Учебная деятельность и ее структура




Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов. Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности.

Процесс и эффективность формирования учебной деятельности зависят от содержания усваиваемого материала, конкретной методики обучения и форм организации учебной работы школьника. Ученик должен знать, что делать, зачем делать, как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно не делает, т.е. он не обладает учебной деятельностью. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи, находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Д. Б. Эльконин и В.В. Давыдов рассматривают учебную деятельность в единстве нескольких ее компонентов: учебной задачи, учебных действий, действий самоконтроля и самооценки.

Учебную задачу надо отличать от конкретно-практической. Например, перед учеником может стоять задача выучить стихотворение, а может стоять задача научится заучивать стихотворение. И в первом случае он чему-то научится, но вряд ли в следующий раз будет заучивать стихотворение более рациональным способом. Во втором же случае перед ребенком стоит действительно учебная задача, при этом решение ее может быть достигнуто разными способами. В учебных задачах в отличие от практических процесс не может быть снят, ибо он и есть ее непосредственный результат. Поэтому при организации учебной деятельности детей в начальных классах учитель должен обращать особое внимание на процесс, на способы выполнения действий, на их четкое осознание.

Действие самоконтроля - есть действие сличения, соотнесения учебных действий с образцом, который задается извне. В практике работы школы обучение контролю идет путем прямого подражания учителю, формирование контроля осуществляется стихийно, путем примеривания и бесчисленных проб и ошибок. Контроль, как правило, осуществляется только по конечному результату (сошелся ли ответ, не сделал ли ошибки и т.д.).

Действие самооценки составляет процесс оценивания ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления. Самая важная функция самооценки – регулятивная. Выделяют два вида самооценки:

• ретроспективная - оценка достигнутых результатов своей деятельности (хорошо или плохо я сделал?);

• прогностическая - оценка человеком собственных возможностей (могу я справиться с задачей или нет?).

Как показали исследования, от самооценки зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, отношение к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учении, проявлением максимума самостоятельности. Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой, они отличаются неуверенностью, боязнью учителя, ждут неуспеха, на уроках предпочитают слушать других, а не включаются в обсуждение.

К сожалению, часто родители и учителя прибегают к сравнению детей с разными возможностями с целью оказать положительное влияние на успеваемость конкретного ученика, что вместо ожидаемого результата приводит к снижению самооценки. Неоднократно было показано, что сравнение ребенка с самим собой, когда ему сообщается о степени его продвижения по сравнению с прежним уровнем, может оказать благоприятное влияние на его самооценку и стать предпосылкой повышения уровня учебной деятельности.

Необходимо помнить о том, что ситуация конкурентных отношений между учебной деятельностью и другими сферами жизни, деятельности ребенка (увлечения, игры, компьютер) не делает учебную деятельность ведущей автоматически. Интерес к учебе может быть потерян по ряду причин:

• позиция школьника уже достигнута и для ее поддержания уже ничего не надо делать;

• позиция школьника не находится в определенных отношениях с содержанием процесса обучения, в результате чего для многих школьников важным является не то, чем занимаются, а то, что происходит в школе;

• снижение мотивации к учению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: