Ход урока
Организация класса
Новый материал
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Песнь о вещем Олеге»
«Борис Годунов»
Вступление к поэме «Медный всадник»
Поэма «Полтава».
— Что объединяет эти произведения?
Основной принцип, положенный в основу написания произведений на историческую тематику, — принцип историзма; от частных судеб к историческим судьбам народа. Герои и второстепенные лица предстают в пушкинских произведениях всесторонне. У Пушкина нет только положительных или только отрицательных героев. Каждый человек выступает живым лицом с присущими ему хорошими и дурными чертами, которые проявляются прежде всего в поступках. Вымышленные герои были связаны с историческими лицами и включены в историческое движение. Именно ход истории определил действия героев. Благодаря принципу историзма Пушкин не поддается мраку, не лишает себя веры в будущее России. Он находит новый идеал в действительности и мыслит его осуществление в неостановимом историческом процессе. Пушкин мечтает о том, чтобы люди в жизни были просто людьми. Это станет возможным тогда, когда гуманизм будет основой государственной политики.
Основной принцип, положенный в основу написания произведений на историческую тематику, — принцип историзма.
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
Среди тем, встречающихся в южный период (1820 – 1824 гг.), — тема рокового предчувствия или предсказания («Песнь о вещем Олеге» (1822 г.)).
Изображая Древнюю Русь, Пушкин стремится к осмыслению истории, ее преданий. Пушкин совсем отказывается в произведении от фантастического элемента и этим показывает драматические отношения человека с реальностью. Непостижимый ход событий приводит к тому, что предсказание кудесника сбывается: конь, даже спустя три года после смерти, косвенно становится причиной гибели князя. Это невозможно объяснить, но это так, и судьбу Олега ничто не в силах изменить. Тема противостояния неизбежному отвечала тогда мироощущению самого автора.
В словах волхва, «вдохновенного кудесника», Пушкин выражает и свое собственное отношение к преследующему его «могучему владыке», царю, и декларирует независимость, правдивость подлинной поэзии: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен».
Трагедия «Борис Годунов».
С начала XIX в. в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С. Пушкин хорошо знал и высоко ценил. Поэт не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. В 1825 году в Михайловском А.С. Пушкин создает трагедию «Борис Годунов».
Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления такого неординарного царя, как Годунов.
Пушкин поставил перед собой задачу правдиво передать исторические события Руси и одновременно связать их с настоящим временем. Пушкин разошелся с тогдашней драматургической традицией, склонившись на сторону исторической достоверности, а не текущей злободневности. По Пушкину, история творится легендарно. Пушкин понял сам жанр трагедии не как жанр трагедии «персональной», а как трагедию народа. Принцип историзма и народности – основные принципы, которые использовал поэт, работая над трагедией.
Поэма «Полтава».
Поэма «Полтава» была написана в 1828 году после ссылки в Михайловское. Само название «Полтава» подчеркивает историческую, эпическую линию поэмы.
В заметках о «Полтаве» Пушкин писал, что самая зрелая изо всех его стихотворных повестей та, в которой почти все оригинально, – «Полтава», которую «Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал».
В сюжетной линии «Полтавы» противопоставлены в политической и военной линии два героя – Петр и Карл.
Петр выступает как идеальный военачальник, и победа его предрешена заранее, она предчувствуется уже во всем облике Петра. Сила Петра и правда его в том, что он творит общегосударственное дело, в том, что он воздвигает себе памятник «в гражданстве северной державы, в ее воинственной судьбе». Для Петра, как и для его войска, битва – это тяжкое, но необходимое для России дело, это труд, подобный полезнейшему и самому народному труду пахаря: «Как пахарь, битва отдыхает». Петр обращается к своим воинам так же, как говорят с людьми, приступая к работе: «За дело, с богом».
Петр не одинок, а окружен своими товарищами, «сынами», которые видят в нем своего вождя.
В противопоставлении Петру дан в «Полтаве» Карл. «Венчанный славой бесполезной, отважный Карл скользил над бездной» – отсюда и слабость Карла перед боем.
Поэма «Медный всадник».
Последняя поэма Пушкина, написанная в Болдине в октябре 1833 г., – художественный итог его размышлений о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. В поэме «встретились» две темы: тема Петра, «строителя чудотворного», и тема «простого» («маленького») человека.
Во вступлении основание города показано в двух планах.
Первый – легендарно-мифологический:
Петр предстает здесь не как исторический персонаж, а как безымянный герой легенды.
Он –
основатель и будущий строитель города, исполняющий волю самой природы. Однако его «думы великие» исторически конкретны: город создается русским царем «на зло надменному соседу», для того, чтобы Россия смогла «в Европу прорубить окно».
Историческийсмысловой план подчеркнут словами «прошло сто лет». Возникновение «юного града» «из тьмы лесов, из топи блат» подобно чуду: город не построен, а «вознесся пышно, горделиво».
Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы (отсель, град, полнощных (северных), ветхий, порфироносная), приемы ораторского искусства (звуковая организация речи, повелительные интонации, торжественность и т. п.). В жанре оды традиционно писали о событиях и делах государственного значения, направленных на укрепление его мощи и процветания. Таким образом, не только поэтическая речь, но и выбранный автором жанр вступления к повести «Медный всадник» должны были подчеркнуть в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.
3. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
С.224 – 225 - чтение статьи учебника, выразительное чтение стихотворения
Стихотворение написано 13 апреля 1835 года, накануне встречи с начальником императорской канцелярии А. Бенкендорфом – Пушкин подал прошение на издание газеты.
В стихотворении чувствуется состояние ожидания и, одновременно, вера в благополучный исход, вера в то, что и другие проблемы, – «тучи», – уйдут.
Произведение относится к жанру пейзажной и философской лирики.
Проблематика стихотворения содержит философский подтекст: жизнь, как в природе, так и в людском сообществе циклична; бурные события и явления чередуются с периодами затишья и умиротворения.
В произведении существует несколько, перекликающихся в сознании поэта тем:
тема любви к природе во всех её проявлениях;
тема-наблюдение послегрозового состояния природы;
тема надежды на перемены к лучшему.
Идея стихотворения «Туча» – ожидание нового; понимание и принятие неизбежного чередования бурных и спокойных периодов в жизни природы, в личной жизни человека и в обществе.
У стихотворения эмоционально приподнятый тон повествования, выражающий состояние ожидание обновления, свежести в природе после грозы.
Сюжет стихотворения – разговор героя с последней, оставшейся после бури, тучей.
В первой строфе – описание послегрозового неба, его «ясной лазури», на которой последняя туча «печалит ликующий день».
Во второй – описание действий тучи во время грозы: «Ты небо недавно кругом облегала», «издавала таинственный гром», «землю поила дождём».
В третьей – призыв автора к туче: «Довольно, сокройся!» и предсказание её скорого исчезновения: ветер прогонит эту последнюю тучу с «успокоенных» небес.
Композиция произведения обратная: из настоящего момента автор обращается к уже свершившимся событиям (к прошедшей грозе), затем снова возвращается к настоящему.
Структурно делится на три части – три строфы или три картины.
Пушкин был одним из первых, кто начал использовать в своём творчестве приём отождествления природных явлений с живым и разумным существом. Стихотворение построено на антитезе (противопоставлении) – на смену прошедшей буре идёт покой.
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Рифма: смежная ААВВ.
Наличие большого числа глаголов делает стихотворение динамичным.
Пушкин использует необычные словосочетания – ясная лазурь, успокоенные небеса, рассеянная буря, таинственный гром. А также устаревшие слова (древес, сокройся, алчную).
Автор прибегает к звукописи — использует аллитерацию, – много сонорных согласных (р, л, м, н), – что делает стихотворение звучным, придает стихотворению настроение приподнятости.
Новаторство произведения заключается в символизме, многослойности смыслов.
Автор использует:
олицетворения (обращаясь к туче, автор наделяет её свойствами разумного существа, одушевляет)
большое количество эпитетов – «последняя туча», «унылая тень», «ликующий день»
антитеза (туча противопоставляется ясному небу),
метафоры («последняя туча рассеянной бури», «ты алчную землю поила дождём», «с успокоенных небес»).
Стихотворение учит наблюдательности и умению видеть красоту природы в самых разных её проявлениях. Учит также с оптимизмом смотреть в будущее. И тому, что нужно быть готовым к переменам. После бури всегда наступает затишье. Нужно верить, что и в жизни любые неприятности рано или поздно заканчиваются и им на смену приходят позитивные события.
Проверочная работа
Внимательно прочтите стихотворение и письменно ответьте на вопросы:
1. Тема стихотворения «Туча»
2. Идея стихотворения
3. Средства выразительности, приведите примеры:
- эпитеты;
- антитеза;
- метафора;
- олицетворение.
Итог урока. Домашнее задание.
1. Письменно ответить:
- Философский подтекст стихотворения «Туча» (не забудьте о восстании декабристов!)
2. «Во глубине сибирских руд…» – наизусть.
Александр Пушкин
Во глубине сибирских руд…
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.