Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса старших дошкольников в процессе проектной деятельности
1.1. Проблема проектной деятельности
в психолого-педагогической литературе
Н.Н. Сандалова отмечает, что сегодня в образовании происходят изменения, способствующие формированию новых принципов личностно-ориентированного образования, основанные на индивидуальном подходе. Также в дошкольных образовательных организациях применяются новые методы обучения, способствующие:
…
Таким образом, вопросы применения проектной деятельности в образовательном процессе рассматриваются многими исследователями; под проектной деятельностью понимаются разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, осуществляемые как самостоятельно, так и под руководством воспитателей.
Особенности формирования познавательного интереса старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
….
Таким образом, составляющими критериями познавательного интереса старших дошкольников Ю.Ю. Березиной являются: интеллектуальный (возникновение у старших дошкольников вопросов об окружающем мире); эмоционально-волевой (проявление эмоций в процессе познания, связанных с познанием; проявление волевых усилий в процессе познания); процессуальный (исследовательский подход при решении познавательных задач). Разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к окружающему миру. Устойчивость интереса - залог положительного и активного отношения детей к процессу воспитания, основа полноценного усвоения знаний.
Роль проектной деятельности в развитии познавательного интереса старших дошкольников
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности как важного этапа в общем развитии человека является приоритетной задачей государства.
…
Таким образом, метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру; метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса старших дошкольников в проектной деятельности
Диагностика уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Изучение уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ д/с 11 "Берёзка" г. Кулебаки Нижегородской области. В эксперименте приняли участие 10 воспитуемых в возрасте 5-7 лет.
….
Следовательно, для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста необходимо применять специально разработанную систему работы по формированию познавательного интереса старших дошкольников в проектной деятельности.
Содержание работы по использованию проектной деятельности в формировании познавательного интереса старших дошкольников
Работа по формированию проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста проводилась она основе проекта на тему «Меры длины».
….
Результаты опытно-экспериментальной работы
После проведения работы по формированию познавательного интереса старших дошкольников в проектной деятельности с использованием предложенного дидактического материала была проведена повторная диагностика по тем же методикам.
……
Заключение
Изучив теоретические основы формирования познавательного интереса старших дошкольников в процессе проектной деятельности, мы пришли к следующим выводам.
…….
Список источников и литературы