Особенности психического развития личности в периоды взросления и зрелости.




Раннюю взрослость принято обозначать термином "молодость" (18-25 лет). Этот период характеризуется завершением главной фазы биологического развития, замедлением роста. По данным Б. Г. Ананьева и его сотрудников пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций приходится на период 19-20 лет, когда наблюдается фронтальное повышение функционального уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, когда наблюдается также пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. Вместе с тем, по данным ряда исследований, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития и пиком всех видов чувствительности по П. П. Лазареву.

К 21 году жизни человека происходит завершение формирования основных векторов развития высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных, самосознания. Д. Б. Бромлей, описывая динамику социальных характеристик, отмечает в этом возрасте появление собственной семьи, уход из родительского дома, рождение первого ребенка, освоение профессиональных ролей.

Ранняя взрослость характеризуется "устойчиво концептуальной социализацией", когда личность приобретает устойчивый характер.

Молодость - важный этап развития умственных способностей: существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагироваться, делать обобщения. Происходят количественные изменения в познавательных возможностях: речь идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, а каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие и т.д.).

Решение проблем учебной и профессиональной деятельности неразрывно связано с мотивационным фактором их эффективности. Назовем некоторые из них: познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы - с коллективной и личной направленностью. Необходимо отметить основные потребности, связанные с реализацией этих мотивов:

• потребность в достижении (стремление к успеху, достижению результатов, соревнованию с самим собой и с другими);

• потребность в аффиллиации (стремление к созданию, сохранению, восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми);

• потребность в самоутверждении (стремление влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным);

• познавательная потребность (стремление расширять опыт, знания, быть компетентным).

Молодость для многих молодых людей - студенческая пора, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки - физические, умственные, нравственные, волевые. Существенную роль для понимания процесса развития личности играет анализ противоречий, присущих "студенческому" возрасту:

• противоречия адаптационного процесса между новыми для студента требованиями, условиям и сложившимися до вуза стереотипами поведения;

• противоречия между расцветом физических и интеллектуальных сил и лимитом времени, дефицитом экономических возможностей для реализации взрослых потребностей;

• противоречия между проявляющимися у студента психологическими свойствам и складывающимися в группе межличностными отношениями;

• противоречия в системе "преподаватель-студент";

• противоречия между стремлением к самостоятельности в отборе знаний, способах их приобретения и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля;

• противоречия между поступающим через различные источники огромным количеством информации и ограниченным временем для ее осмысления.

Ранняя взрослость - это период становления человека как профессионала. Представление о фазах жизненного пути профессионала существенно дополняет представления о жизненном пути человека в периоды юности, молодости, взрослости, зрелости и пожилом возрасте. Очень важна самостоятельность выбора и сознательное выращивание личного профессионального жизненного плана.

Вместе с тем в молодости могут возникнуть серьезные проблемы с развитием самосознания. Затягивающийся период обучения приводит иной раз, к инфантилизму, аномии (низкой степени воздействия социальных норм на индивида, расплывчатости социальной регуляции поведения). В результате возможно безответственное отношение к закону, игнорирование требований морали, пренебрежение нравственными ценностями.

К концу периода молодости нередко может возникнуть переживание кризисного состояния, связанного с тем, что при уже сложившейся жизни личность еще несовершенна, много времени потрачено впустую. Этот кризис свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень зрелости. Кризисное состояние дает импульс к дальнейшему совершенствованию личности, ее развитию.

Каковы же возможности человека в период взрослости? Для взрослого основным видом деятельности становится профессиональная. Именно в этот период (от 25 до 55-60 лет) наиболее полно выражено формирование человека как субъекта познания, общения и труда. Современное общество ставит перед взрослым человеком задачу непрерывного совершенствования знаний, профессионального мастерства, сферы общения. Структурные изменения субъекта деятельности в его различных проявлениях характеризуют различные фазы развития - подготовительную, старт, кульминацию и финиш. Прохождение этих этапов зависит как от индивидуальных психологических особенностей человека, так и от специфики профессиональной деятельности, которой он занимается.

Особую актуальность в настоящий момент приобретает проблема дообучения и переобучения взрослых. Требования деятельности не ограничиваются обобщением и отбором информации, они включают в себя преобразования самого аппарата деятельности. В данном случае речь идет об интеллектуальном потенциале человека, его готовности к определенному ходу индивидуального развития, о характеристике психофизиологических возможностей его обучения.

В этом плане представляют интерес различные данные об особенностях интеллектуального развития взрослого человека. Большинство исследователей говорят об относительно ранних сроках появления оптимумов функционального развития и постепенного снижения его с возрастом. Надо полагать, что оптимума интеллектуальные функции достигают в юности. В дальнейшем характеристики интеллекта определяются двумя факторами: внутренними (одаренность) и внешними (образование). Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Следует учесть, что до 35 лет происходит становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека; в период между 26 и 35 годами повышается интегрированность межфункциональной системы; в период между 35 и 46 годами под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями и их показателями происходит снижение возможностей новообразований. Это создает противоречие, выражающееся в том, что имеет место высокая интеллектуальная активность в привычных условиях профессиональной работы и вместе с тем серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Таким образом, сам процесс учения служит фактором оптимизации интеллектуального потенциала. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

Период взрослости характеризуется также независимостью в экономическом отношении. Новый статус складывается из многообразия прав и обязанностей человека в разных сферах жизни и деятельности, в обществе, на работе, в собственной семье; наступает консолидация социальных и профессиональных ролей. Складывается новая система профессиональных ролей, связанная с созданием собственной семьи, рождением детей.

В зависимости от изменения социального положения происходит и изменение содержания жизненных планов: изменяются субъективные ценности личности, которые складываются в результате усвоения общественных ценностей и собственной социальной активности.

В период взрослости одной из центральных характеристик человека является генеративность - желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. Генеративность определяет способность оглядываться вокруг, интересоваться другими людьми, быть продуктивным. В этом возрасте, считает Э. Эриксон, человек формирует свою точку зрения на внешний мир, его будущее и на свое участие в нем.

Важная характеристика в становлении личности субъекта жизни - это результативный, продуктивный момент ее деятельности (дела, достижения, продукты, социальное влияние личности).

Различия между поколениями, преемственность поколений - это реальный механизм, по которому происходит взаимосвязь между индивидуальным временем развития личности и социально-историческим контекстом этого развития. На стыке поколений неизбежно развитие проблемы "отцов и детей", проблемы преемственности и т.д.

Анализ периода взрослости не будет полным без указания на различия, обусловленные половой принадлежностью. Б. Г. Ананьев указывал на общие закономерности полового диморфизма: более раннее развитие и созревание женского организма и более высокий уровень, а также стабилизации, помехоустойчивости, жизнеспособности, саморегуляции женского организма. Половые различия обнаруживаются не только на индивидуальном уровне, но и на уровне психических свойств личности и субъекта деятельности.

В настоящее время в психологической науке активно развивается направление, посвященное изучению гендерных проблем. Термин "гендер" употребляется для обозначения пола как социокультурного конструкта в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и биологических особенностей.

Отметим, что весь жизненный путь человека формируется и развивается в процессе непрерывного становления и разрешения разнообразных по своей природе и своему значению противоречий, которые лежат в основе конфликтов личности на том или ином этапе жизни или в конкретной жизненной ситуации. В связи с этим выделяют ряд "биографических кризисов" (по Р.А. Ахмедову):

• кризис нереализованности (переживания человека, основанные на представлении о невыполненности своей жизненной программы, отсутствие видимых достижений);

• кризис опустошенности (душевная усталость; ощущение бессилия);

• кризис бесперспективности (переживание неопределенности будущего, "безнадежного застоя", когда человек решает, что "впереди ничего не светит").

Не редкость, когда взрослый человек в середине своего жизненного пути (35-40 лет) мучительно пытается найти ответы на вопросы: как жить дальше? для чего жить дальше? зачем вообще жить дальше? Кризис середины жизни имеет объективные причины и предполагает существенную перестройку личности с учетом изменения положения человека в жизни. И хотя характер переживаний у разных людей в этот кризисный период может быть различным, сам кризис способствует саморазвитию, самосовершенствованию, новым образованиям в психике.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: