Новообразования личности в подростковом возрасте.




Важнейшая психологическая особенность подростков - чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого фактически он еще не достиг. Свою бурно развивающуюся потребность быть и считаться взрослым подросток осуществляет через стремление расширить сферу самостоятельности. Однако на этом этапе развития ребенок не может быть самостоятельным полностью. Появляется одно из основных противоречий возраста - между возросшим ощущением самостоятельности и психическими возможностями подростка, разрешение которого и ведет к психическому развитию.

Отношения личности, как известно, складываются, осознаются, закрепляются и проявляются в конкретных поступках. Следовательно, для формирования самостоятельности надо совершать самостоятельные поступки. Но, с другой стороны, чтобы хотя бы раз поступить самостоятельно, надо уже быть относительно независимым от социального окружения, иметь механизмы личностного саморегулирования. Налицо - замкнутый круг и перед подростком стоит задача его разорвать.

Главная задача заключается в обретении внутренней уверенности в своей личности, ясного самосознания и самоуважения, которые и делают человека способным поступать самостоятельно.

У подростка существуют несколько путей формирования самоуважения и самосознания. Один из них - развитие своей личности по образу и подобию личности взрослого человека, так как именно взрослый в глазах ребенка обретает самостоятельность. Поэтому первое, к чему стремится ребенок подросткового возраста, - это показать себе и окружающим, что он уже не ребенок, утвердить себя наравне со взрослыми.

Подросток ждет от взрослых понимания и доверия. Если же взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста - грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм.

Однако эти качества не представляют собой обязательных черт характера подростка. Они лишь могут явиться следствием игнорирования взрослыми истинных мотивов его поведения, реагирования лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывание подростку не соответствующих действительности мотивов. Все это может привести к внутреннему сопротивлению воспитательным воздействиям, когда подросток не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а, имеют, возможно, даже другой, противоположный смысл.

Ошибочное представление о том, что подросток не способен к проявлению собственной инициативы ставит его в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним. Подростки всячески протестуют, когда их методично контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с их желаниями, интересами.

Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворять свойственное ему стремление к самоусовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия со сверстниками. Именно в компании сверстников ребенок может на равных обсудить любые "взрослые" проблемы. Общаясь со сверстниками, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Внешние проявления коммуникативного поведения бывают весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться. С одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет у сверстников, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга может сочетаться с лихорадочной сменой приятелей.

Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой "нормы", чтобы все у него было "как у всех", "как у других". Но для этого возраста характерно как раз обратное - отсутствие "норм".

Становление личности в подростковом возрасте – это сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Выделяют три стадии процесса развития подростка (по Д. И. Фельдштейну):

• "локально-капризный" уровень (10-12 лет) - стремление ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения через решение частных задач; в этом процессе преобладает эмоционально окрашенное желание получить признание самого факта их взросления;

• "право-значимый" уровень (12-13 лет) - развертывание потребности в общественном признании, происходит освоение не только обязанностей, но и прав в семье, обществе; формируется стремление к взрослости не на уровне "я хочу", а на уровне "я могу", "я должен";

• "утверждающе-действенный" уровень (14-15 лет) - готовность к функционированию во взрослом мире, стремление применить свои возможности, проявить себя, осознание приобщенности к обществу в реально взрослой позиции.

Характеризуя наиболее общие, типичные черты физического и психологического облика подростка, необходимо подчеркнуть необходимость их рассмотрения с позиции индивидуальных различий. Так называемого среднестатистического подростка реально не существует. Более того, разговоры о подростке без учета пола беспредметны. Обнаружены половые различия влияния темпа созревания на поведение подростков, специфика становления "образа я" у мальчиков и девочек, половая дифференциация в формировании ценностных ориентации, коммуникативные особенности и т.д.

Переходный возраст всегда считался критическим. Но насколько резкими и всеобъемлющими оказываются перемены в личности? Разные психологические качества изменяются по-разному. Одни - быстро, другие считаются относительно постоянными на протяжении всей жизни. Различна и степень возрастной изменчивости личности в целом: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие нет. У одних пубертатный период протекает бурно и болезненно, у других - спокойно и плавно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: