Итог урока. Домашнее задание.




Ход урока

Организация класса

Новый материал

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Песнь о вещем Олеге»

«Борис Годунов»

Вступление к поэме «Медный всадник»

Поэма «Полтава».

— Что объединяет эти произведения?

Основной принцип, положенный в основу написания произведений на историческую тематику, — принцип ис­торизма; от частных судеб к историческим судьбам наро­да. Герои и второстепенные лица предстают в пушкин­ских произведениях всесторонне. У Пушкина нет только положительных или только отрицательных героев. Каж­дый человек выступает живым лицом с присущими ему хорошими и дурными чертами, которые проявляются прежде всего в поступках. Вымышленные герои были связаны с историческими лицами и включены в историческое движение. Именно ход истории определил дейст­вия героев. Благодаря принципу историзма Пушкин не поддается мраку, не лишает себя веры в будущее России. Он находит новый идеал в действительности и мыслит его осуществление в неостановимом историческом процессе. Пушкин мечтает о том, чтобы люди в жизни были просто людьми. Это станет возможным тогда, когда гуманизм будет основой государственной политики.

Основной принцип, положенный в основу написания произведений на историческую тематику, — принцип ис­торизма.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Среди тем, встречающихся в южный период (1820 – 1824 гг.), — тема рокового предчувствия или предсказания («Песнь о вещем Олеге» (1822 г.)).

Изображая Древнюю Русь, Пушкин стремится к осмыслению истории, ее преданий. Пушкин совсем отказывается в произ­ведении от фантастического элемента и этим показывает драматические отношения человека с реальностью. Непостижимый ход событий приводит к тому, что пред­сказание кудесника сбывается: конь, даже спустя три года после смерти, косвенно становится причиной гибели князя. Это невозможно объяснить, но это так, и судьбу Олега ничто не в силах изменить. Тема противостояния неизбежно­му отвечала тогда мироощущению самого автора.

В словах волхва, «вдохновенного кудесника», Пуш­кин выражает и свое собственное отношение к преследующему его «могучему владыке», царю, и декла­рирует независимость, правдивость подлинной поэзии: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей не­бесною дружен».

Трагедия «Борис Годунов».

С начала XIX в. в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С. Пушкин хорошо знал и высоко ценил. Поэт не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. В 1825 году в Михайловском А.С. Пушкин создает трагедию «Борис Годунов».

Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления такого неординарного царя, как Годунов.

Пушкин поставил перед собой задачу правдиво передать историче­ские события Руси и одновре­менно связать их с настоящим временем. Пушкин разошелся с тогдашней драматургиче­ской традицией, склонив­шись на сторону историче­ской достоверности, а не те­кущей злободневности. По Пушкину, история творится легендарно. Пушкин понял сам жанр трагедии не как жанр трагедии «персональ­ной», а как трагедию народа. Принцип историзма и народ­ности – основные принципы, которые использовал поэт, работая над трагедией.

Поэма «Полтава».

Поэма «Полтава» была написана в 1828 году после ссылки в Михайловское. Само название «Полтава» подчеркивает историческую, эпическую линию поэмы.

В заметках о «Полтаве» Пушкин писал, что самая зрелая изо всех его сти­хотворных повестей та, в которой почти все оригинально, – «Полтава», кото­рую «Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал».

В сюжетной линии «Полтавы» противопоставлены в поли­тической и военной линии два героя – Петр и Карл.

Петр выступает как идеальный военачальник, и победа его предрешена заранее, она предчувствуется уже во всем облике Петра. Сила Петра и правда его в том, что он творит общегосударственное дело, в том, что он воздвигает се­бе памятник «в гражданстве северной державы, в ее воинственной судьбе». Для Петра, как и для его войска, битва – это тяжкое, но необходимое для Рос­сии дело, это труд, подобный полезнейшему и самому народному труду пахаря: «Как пахарь, битва отдыхает». Петр обращается к своим воинам так же, как го­ворят с людьми, приступая к работе: «За дело, с богом».

Петр не одинок, а окружен своими товарищами, «сынами», которые видят в нем своего вождя.

В противопоставлении Петру дан в «Полтаве» Карл. «Венчанный славой бесполезной, отважный Карл скользил над бездной» – отсюда и слабость Кар­ла перед боем.
Поэма «Медный всадник».

Последняя поэма Пушкина, написанная в Болдине в октябре 1833 г., – художественный итог его размышлений о личности Петра I, о «петербург­ском» периоде русской истории. В поэме «встретились» две темы: тема Пет­ра, «строителя чудотворного», и тема «простого» («маленького») человека.

Во вступлении основание города показано в двух планах.

Первый – легендарно-мифологический:

Петр предстает здесь не как исторический персонаж, а как безымянный герой легенды.
Он –
основатель и будущий строитель города, исполняющий волю самой природы. Однако его «думы великие» исторически конкретны: го­род создается русским царем «на зло надменному соседу», для того, чтобы Россия смогла «в Европу прорубить окно».
Историческийсмысловой план подчеркнут словами «прошло сто лет». Возникнове­ние «юного града» «из тьмы лесов, из топи блат» подобно чуду: го­род не построен, а «вознесся пышно, горделиво».

Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы (отсель, град, полнощных (северных), ветхий, порфироносная), приемы ораторского искусства (звуковая организация речи, пове­лительные интонации, торжественность и т. п.). В жанре оды тра­диционно писали о событиях и делах государственного значения, направленных на укрепление его мощи и процветания. Таким образом, не только поэтическая речь, но и выбранный автором жанр вступления к повести «Медный всадник» должны были подчеркнуть в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.

3. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

С.224 – 225 - чтение статьи учебника, выразительное чтение стихотворения

Стихотворение написано 13 апреля 1835 года, накануне встречи с начальником императорской канцелярии А. Бенкендорфом – Пушкин подал прошение на издание газеты.

В стихотворении чувствуется состояние ожидания и, одновременно, вера в благополучный исход, вера в то, что и другие проблемы, – «тучи», – уйдут.

Произведение относится к жанру пейзажной и философской лирики.

Проблематика стихотворения содержит философский подтекст: жизнь, как в природе, так и в людском сообществе циклична; бурные события и явления чередуются с периодами затишья и умиротворения.

В произведении существует несколько, перекликающихся в сознании поэта тем:

тема любви к природе во всех её проявлениях;

тема-наблюдение послегрозового состояния природы;

тема надежды на перемены к лучшему.

Идея стихотворения «Туча» – ожидание нового; понимание и принятие неизбежного чередования бурных и спокойных периодов в жизни природы, в личной жизни человека и в обществе.

У стихотворения эмоционально приподнятый тон повествования, выражающий состояние ожидание обновления, свежести в природе после грозы.

Сюжет стихотворения – разговор героя с последней, оставшейся после бури, тучей.

В первой строфе – описание послегрозового неба, его «ясной лазури», на которой последняя туча «печалит ликующий день».

Во второй – описание действий тучи во время грозы: «Ты небо недавно кругом облегала», «издавала таинственный гром», «землю поила дождём».

В третьей – призыв автора к туче: «Довольно, сокройся!» и предсказание её скорого исчезновения: ветер прогонит эту последнюю тучу с «успокоенных» небес.

Композиция произведения обратная: из настоящего момента автор обращается к уже свершившимся событиям (к прошедшей грозе), затем снова возвращается к настоящему.

Структурно делится на три части – три строфы или три картины.

Пушкин был одним из первых, кто начал использовать в своём творчестве приём отождествления природных явлений с живым и разумным существом. Стихотворение построено на антитезе (противопоставлении) – на смену прошедшей буре идёт покой.

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Рифма: смежная ААВВ.

Наличие большого числа глаголов делает стихотворение динамичным.

Пушкин использует необычные словосочетания – ясная лазурь, успокоенные небеса, рассеянная буря, таинственный гром. А также устаревшие слова (древес, сокройся, алчную).

Автор прибегает к звукописи — использует аллитерацию, – много сонорных согласных (р, л, м, н), – что делает стихотворение звучным, придает стихотворению настроение приподнятости.

Новаторство произведения заключается в символизме, многослойности смыслов.

Автор использует:

олицетворения (обращаясь к туче, автор наделяет её свойствами разумного существа, одушевляет)

большое количество эпитетов – «последняя туча», «унылая тень», «ликующий день»

антитеза (туча противопоставляется ясному небу),

метафоры («последняя туча рассеянной бури», «ты алчную землю поила дождём», «с успокоенных небес»).

Стихотворение учит наблюдательности и умению видеть красоту природы в самых разных её проявлениях. Учит также с оптимизмом смотреть в будущее. И тому, что нужно быть готовым к переменам. После бури всегда наступает затишье. Нужно верить, что и в жизни любые неприятности рано или поздно заканчиваются и им на смену приходят позитивные события.

Проверочная работа

Внимательно прочтите стихотворение и письменно ответьте на вопросы:

1. Тема стихотворения «Туча»

2. Идея стихотворения

3. Средства выразительности, приведите примеры:

- эпитеты;

- антитеза;

- метафора;

- олицетворение.

Итог урока. Домашнее задание.

1. Письменно ответить:

- Философский подтекст стихотворения «Туча» (не забудьте о восстании декабристов!)

2. «Во глубине сибирских руд…» – наизусть.

Александр Пушкин

Во глубине сибирских руд…

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: