Домашняя работа. Смысл названия пьесы «Вишневый сад». Особенности символов




21.04

Домашняя работа

Смысл названия пьесы «Вишневый сад». Особенности символов

 

Цель занятия: определить значение символов в пьесе «Вишневый сад».

Задачи:

§ дать характеристику образа сада в пьесе «Вишневый сад»,

§ выявить отношение к саду персонажей пьесы,

§ определить роль символов в пьесе.

 

Глоссарий

Символ — образ, максимально обобщенно и экспрессивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления. Наделён огромным множеством значений. Смысл символа выявляется в контексте.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

«Вся Россия наш сад»

(А.П.Чехов)

В смысле названия пьесы «Вишнёвый сад» пытались уже разобраться и критики, ставшие первыми зрителями, и нынешние поклонники наследия Чехова. Конечно же, название пьесы не случайно. Ведь в центре событий находится судьба дворянского имения, окруженного вишневым садом. Почему Чехов взял в основу именно вишнёвый сад? Ведь сады, засаженные только одним видом плодовых деревьев, в усадьбах не встречались. Но именно вишневый сад становится одним из центральных действующих персонажей, как бы странно это ни звучало по отношению к неодушевленному предмету.

Именно с садом автор сравнивает Россию, вкладывая это сравнение в уста Пети Трофимова: «Вся Россия – наш сад». Но почему сад именно вишнёвый, а не яблочный, допустим?

В 1901 году, когда Чехов задумался о написании новой пьесы, это название уже у него было. Еще точно не зная, какими будут герои, он уже отчетливо представлял, вокруг чего будет разворачиваться действие. По воспоминаниям К. С. Станиславского, Чехов однажды сообщил ему, что нашел чудесное название для пьесы — «Вишнёвый сад»: «Из этого я понимал только, что речь шла о чем-то прекрасном, нежно любимом: прелесть названия передавалась не в словах, а в самой интонации голоса Антона Павловича». Через несколько дней Чехов Станиславскому объявил: «Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад». «Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук “ё” в слове Вишнёвый, точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушил в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: Вишневый сад — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но “Вишнёвый сад” дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого».

И только после замены всего лишь одной буквы Константин Сергеевич понял и проникся смыслом названия «Вишнёвый сад» чеховской новой пьесы. Вполне возможно, что именно вишнёвое дерево стало бы эмблемой МХАТа, если б еще раньше это место не заняла чайка из одноименной драмы А.П.Чехова.

Очень символичен смысл названия пьесы «Вишнёвый сад»: на протяжении всего действия он присутствует в декорациях, разговорах. Сам одушевлённый и одухотворённый сад – главный герой пьесы и ее основной символ, несущий определенный смысл для каждого героя. Вишневый сад – это символ родного дома: его прошлого, настоящего и будущего. В этом образе соединяются и конкретное, и вечное, абсолютное — это сад, «прекрасней которого ничего нет на свете»; это красота, прошлая культура, вся Россия. Символ вишневого сада в пьесе Чехова – это символ России, находящейся на перепутье своего развития, когда смешиваются идеологии, социальные слои и многие люди просто не представляют, что будет дальше. Лопахин: «Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего».

А образ сада оказывается тесно связан с размышлением героев о жизни в целом, и через отношение к нему, во многом, автор раскрыл характеры героев.

Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

Раневская Гаев Аня Варя Лопахин Трофимов
Сад - символ достатка, благополучия. С ним связаны самые счастливые воспоминания детства. Характеризует её привязанность к прошлому, поэтому ей трудно с ним расстаться То же отношение, что и у сестры Сад для неё - это ассоциация с порой детства, но в силу молодости она не так к нему привязана, и всё равно есть надежды на светлое будущее Та же ассоциация с детством, как и у Ани. Вместе с тем, она не расстроена его продажей, так как теперь может жить так, как ей хочется Сад напоминает ему о его крестьянском происхожде- нии. Вырубая его, он прощается с прошлым, вместе с тем надеясь на счастливое будущее Вишнёвые деревья являются для него символом крепостничества. И он считает, что даже правильным будет отказ от них, чтобы освободиться от старого уклада

И не случайно с судьбой сада переплетены судьбы Раневской и Гаева, Ани и Лопахина, Фирса и Яши. Все они выросли и родились под сенью этого сада. Еще до рождения Фирса, самого старого участника действия, сад был посажен. И лакей застал его расцвет – когда сад давал огромный урожай, которому всегда удавалось найти применение. Он глубоко привязан к саду, к дому, к хозяевам. Он даже не обижается, обнаружив, что его забыли в пустом доме, то ли потому, что у него уже нет сил и ему безразлично, то ли потому, что понимает: старое существование закончилось, а в будущем уже ничего для него нет. Он слишком стар, чтобы начинать что-то заново.

Раневская и Гаев связывают его с прошлым, для них сад – олицетворение благополучия и минувшего счастья, это что-то живое. Цветение напоминает Раневской и Гаеву их детство и молодость, этот сад был рядом с ними всю жизнь, и они просто не представляют, как его может не стать. Они любят его, они восхищаются и гордятся им, рассказывая, что их сад занесен Энциклопедический словарь. «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад». Они, как эти вишневые деревья, пустили свои корни так же глубоко, только не в землю, а в свои убеждения. И им кажется, что раз сад стоит неизменным столь долгие годы, то и их привычная жизнь так же непоколебима. Однако прекрасно видно, что все вокруг меняется, меняются люди, меняются их ценности и желания. Они понимают, что способны лишиться поместья, но в их головах не может уложиться, как возможно вырубить прекрасный сад и на его месте настроить какие-то дачи.

 

Для Лопахина сад – символ коммерческого успеха, источник богатства, актуальный в настоящем и обещающий светлое будущее, «замечательно… только то, что он очень большой». Лопахин видит прибыль, которую может принести поместье, если сад вырубить, но это лишь поверхностное отношение к саду. Ведь купив его за огромные деньги, не оставив конкурентам на аукционе ни малейшего шанса завладеть им, он признается, что этот вишневый сад, лучшее, что он когда-либо видел. Торжество от покупки связано, в первую очередь, с его гордыней, ведь неграмотный мужик, каким Лопахин себя считал, стал хозяином там, где его дед и отец «были рабами». Теперь сад становится для него предметом гордости, олицетворением его силы, его господства.

Равнодушнее всего к саду относится Петя Трофимов. Он признает, что сад красив, он услаждает взор, придает какой-то важности жизни своих хозяев, но ему каждая веточка и листочек рассказывают о сотнях крепостных крестьян, которые трудились, чтобы сад процветал и что этот сад – пережиток крепостничества, с которым необходимо покончить. Для Пети сад – символ мрачного крепостнического прошлого. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Это же он старается донести и до Ани, которая любит сад, но уже не столь сильно как ее родительница, готовая до последнего за него держаться.

Для Ани сад – просто красивый и родной уголок Земли. И Аня понимает, что невозможно начать новую жизнь, сохранив этот сад. Именно она призывает мать уйти, чтоб заложить новый сад, подразумевая, что необходимо начать другую жизнь, которая позволит вписаться в реалии времени.

Аня расстается с садом без жалости, говоря, что уже не любит его; Раневскую манит далекий Париж; Лопахина одолевает гордыня и жажда наживы.

Сад – единственный устойчивый, верный себе живой организм, в котором всё подчинено порядку природы, жизни. Только сад остается неизменным, и лишь по воле людей он идет под топор. Вырубая сад, топор обрушивается на самое святое, что осталось у чеховских героев, на их единственную опору, на то, что связывало их друг с другом.

А как относится к вишневому саду автор? Символом чего является вишневый сад для А. П. Чехова?

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад – символ лирического, поэтического отношение к Родине.

Особенностью пьес Чехова стало применение символов. Причем эти символы имели две направленности – одна сторона была реальной, и имела весьма предметное очертание, а вторая сторона была неуловимой, ее можно только ощутить на уровне подсознания. Так произошло и в «Вишнёвом саде».

Символика пьесы заключена и в саду, и в звуках, раздающихся за сценой, и даже в сломанном Епиходовым бильярдном кие, и в падении Пети Трофимова с лестницы. Но особое значение в драматургии Чехова занимают символы природы, включающие в себя проявления окружающего мира.

Если мы теперь вновь обратимся к заключительной сцене пьесы, то увидим, что изображаемая в ней гибель вишневого сада, если смотреть на нее с философской точки зрения, есть символ трагической незащищенности человеческого существования, его изначальной обреченности на то, чтобы когда-нибудь прекратиться и навсегда раствориться в небытии. Так же символичен и образ близящегося к смерти Фирса: тут нужно не упустить из виду, что на наших глазах умирает не просто человек, а человек, который прожил долгую жизнь, но не нашел ответа на вопрос о смысле существования («Жизнь-то прошла, словно и не жил » — такова одна из последних реплик Фирса), и, что не менее важно отметить, умирает в полном одиночестве, всеми брошенный, всеми забытый в запертом на ключ доме.

А.П.Чехова называют «мастером символической детали». Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» использовал практически весь спектр символических выразительных средств: звуковую, цветовую, реальную, словесную символику. Это помогает ему создать объемное художественное полотно, яркое и сценичное, со своим «подводным течением», изображающее гибель дворянских гнезд.

Символичны в пьесе и некоторые художественные детали. Одним из ключевых символов пьесы являются часы. Это ключевой для пьесы символ времени. Лопахин постоянно посматривает на часы, дабы не пропустить удачный момент для покупки сада, говорит: «Время не ждёт». Дуняша смотрит на свои карманные часы. Любовь Андреевна смотрит на часы. Время сливается в единый образ, сопровождающий героев в течение всей пьесы. Оно и символ исторического пути России, и связующее звено между героями, и механизм, разделяющий образ на разные идеологические категории.

Символичны и ключи, которые носит с собою Варя. В самом начале пьесы Чехов обращает внимание на эту деталь: «Входит Варя, на поясе у нее связка ключей». Здесь возникает мотив хозяйки, ключницы. И действительно, автор наделяет эту героиню некоторыми такими чертами. Варя ответственна, строга, самостоятельна, она способна управлять домом. Ключ как символ подчеркивает главенствующую роль хозяйки дома и сада. Пока он в собственности у героев, они не могут избавиться от бремени ответственности за погибающее имение. Ключ – это символ нужности героини, ее востребованности в качестве хозяйки.

Тот же самый мотив ключей развивает и Петя Трофимов в разговоре с Аней. Однако здесь этот мотив, данный в восприятии героя, приобретает негативную окраску. Для Трофимова ключи –это плен для человеческой души, разума, для самой жизни. Так, он призывает Аню освободиться от ненужных, по его мнению, связей, обязанностей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер». Тот же мотив звучит и в третьем акте, когда Варя, узнав о продаже имения, в отчаянии бросает ключи на пол. Лопахин же подбирает эти ключи, замечая: «Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь». В финале пьесы все двери запирают на ключ. Таким образом, отказ от ключей символизирует здесь потерю дома, разрыв родственных связей.

«Золотой» (деньги) в пьесе символизирует растраченное богатство, ослабленную волю героини (Раневской) и отсутствие ее связи с реальностью. Когда Любовь Андреевна роняет портмоне и из него высыпаются золотые, она не придает этому значения: «Ну, посыпались…». Она отдаёт золотой подвыпившему прохожему.

Книга символизирует культуру, учение и дух мудрости. Аня после продажи вишневого сада собирается читать книги: «Мы, мама, будем вместе читать разные книги… прочтём много книг». Так книги смогут помочь вернуться в состояние покоя после сильного потрясения. «Лопахин с книгой в руке» уже в первом действии говорит: «Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул». Он не в состоянии оценить важность культуры, в том числе и имения как неотъемлемой части прошлого героев.

В произведениях А. П. Чехова символический подтекст приобретают не только вещи, предметы и явления окружающего мира, но и звуки, и цвета. За счет звуковых и цветовых символов писатель достигает наиболее полного осмысления своих произведений читателем.

Свое особое значение обретают в пьесе и шумовые эффекты, и музыкальные звуки.

Звуковые символы

Пение птиц в саду соотносится с образом Ани, с мажорным строем начала пьесы (действие I).

Звук свирели – фоновое оформление нежных чувств, испытываемых персонажем. Чистые и нежные звуки эти также ассоциируются у зрителя с образом Ани. Кроме того, они подчеркивают нежные и искренние чувства к ней Пети Трофимова:

«Далеко за садом пастух играет на свирели. … Трофимов (в умилении) Солнышко моё! Весна моя!» (действие I).

Песня Епиходова: «Что мне до шумного света, что мне друзья и враги» (действие II). Песня эта подчеркивает разобщенность героев, отсутствие настоящего взаимопонимания между ними.

Звуки еврейского оркестра. Кульминация сопровождается в «Вишневом саде» звуками еврейского оркестра, создавая эффект «пира во время чумы». И действительно, еврейские оркестры в ту пору приглашались играть на похоронах. Под эту музыку торжествует Ермолай Лопахин, но под нее же горько плачет Раневская.

Крик совы несет реальную угрозу.

«Фирс. Перед несчастьем тоже так было; и сова кричала, и самовар гудел бесперечь» (действие II).

Звук лопнувшей струны – воплощение надвигающейся беды обреченности на гибель всего, что существует.

Именно этот звук у А.П. Чехова объединяет персонажей. Сразу после него все начинают думать в одном направлении. Но каждый из героев по-своему объясняет этот звук. Так, Лопахин считает, что «где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья», Гаев говорит, что это кричит «птица какая-нибудь… вроде цапли», Трофимов считает, что это «филин». У Раневской загадочный звук этот порождает неясную тревогу: «Неприятно почему-то». Фирс словно подытоживает все сказанное героями: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь» (действие II). Это своего рода музыкальный камертон, указывающий на то, в каком эмоциональном ключе следует воспринимать происходящее на сцене. И в то же время это удивительный по точности и емкости образ, в котором сконцентрирована и как бы сжата до предельной глубины вся философия позднего Чехова. Таким образом, звук этот символизирует грядущую гибель вишневого сада, прощание героев с прошлым, которое уходит безвозвратно. Тот же самый звук лопнувшей струны у А.П. Чехова повторяется в финале пьесы. Значение его здесь повторяется, он четко определяет границу времени, границу прошлого и будущего.

Звук топора символизирует гибель дворянских усадьб, гибель старой России.

«Слышно, как вдали стучат топором по дереву» (действие IV).

Из всего многообразия цветов в пьесе «Вишнёвый сад» Чехов использует только один – белый, по-разному применяя его на всем протяжении первого действия.

«Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый ».

При этом сад в пьесе еще только назван, показан лишь за окнами, как намечена, но не конкретизирована потенциальная возможность его гибели. Белый цвет – предощущение визуального образа. О нём неоднократно говорят герои произведения: «Любовь Андреевна. Весь, весь белый! О сад мой! Направо, на повороте к беседке, белое деревце склонилось, похоже на женщину… Какой изумительный сад! Белые массы цветов ».

Символическое значение приобретает в пьесе мотив глухоты. И звучит он не только в образе старого слуги Фирса, который «плохо слышит». Герои у Чехова не слышат и не понимают друг друга. Так, исследователи неоднократно отмечали, что персонажи в «Вишневом саде» говорят каждый о своем, словно не желая вникать в проблемы окружающих. Часто использует Чехов так называемые «пассивные» монологи: Гаев обращается к шкафу, Раневская – к своей комнате – «детской», к саду.

Цветовые символы

Белый цвет – символ чистоты, света, мудрости.

«Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый» (действие I).

«Любовь Андреевна. Весь, весь белый! О мой сад!» (действие I).

Комнаты Любовь Андреевны – белая и фиолетовая.

Цветовые белые пятна – детали костюма персонажей.

«Лопахин. Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке » (действие I),

«Шарлотта Ивановна в белом платье … проход через сцену» (действие II),

«Любовь Андреевна. Посмотрите… в белом платье!» (действие I).

«Фирс. Надевает белые перчатки» (действие I).

 

ü Основные выводы

Образы-символы пронизывают все действия пьесы «Вишневый сад», создавая емкие характеристики для большей полноты сюжета.

Вишнёвый сад – главный герой пьесы и ее основной символ, несущий определенный смысл для каждого героя. Это символ родного дома: его прошлого, настоящего и будущего. Это символ России, находящейся на перепутье своего развития.

Символика художественных деталей, образов, мотивов, звуковых и цветовых эффектов создает в пьесе эмоционально-психологическую напряженность.

Символичны в пьесе вещи, предметы окружающего мира: часы, ключи, золотой, книга.

Есть звуковые символы: пение птиц, звук свирели, крик совы, песня Епиходова, звуки еврейского оркестра, звук лопнувшей струны, звук топора; цветовые символы: белый цвет.

До встречи на занятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: