
Модуль 5. Методы организации работы добровольцев в НКО — подготовка.
5.1. Первичное мотивирование добровольцев.
5.2. Определение и закрепление прав и ответственности добровольцев.
5.3. Обучение добровольцев.
5.4. Определение обязанностей добровольцев.
5.5. Делегирование полномочий добровольцам.
Модуль 6. Методы организации работы добровольцев в НКО — сопровождение
6.1. Поддержка работы добровольцев.
6.2. Мониторинг и оценка работы добровольцев.
6.3. Удержание добровольцев.
6.4. Поощрение добровольцев.
6.5. Продвижение добровольцев.
Модуль 7. Методы управления и разрешения конфликтов.
7.1 Основные подходы, стили и принципы управления людьми.
7.2 Способы повышения уровня компетентности и преданности добровольцев.
7.3 Основные причины конфликтов, связанные с работой добровольцев и основы профилактики.
7.4 Конфликты внутри группы и между группами, пути их разрешения и основы для примирения.
7.5 Развитие сотрудничества между группами и управление переменами.
Модуль 8. Добровольчество – ресурс для эффективности НКО и развития общества.
8.1 Сущность, принципы и основы социальной работы добровольцев с клиентами НКО.
8.2 Потребности клиентов НКО и возможности их удовлетворения силами добровольцев.
8.3 Система организации новых добровольческих услуг и работ в НКО.
8.4 Выработка стратегий развития добровольной работы в НКО.
8.5 Достижение общественного доверия и поддержки. Пути и способы развития добровольчества в РФ.
Длительность работы - 9 часа.
Необходимое оборудование: ноутбук, проекционный экран, блокноты, ручки, ватманы, маркеры.