Домашняя работа. Б. Шоу. Жизнь и творчество (обзор)




30.04

Домашняя работа

Б. Шоу. Жизнь и творчество (обзор)

Сегодня на занятии мы:

– познакомимся с биографией Бернарда Шоу,

– оценим остроту юмора английского драматурга,

– узнаем, что такое «интеллектуальная драма».

 

Глоссарий

Интеллектуальная драма – пьеса, в которой главным являются не сюжетные повороты, а напряженные споры и остроумные словесные поединки персонажей.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Величайший английский драматург со времён Шекспира, литературный новатор, лауреат Нобелевской премии, обладатель премии Оскар за лучший киносценарий, журналист, музыкальный и театральный критик, вегетарианец, бунтарь, социалист, общественный деятель – это всё о Бернарде Шоу.

«Я не могу вспомнить время, когда печатная страница была бы мне непонятна, и могу лишь предположить, что я уже родился грамотным», ‒ писал о себе Шоу. Читая эти строки, представляешь себе богатую аристократическую семью, где с малых лет дети воспитываются у лучших учителей своего времени. Музыка, живопись, литература, иностранные языки, философия… Но в реальности всё было не так.

Великий англичанин Бернард Шоу был не англичанином, а ирландцем. И родился он в столице Ирландии Дублине 26 июля 1856 года. Отец драматурга Джордж Шоу попытался сколотить состояние на торговле зерном, но его бизнес-план провалился. Джордж с горя начал пьянствовать. А заботы о Бернарде и двух его сёстрах легли на плечи их матери – певицы Люсинды Шоу. Она выбивалась из сил, чтобы прокормить детей. Пела на концертах и вечерах, давала уроки музыки. Но заботы, внимания и теплоты из-за постоянной занятости матери и пьянства отца дети не получали.

В детстве Бернард Шоу сменил несколько школ: колледж Уэсли, грамматическую и протестантскую школу. Но успехов в учёбе он не делал. Более того, он называл школу вредной и бесполезной, а учебники – книгами, непригодными для чтения. «Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу», ‒ писал он впоследствии.

В 15 лет Бернарду Шоу пришлось пойти работать клерком в агентство по продаже недвижимости. А его мать, забрав дочерей, уехала жить в Лондон. Подальше от беспутного мужа. В 1876 году Бернард Шоу, устав от скучной однообразной работы клерка, перебрался к ним.

«Англия захватила Ирландию. Что было делать мне? Покорить Англию», ‒ шутил великий ирландец.

За покорение Англии Бернард Шоу взялся с невероятным рвением. Он работал театральным и музыкальным критиком, занимался журналистикой и отдавал много сил общественной деятельности.

Молодой человек проникся социал-демократическими идеями и стал одним из самых активных членов Фабианского общества. Политической организации, которая стремилась привести общество к социализму мирными способами.

«Я стал вольнодумцем прежде, чем научился думать», ‒ говорил о себе Бернард Шоу.

Известным критиком Шоу стал очень быстро. Публика обожала его язвительные статьи, меткие сравнения и острый юмор. Саркастичные фразы Бернарда Шоу моментально подхватывали и цитировали. Британский журналист Найджел Рис даже пошутил на эту тему впоследствии: «Во всех сомнительных случаях цитату следует приписывать Джорджу Бернарду Шоу».

Первыми литературными опытами всемирно известного драматурга были не драмы, как логично было бы предположить, а романы. За четыре года он написал их пять, но печатать их в то время издатели отказывались.

Попробовать свои силы в драматургии Бернарда Шоу вдохновили пьесы Генрика Ибсена. Шоу даже написал исследование по творчеству Ибсена, которое назвал «Квинтэссенция ибсенизма».

Свою первую пьесу Бернард Шоу начал писать в 1885 году и закончил в 1892. Называлась она «Дом вдовца» и стала одной из трёх пьес, объединённых драматургом в цикл с провокационным названием «Пьесы неприятные». По словам драматурга, эти пьесы «призваны заставить зрителей взглянуть на неприятные факты».

Пьеса «Дом вдовца» увидела сцену в декабре 1892 года. А вот вторую «неприятную» пьесу под названием «Сердцеед» ни один театр ставить не захотел. Третья пьеса цикла «Профессия миссис Уоррен» и вовсе была запрещена цензурой, потому что в ней Бернард Шоу поднимает тему проституции, совершенно недопустимую в викторианском обществе.

В «Неприятных пьесах» драматург критикует буржуазное общество, показывая, что богатство и благополучие буржуа создаётся отвратительными и бесчестными способами.

Вместе с циклом «Пьесы неприятные» выходит ещё один цикл. Он называется «Пьесы приятные». Думаете, это были лёгкие развлекательные комедии, созданные в противовес первому циклу? Ничего подобного! В «Пьесах приятных» драматург обрушивается на лицемерную мораль викторианского общества, которая скрывает истинную природу отношений в буржуазном мире.

О своём нелёгком пути к признанию Бернард Шоу шутил: «Моя слава росла с каждой моей неудачей». Дело в том, что в эти времена на сценах английских театров ставили Шекспира и лёгкие непритязательные комедии современных драматургов. Революционный подход к драматургии пугал театральных режиссёров.

Первой популярной пьесой драматурга считается антиромантическая и антивоенная пьеса «Оружие и человек», которую часто ставили под названием «Шоколадный солдатик».

Окончательно и безоговорочно успех к Бернарду Шоу пришёл, когда он встретил единомышленников. Ими стали Джон Ведренн и Харли Гренвилл-Баркер, новые руководители лондонского театра «Корт». Их можно назвать английскими Станиславским и Немировичем-Данченко.

Третий цикл пьес Бернарда Шоу назывался не менее интересно: «Пьесы для пуритан». Объясняя название цикла, Бернард Шоу называет себя пуританином в искусстве. Он считает, что пьесы не должны строиться только на любовной линии и эмоциях. Бернард Шоу вслед за Ибсеном провозглашает драму идей. Даже в пьесе «Цезарь и Клеопатра» главным становится не любовь, а политика.

В 1925 году Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе. Официальная формулировка звучала так: «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Разумеется, драматург прокомментировал это в своей манере: «наверно, в знак благодарности за то чувство облегчения, которое испытал мир в этом году, когда я ничего не напечатал».

В 1931 году Бернард Шоу посетил Советский Союз. Драматург был в восторге от страны и того приёма, который ему оказали. Он до конца жизни оставался убеждённым социалистом. Но любовь к России не исчерпывалась только родственными политическими взглядами.

Бернард Шоу очень любил русскую литературу. Он боготворил Чехова, считая его драматургию сильнее и выше ибсеновской. Пьесу «Дом, где разбиваются сердца» Бернард Шоу назвал «фантазией в русском стиле на английские темы». И не скрывал, что она написана под влиянием Чехова. Драматург вёл активную переписку со Львом Толстым и ценил талант Станиславского.

До самых последних дней Бернард Шоу не терял остроты интеллекта и саркастичности. Умер он в 94 года 2 ноября 1950 года. Драматурга хотели похоронить в Вестминстерском аббатстве, как и Чарльза Диккенса, и других выдающихся английских литераторов. Но Бернард Шоу завещал смешать свой прах с прахом его жены и верной соратницы Шарлотты, с которой они познакомились в Фабианском обществе социалистов и прожили вместе всю жизнь. Выполняя волю драматурга, его прах и прах его жены развеяли над садом их дома в Хартфордшире.

Творческое наследие Бернарда Шоу насчитывает 5 романов, 63 пьесы и бесчисленное количество критических статей, эссе и лекций.

Немецкий писатель Томас Манн так писал о Бернарде Шоу: «В самом деле, Шоу, как всякий самобытный драматург, создал свой собственный язык, такой же, в сущности, нереалистический, как и поющая страсть оперы, ‒ торжественный, утрированный, сгущающий краски, эпиграмматически меткий, не менее риторический, чем ямбы Шиллера, и, как ни странно это прозвучит, столь же патетический ‒ причём под “пафосом” следует понимать не елейность и высокопарность, а лишь предельную выразительность, почти всегда юмористически окрашенную эксцентричность слова; полный остроумия, вызова, афронта разящий парадокс».

Бернард Шоу многое сделал для реформирования театра своего времени. Шоу был сторонником «актерского театра», в котором главенствующая роль принадлежит актеру, его теат­ральному мастерству и его нравственному облику. Для Шоу театр – это не ме­сто увеселения и развлечения публики, а арена напряженной и содержательной дискуссии, кот ведется по животрепещу­щ вопросам, глубоко волнующим разум и сердца зрителей.

Как подлинный новатор Шоу выступил в области драмы. Он утвердил в английском театре новый тип пьесы - интеллектуальную драму, в которой основное место принадлежит не интриге, не острому сюжету, а напряженным спорам, остроум­ным словесным поединкам героев. Шоу называл свои пьесы «пьесами-дискуссиями». Они будоражили сознание зрителя, заставляли его размышлять над происходящим и смеяться над нелепостью существующих порядков и нравов.

Бернард Шоу – это писатель парадокса. Отдавая предпочтение комедии, Шоу в своем творчестве редко придерживается принципов только комедийного жанра. Комическое в его творчестве легко сочетается с трагическим, смешное – с серьезными размышлениями над жизнью.

Бернард Шоу создаёт новое направление в драматургии – так называемую интеллектуальную драму, хотя начинал в русле новой драмы.

Основой пьес «новой драмы» являются общественные противоречия, причиной которых становится как несовершенство самого человека, так и несовершенство социальной системы. Дискуссия возникает из-за того, что каждый человек по-своему воспринимает окружающую действительность и свое положение в ней. И именно это разнообразие взглядов дает возможность автору со всех сторон и в полной мере осветить затронутую в пьесе проблему.

Шоу выдвигает требования интеллектуальной драмы:

1) считать, что в основе спектакля должно быть столкновение мировоззрений, процесс мысли (драма-дискуссия Ибсена),

2) делить людей на немыслящих филистеров, идеалистов, заблуждающихся и реалистов.

В интеллектуальной драме главным становится столкновение идей и убеждений, борьба идеологий. И эта борьба должна основываться на самых острых и злободневных вопросах общества. Интеллектуальную драму ещё называют пьесой-дискуссией.

Конфликт в интеллектуальной драме должен быть между реалистом и идеалистом, столкновение между ложной и правдивой идеологиями или столкновение двух ложных идеологий. Идеалисты могут быть приятные и неприятные. Реалист – положительный герой. Реалисты – это люди, не питающие никаких иллюзий, никаких идеалов, это люди практики. Создание такого образа он и попытался выполнить в своем творчестве.

Бернард Шоу отрицает идею катарсиса, которая была основой драматического искусства ещё со времён «Поэтики» Аристотеля. Английский драматург обращается прежде всего к интеллекту, а не к чувствам.

В центре всех пьес Шоу – столкновение враждебных идеологий. Он охватывает в своих произведениях широчайший круг проблем: война, религия, право, патриотизм, политика, капитализм, эксплуатация, проституция, буржуазный брак и т.д. Его «драмы идей» ищут новых путей для обобщения важнейших закономерностей.

Стоит отметить, что Шоу не исследует психологию своих персонажей, а занимается изучением и развитием их мыслей, заставляет их обсуждать жгучие проблемы действительности и раскрывает их интеллект в ходе споров, дискуссий. Главной целью пьес драматурга было создание такого конфликта, который бы нашел свое отражение в столкновении различных мнений, идей, взглядов. Костелянец Б.О. отмечал, что для Шоу была «важна борьба идей, межличностная дискуссия». Шоу обращал внимание на то, что для каждого настоящего драматического произведения необходимо активное развитие конфликта, в процессе которого раскрываются и сталкиваются разные характеры. Драматург понимал, что без борьбы не может быть действия и самого драматического произведения. В раскрытии жизненных разногласий автор видел основную задачу своего творческого метода. Как писала Образцова: «Шоу внёс дух полемики в самый строй своих драматических произведений. Дискуссионность - основа построения его пьес, создания образов, решения конфликта, развития диалогов».

Как отмечал сам Шоу, конфликт в новых пьесах основывается не на вульгарных человеческих склонностях, а вокруг столкновения разных идеалов. И это столкновение находилось в центре внимания драматурга, его читателей и зрителей. При всем этом стоит обратить внимание на то, что возникший конфликт не представляет собой противостояние добра и зла, в нем нет злодеев или добродетелей, так как такое деление «годно лишь для дешевой драмы с героем и злодеем, где абсолютизирована одна определенная точка зрения». Интеллектуальная пьеса теряет свой смысл, если в ней представлен односторонний взгляд на какие-либо истины.

Герои драматических произведений полемизируют между собой, отстаивая свои точки зрения, кодексы поведения, различные теории. Шоу интересовали столкновения разных мнений, диспуты, в которых сталкиваются непримиримые противники, использующие разные аргументы для решения одной проблемы. Именно здесь и раскрывается характер «интеллектуальной пьесы», в которой «рассматриваются самые разнообразные, идейные, политические, социальные, этические проблемы» современности.

Персонажи Шоу совсем не лишены способности чувствовать, они также, как и обычные люди, способны любить и ненавидеть, радоваться и сокрушаться, верить и разочаровываться. В них можно найти все разнообразие человеческих эмоций. Характеры, которые создает автор, можно назвать неповторимыми и оригинальными. В этом смысле они несут в себе черты личности драматурга. В большинстве своем персонажи его пьес умны и мудры, способны грамотно вести споры и дискуссии. Но помимо таких героев, у Шоу можно встретить также и простаков благодаря которым выявляются заблуждение, ограниченность, скудоумие, которые встречаются в любой среде. В пьесах Шоу не всегда присутствуют те герои, которые представляют взгляды автора. Зачастую он дает важные аргументы тем персонажам, которых читатель может посчитать отрицательными и оставляет их точки зрения без опровержения. Для Шоу характерно использование чрезвычайной контрастности действующих лиц. Он любит противопоставлять добросовестность и бесчестие, силу и уязвимость, энергию и пассивность. При создании характеров, являющихся носителями идей самого автора, он не использует их идеализирование. Любого такого героя он наделяет или смешными чертами, или слабостями, то есть недостатками, которые не позволяют им превратиться в носителей новых идей.

Шоу в своей работе «Квинтэссенция ибсенизма» создает условную типологию героев, основой которой является отношение человека к идеалам. Он делит всех персонажей на «идеалистов», «реалистов» и «филистеров».

«Идеалист», по мнению Шоу, это человек, который создал себе убежище среди идеалов по причине ненависти и чувства стыда к себе. А идеалами считаются факты действительности, которые скрываются под масками.

«Филистер» же является ограниченным, беспечным и имеющим узкие взгляды на действительность.

«Реалист» же смел, уверен в своей «жизненности и силе своей воли», а идеалы считает пеленками «из которых человек вырос и которые нещадно стесняют его движения». И именно «реалист», свободный от предрассудков и условностей окружающей его реальности, является идеалом для Шоу.

Таким образом, деление персонажей на описанные выше три категории создают почву для возникновения дискуссии на фоне столкновения различных мнений, точек зрения, идей.

Как говорилось ранее, такой прием как «парадокс» на рубеже XIX-XX веков становится основополагающим принципом построения драматического произведения. И в пьесах Шоу этот принцип также нашел свое отражение. Активное использование парадокса как способа обличения несоответствия видимости и реальности – существенная особенность драматургического метода Шоу. Парадоксальное раскрытие характеров героев, ситуаций наложило свой отпечаток на структуру его драм и особенности его письма. В осуждении существующего уклада жизни, в раскрытии несостоятельности моральных установок, в срывании покровов с тайн буржуазных истин скрывался решительный заряд парадоксов Шоу. Парадоксы Шоу раскрывали «мнимую благопристойность общепринятых представлений, акцентировали их несостоятельность, абсурдность».

И, действительно, парадоксы разоблачали двусмысленность современной жизни и раскрывали истинный смысл явлений, противоречий и конфликтов. Но автор не расценивал пороки действительности как некую трагедию, а раскрывал нелепость современных порядков и выступал против законов прописной морали, а главным оружием в этой борьбе считал парадокс, то есть то мнение, которое расходится с тем, что считается само собой разумеющимся.

Парадоксальность становится источником для развития дискуссий между людьми. Парадоксальные ситуации в пьесах Шоу часто носят гротесковый характер. Парадоксальными можно назвать и идеи пьес. Раскрывая одну, на первый взгляд, основную идею произведения, автор предлагает другую, которая абсолютно переворачивает предыдущую.

Шоу использует модель ретроспекции.

В связи с этим Шоу можно назвать смелым и наблюдательным автором, он умел увидеть в новом ракурсе привычные для окружающих события. Он замечал несоответствия там, где обычно большинство считает все соответствующим норме. Драматург умело создает такие ситуации, в которых, казалось бы, обычное для современного общества положение предстает в абсолютно непривычном виде. Это делается для того, чтобы расшевелить зрителя или читателя, показать ему всю сущность противоречий действительности подвергнуть сомнению основы существующего строя. На первый взгляд, полной парадоксов предстает перед нами и речь героев, но потом становится ясным, что она в большей степени выражает истину, чем многие общепринятые мнения. Полными парадоксов можно назвать и действия персонажей пьес, отличные от общепринятых норм. К примеру, в первой пьесе Шоу «Дома вдовца» оказывается, что всеми уважаемые люди получали свои доходы нечестным путем. А в «Ученике дьявола» священнослужитель превращается в бунтаря, а безбожник идет на смерть за другого. Люди, чтящие закон, вдруг идут против него, преступники же творят добро, мудрые совершают глупые поступки, а из уст глупцов мы слышим разумные вещи - все это мы можем встретить в пьесах Шоу. И такая парадоксальность становится источником для развития дискуссий между людьми. Парадоксальные ситуации в пьесах Шоу часто носят гротесковый характер. В большинстве случаев это «предполагаемые» ситуации и зачастую предположения драматурга содержат истинное предвидение реальных исторических событий. В остальных случаях сатира Шоу исполнена язвительным и едким сарказмом из-за того, что безоговорочно важное и исторически целесообразное в реальности не случилось и не могло случиться. Возникновение парадоксальной ситуации провоцирует активное ее обсуждение, в которое вовлечены все герои драматического произведения. Такая ситуация впоследствии тревожит читателя, вызывает у него острое чувство тревоги и недоверия ко всему происходящему, заставляет его активизировать свое мышление и в итоге самому прийти к постижению истины. Таким образом, парадоксы Шоу несут, несомненно, интеллектуальный характер. Они занимают важное место в раскрытии идеи произведения, философской концепции драматурга. Также парадоксальными можно назвать и идеи пьес. Раскрывая одну, на первый взгляд, основную идею произведения, автор предлагает другую, которая абсолютно переворачивает предыдущую.

Английский драматург умел быть веселым, забавным, иногда даже вызывающим, что давало повод читателю «рассматривать его чуть ли не как потешника и скомороха, как шута и клоуна и невозможного парадоксалиста», шутки которого, на первый взгляд, не содержат истины. Но в его шутках содержится горечь истины, его юмор – серьезен, а в его парадоксах содержится «запал взрывчатки» Для Шоу юмор – это оружие, направленное в одну цель и его намерения весьма серьезны. Высмеивая стремление охотников к наживе, автор подвергал сомнению и критике положение того общества, которое они представляют. Ирония и смех Шоу далеко не безобидна и стремится к совершенствованию условий человеческого существования.

Стоить отметить, что в своих пьесах Шоу, также как и Ибсен, использует модель ретроспекции. Автор обращается к этому приему «с целью разоблачения пороков современного общества» и с помощью него глубоко раскрывает характеры и судьбы героев.

Немалая роль в произведениях «новой драмы» Шоу отведена ремаркам. Нередко его пьесы начинаются с вводных и развернутых ремарок, в которых описывается место действия, а также представлена характеристика действующих лиц. Именно они вводят читателя в конкретную ситуацию, описывают реально существующую страну, дом, комнату, которая обустроена согласно вкусам и предпочтениям людей той эпохи. Если в предисловиях действие раскрывается «почти беспредельно» и связывается с проблемами огромного масштаба, то в ремарке мир наоборот сужается до минимальных размеров для того, чтобы показать людям, что все, о чем говорит автор, является абсолютно реальным и даже обычным. «Словно взглянув сначала в телескоп на весь мир сразу, мы вооружаемся затем микроскопом, чтобы сосредоточить своё внимание на мельчайших подробностях отдельно исследуемого объекта».

Ремарки перестают быть просто служебными и напрямую становятся связанными с речью героев, его эмоциональным состоянием. Они отражают характер и мотивы поступков персонажей, позволяют автору вывести его далеко за пределы событий, изображаемых на сцене, участвовать в споре, дискуссии и отстаивать свою позицию. И они, в сущности, обращены не к режиссеру или актеру, а к самому читателю. Автор использует ремарки, поясняющие действия героев, передающие его отношение и позицию к описываемому явлению. Ремарка у Шоу раскрывает отношение человека к обществу, его идеям и ценностям, четко следит за ходом мысли персонажа, обнаруживает противоречие между реальностью и созданной иллюзией, между словами и действиями, раскрывая современное сознание и срывая маски лицемерия и лжи. Кроме того, ремарки неразрывно связаны с диалогом, они поддерживают его, придают нужный автору психологический контекст и подчеркивают интонационную сторону речи персонажей. Они используются для описания интерьера, пейзажа, обстановки, окружающей героя, которые также играют немаловажную роль в раскрытии и внутреннего мира персонажа. Ремарки помогают наиболее ярко и точно раскрыть образ героя, рисуют его психологический портрет, открывающий перед читателем его особенности и определенные черты его характера. При помощи них читатель погружается не столько в само действие, сколько в мир таящихся за ним мыслей, доводов, сопоставлений. Ремарки подготавливают читателя к развитию событий, создают нужную атмосферу, помогают избегать отсутствия связей между сценами и являются важными связующими звеньями между автором и героями, предисловиями и действиями. Обращаясь к ним, Шоу стремится более активно ввести своего читателя в общественную и политическую атмосферу пьесы для того, чтобы в полной мере раскрыть ее замысел. Таким образом, ремарки являются и важным структурным элементом в пьесе. Они придают особый тон драматическому произведению и выполнены, как правило, в характерной для автора парадоксальной форме.

Драматические произведения Шоу примечательны тем, что их сцены, полные ураганной силы вдруг сменяются моментами мгновенной тишины, как кратковременной, так и более длительной. Такое чередование появляющихся в ходе действия вспышек и следующего за ним затишья весьма характерно для произведений драматурга и их структуры. Паузы очень точно и красочно передают как напряженность определенных моментов, так и стремительность действия. Они нередко подчеркивают смятение и потрясение героев или же их неготовность и невозможность сказать что-либо.

Основной задачей объёмных предисловий является раскрытие идейного замысла произведения.

Отличительной чертой в произведениях Б. Шоу является отсутствие традиционной развязки.

Для Шоу характерно использование чрезвычайной контрастности действующих лиц. Персонажи его пьес умны и мудры, способны грамотно вести споры и дискуссии.

Шоу обновил и оживил театральное и литературное искусство конца XIX-начала XX в., поставил всех перед лицом действительности, обнажил перед публикой глобальные и ощутимые пробелы в картинах выдуманного мира.

Таким образом, активные поиски новых жанровых и композиционных форм, способов воплощения художественного замысла стали важнейшей тенденцией в как творчестве Бернарда Шоу, так и в развитии драматургии Англии конца XIX-начала XX в.

Творчество Шоу публицистично, ибо его драмы стали рупором общественной и политической мысли. Он не только великий новатор в области формы, но и реформатор общественно-этических понятий и принципов. «Неистовый ирландец» утвердил новый тип интеллектуальной драматургии, в которой акцент делается на напряженных словесных поединках, диспутах, спорах. До сегодняшнего дня эти творения будоражат сознание зрителя и читателя, ибо Шоу вывел английский театр из тупика, открыл путь социальной проблематике, стоял у истоков сатирической драматургии XX в.

Бернарда Шоу называют самым цитируемым писателем мира, рекордсменом по опубликованным в разных сборниках афоризмам, мудрым мыслям и анекдотам. При том, что сам он признавался: «Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее».

ü Основные выводы

Б. Шоу выступил новатором в области драмы. Он утвердил в английском театре новый тип пьесы – интеллектуальную драму.

Интеллектуальная драма – пьеса, в которой главным являются не сюжетные повороты, а напряженные споры и остроумные словесные поединки персонажей.

В интеллектуальной драме главным становится столкновение идей и убеждений, мнений, взглядов, идеалов, борьба идеологий, которая должна основываться на самых острых и злободневных вопросах общества – идейных, политических, социальных, этических проблемах современности.

Конфликт в интеллектуальной драме принимает дискуссионный характер.

Шоу делит всех персонажей на «идеалистов», «реалистов» и «филистеров».

До встречи на занятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: