Понятие «анимация» в социально-культурном сервисе и туризме




 

Анимационную деятельность в туризме следует рассматри­вать в контексте культурно-досуговой деятельности вцелом. Досуг и рекреация в самом широком смысле сопрягаются с обшир­ными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека. Досуг определяется, как возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Досуг необходим людям для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности. Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески. Рекреационные и туристические ресурсы являются ресурсами для разных видов деятельности во время досуга. Изучение туризма и рекреации расширилось и переплелось в понятийном аппарате и методическом инструментарии, что позволяет определять их как взаимосвязанные понятия, которые во многом детерминированы категорией «досуг».

Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего, в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).[14]

Понятие досуга распадается на четыре основных группы:

- д осуг как созерцание - связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.

- д осуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.

- д осуг, как свободное время, время выбора - это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности, связанной с работой или не связанной с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

- д осуг интегрирует три предыдущих концепции - стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах, описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятие времени и отношение к времени. [2]

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (aniта - ветер, воздух, душа; animatus - одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.

Анимационная деятельность выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, по­рождает у них новые потребности и прежде всего потребность в творчестве.

Получив ночлег и питание, турист также хочет получить над­лежащую долю развлечения. Развлечения, активные и пассивные, – непременный элемент тура и зависят от направленности и вида путешествия. Перечень видов развлечений зависит от националь­ности туриста, соблюдаемых им традиций и привычного образа жизни, но есть общие виды развлечений, легко воспринимаемые любыми группами туристов, и специфики анимационных объектов.

Чаще всего развлечения построены на организации экскурсий на объекты туристского интереса (музеи, исторические памятни­ки), обзорных экскурсий по городу или местности, наблюдении природных явлений или красивых ландшафтов, иных познаватель­ных или развлекательных мероприятий (например, посещение магазинов или игорных заведений). На курортах и в хороших оте­лях нанимаются специальные группы аниматоров, чаще всего из числа талантливой молодежи и студентов, которые активно раз­влекают туристов.

Анимация - это своеобразная услуга, преследующая цель - повышение качества обслуживания, и в то же время - это свое­образная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых, тоже преследующая цель - продвижение туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизиеса. Гостиничная анимация является одним из эффективных средств привлечения гостей в отель. Она влияет и на позитив­ную оценку работы отеля в целом. Это своеобразные дополни­тельные услуги клиенту, цель которых пробудить в нем поло­жительные эмоции, почувствовать удовлетворение от отдыха и желание приехать в этот отель еще раз. Туристская анимация - это туристская услуга, при оказа­нии которой турист вовлекается в активное действие. Основана на личных контактах аниматора с туристами, на совместном участии их в развлечениях, предлагаемых анимационной про­граммой туркомплекса. Это разновидность туристской деятель­ности, осуществляемой в туркомплексе, отеле, круизном тепло­ходе, поезде, которая вовлекает туристов в разнообразные меро­приятия через участие в специально разработанных программах досуга. Туристская анимация - это наиважнейшая часть совокуп­ной деятельности на туристском предприятии, выражение высокой степени ее профессионализма, важнейшая составная часть турпродукта. Поэтому, как и всякая другая деятельность на туристском предприятии, анимация должна быть планируе­мой, четко регламентируемой, организационно управляемой и обеспеченной материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами. Конечной целью туристской анимации является удовлетво­ренность туриста отдыхом - его хорошее настроение, положи­тельные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции туристской анимации. Таким образом, значение туристской анимации заключает­ся в повышении качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта; увеличении количества постоянных кли­ентов и спроса на турпродукт; повышении нагрузки на матери­альную базу турпредприятия, а следовательно, и в повышении эффективности ее использования, доходности и рентабельности туристской деятельности.

Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связано с мно­гообразием существующих форм и программ досуговой анима­ционной деятельности. Это разнообразие сказывается не только в гостиничном бизнесе, при формировании туристских маршру­тов, но и вообще в организации досуга людей в современной жизни: в странах, городах, городских управах и муниципалите­тах, в парках, клубах и ассоциациях, в организациях и учебных заведениях. Поэтому можно говорить об анимационных про­граммах городских и муниципальных, клубных и парковых, производственных и учебных заведений (детских, юношеских, студенческих, для пенсионеров, семей, инвалидов, для нацио­нальных меньшинств и т. д.).

Рекреационная анимация - вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жите­лями. Это дает нам право утверждать, что понятие «рекреаци­онная анимация» шире, чем понятия «туристская анимация» и «гостиничная анимация». Туристская и гостиничная анимации тесно связаны с рекреа­ционной, так как главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах и санаториях, так и в специализирован­ных анимационных турах заключается в оздоровлении отды­хающих, отвлечении их от повседневных забот, в повышении настроения, т. е. в восстановлении жизненных сил и энергии. Туристская анимация - это разновидность туристской дея­тельности, осуществляемой на туристском предприятии (тур­комплексе, отеле) на транспортном средстве (круизном тепло­ходе, поезде, автобусе и т. д.) или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т. д.), кото­рая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через уча­стие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация - это туристская услуга, при ока­зании которой турист вовлекается в активное действие.

При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как национальность, возраст, пол, чис­ленность (индивидуальная, групповая, массовая), а также актив­ность участия туристов.

Туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных про­грамм в общей программе путешествия (в турпродукте):

1. Анимационные туристские маршруты - це­левые туристские поездки ради одной анимационной програм­мы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анима­ционной услуги (программы) к другой, которые предоставляют­ся в разных географических точках.

В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа является ценообразующим фактором в турпродукте. Обычно такие програм­мы предназначены для индивидуалов или однородных турист­ских групп, объединенных общим интересом (профессиональ­ным, хобби).

К таким анимационным программам относятся: культурно-по­знавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, искусствоведческие и научные, фестивальные, карнавальные и спортивные или, например, тур­поездки по казино-центрам, расположенным в разных странах, организованные для любителей игры в казино. Примеры целей туристских анимационных маршрутов приведены в таблице 1.1.

2. Дополнительные анимационные услуги в тех­нологических перерывах - программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, и действующие в обстоятельствах, обусловленных переез­дами, задержками в пути и в случаях непогоды (при организа­ции спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курор­тах), а также в случае отсутствия снега на горнолыжных курор­тах и т. д.

3. Гостиничная анимация - комплексная рекреа­ционная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом и совместном их участии в развлече­ниях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса. Преследует цель реализации новой философии гостиничного обслуживания - повышения качества предоставления услуг.

В анимационном сервисе можно выделить несколько видов анимации в соответствии со спецификой удовлетворения потребностей человека:

анимация в движении - удовлетворяет потребность человека в движении в сочетании с приятными переживаниями;

анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми интересными людьми, обмен жизненным опытом, в открытии внутреннего мира людей и познание себя через общение;

анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой;

культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно - историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

Программное анимационное воздействие на человека во вре­мя его отдыха в той или иной мере способствует сохранению и восстановлению его здоровья: соматического, физического, психического, нравственного. Эти компоненты здоровья и определяют соответствующую условную типологию направлений и программ туристской ани­мации:

- спортивные анимационные программы предназначены для туристов, увлекающихся тем или иным видом спорта и при­ехавших в спортивно-туристский комплекс для занятий спортом по определенной системе тренировок в сочетании с отдыхом.

- спортивно-оздоровительные программы отличаются от спортивных тем, что они рассчитаны на туристов, любителей спорта и активного отдыха, для которых туркомплекс - это единственное место и возможность восстановления сил и здоро­вья через активные физическое нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха.

- спортивно-развлекательные программы ориентированы на туристов любого возраста. Они строятся на вовлечении тури­стов в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания.

- спортивно-познавательные программы строятся на при­общении туристов к духовно-нравственным ценностям в про­цессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии).

- экскурсионные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают туристам приобрести различные умения и навыки (в плавании и других различных видах спортивных занятий, ремесел).

- культурно-познавательные анимационные программы тур­комплекса строятся на приобщении туриста к культурно-исто­рическим и духовным ценностям нации, страны, местного насе­ления и включают: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии, встреч с известными деятелями культуры. Некоторые из этих программ зависимы от платежеспособности туристов, уровня их интел­лектуального развития.

- приключенческо-игровые анимационные программы стро­ятся на соприкосновении туриста с интересным, волнующим, необычным (например, участие в ролевых играх и конкурсах,

посещении пещер, пиратской вылазке, вечере народных преда­ний и легенд, ночном походе, ночном спуске на горнолыжном курорте, з тематическом пикнике). Эти программы имеют спрос независимо от возраста, пола, национальности, образования отдыхающих.

- любительские (творческо-трудовые) анимационные про­граммы строятся на привлечении туристов к творчеству, со­творчеству, состязанию в изготовлении местных поделок, что вызывает у них интерес к национальным особенностям местного населения. После участия в такой программе гость отмечает, что он научился общению на местном национальном языке, по­знакомился с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т. д. Формы проведения этих программ могут быть самыми разнообразными: аукцион поделок из природ­ных материалов, конкурс любительской фотографии, фестиваль авторских стихов и песен, концерт вокальных и инструменталь­ных исполнителей, выставка детского рисунка, песочной скульптуры и т. д.

- зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, выставки, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцеваль­ные вечера, концерты художественной самодеятельности и т. д.

- а нимационные программы типа «общение по интересам» являются по сути дела комбинациями из упомянутых программ, однако здесь необходимо уделить больше внимания той непри­нужденной, ненавязчивой, комфортной обстановке, которая располагала бы к общению соответственно интересам, желани­ям, темпераментам, национальностям и т. д.

При организации анимации, учитывая особенности, прису­щие различным возрастным категориям отдыхающих на турист­ских объектах, можно предлагать следующие формы досуговой деятельности:

1. Дошкольный возраст занимает место между ранним и младшим школьным возрастом (от 3 до 6-7 лет). Его еще называют "возрастом игры", поскольку именно игра является ведущей деятельностью этого возраста. В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами. Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр.
В этом возрасте. ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением или образом. Образ поведения и образ результата действия становятся образцами и регуляторами в собственной деятельности ребенка. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитывается внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер. Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения подобных мероприятий позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка.

2. Школьный возраст. Классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н.С. Карпова Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

I этап – дети от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации - всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап – дети 11-13 лет, им чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности, игры на восприятие друг друга, спортивные игры, туризм, вечеринки, праздники,
• встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), мероприятия по зарабатыванию каких-либо благ, драматизация.

III этап – дети 14-17 лет. В этом возрасте у подростков формируется чувство идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя; происходит определение жизненных целей личности, складывается мировоззрение осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытно товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать, различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом запросов и интересов. Это могут быть: вечера современной музыки, авторской песни, диско-шоу, спортивные игры, дискуссии, тренинги; всевозможные формы общественно-полезной деятельное (благотворительные акции; выезды с концертными программам целевые экспедиции – этнографические, экологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

3. Молодежная группа. К этому периоду жизни юноши и девушки становятся физически зрелы­ми, формируются их характеры и мировоззрения. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности. К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Основными видами деятельности этого периода являются учеба и произво­дительный труд, которые требуют большого напряжения сил. Но энергии и задора в этом возрасте не занимать, поэтому в досуговую программу для молодых людей можно вклю­чать: КВНы, вечера и дискотеки, аукционы, ярмарки и театраль­ные представления, фестивали и шоу, спартакиады, олимпиады и диспуты, походы, а также игры по типу телевизионных: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Колесо ис­тории» и др. На туристском рынке для молодых людей существуют две наиболее часто встречающиеся подгруппы: молодые одиночки и молодые семьи без детей. Большинство одиночек - это моло­дые люди, не обремененные заботами и затратами на воспита­ние и образование детей, предпочитающие тратить свои средст­ва на отдых, путешествия, обеды в ресторанах и на веселую жизнь. Одиночкам свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление к успеху в профессиональной деятель­ности, повышенные требования к комфорту и качеству жизни, индивидуализм. Они много внимания уделяют организации сво­его свободного времени, стремясь в полной мере наслаждать­ся жизнью. Молодые одинокие люди больше путешествуют, по сравнению со своими ровесниками. (Гаранин, Булыгина)

3. Люди среднего возраста. Рональд Кесслер считает: «Все говорит о том, что средний возраст – это лучшее время жизни. Человека еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и он уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь его, сможет ли он когда-нибудь добиться успеха в своей работе. Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. Реан А.А. в своих трудах говорит о том, что в этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью. Несмотря на снижение психофизических функций, средняя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных периодов в творчестве человека, тем более если его деятельность связана с гуманитарными знаниями. По его мнению, желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей.
Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте.
В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной. В связи с этим д ля людей среднего возраста, трудоспособных, стремящих­ся отдохнуть от повседневной работы, подойдут более спокой­ные мероприятия: светские салоны и конкурсы (красоты, юмора, песен и пр.), литературные гостиные и творческие вечера, бан­кеты, презентации и концерты.

4. Пожилые люди. Основная задача развития личности в пожилом возрасте представляется как адаптация к двум одновременно протекающим процессам - индивидуальному возрастному развитию и развитию общества. Адаптация к старению заключается в преодолении психологического кризиса, приспособлению к изменению социального статуса и социальных ролей, а также физическим изменениям. Культурно-досуговая деятельность способна наполнить жизнь пожилого человека смыслом, предоставить возможности для творческой деятельности и самореализации, для улучшения психологического, социального и физического самочувствия. Развивающий потенциал досуга в пожилом возрасте реализуется посредством деятельности, направленной на освоение ценностей культуры и включение в социальную жизнь, и обеспечивается совокупностью функций, содержания и педагогического взаимодействия, соответствующих особенностям развития в пожилом возрасте.

Необходимым условием осуществления деятельности, направленной на культурное развитие и социальную активность, является культурно-досуговая среда. Она, по мнению Колик Г., должна максимально обеспечивать возможности для осуществления адаптации пожилого человека и среды, а именно: обеспечивать включение в культурно-досуговую деятельность людей пожилого возраста и обладать адаптивностью к их интересам и потребностям. В связи с этим пожилым людям можнопредло­жить такие формы проведения досуга, как посиделки, чаепития, вечера (старинной музыки, романса, воспоминаний), обсуждение литературы, занятия творчеством и.т.п. В этом возрасте имеется уже большой жизненный опыт, приобретены бесценные навыки, которыми люди этого поколения стремятся поделиться с молодежью, поэтому представляется уместным предложить им показать свое мастерство (поделки), высказать свое мнение, передать накопленные знания.

Также для того, чтобы удачно составить анимационную программу, необходимо определиться с рядом критериев, а именно:

• жанром, при котором создается особая атмосфера для зрите­лей (драма, клоунада, мюзикл и т.д.). При этом номера и фраг­менты должны сочетаться таким образом, чтобы сложилась еди­ная картина и связанная структура элементов данного представ­ления;

• названием данного представления, которое создает настрой и раскрывает его суть;

• сценарным планом, в котором обозначен перечень элемен­тов, фрагментов, событий в процессе их развития, персонажей, их отношения и движения; обязательно должна быть завязка, куль­минация и развязка;

• сценарием, т.е. детализацией пунктов сценарного плана, а также литературной частью – проработкой монологов и диало­гов, изучением речевого стиля;

• режиссерским планом – переводом литературы на язык дей­ствия (если это постановка по мотивам литературного произведе­ния), составлением и координацией непрерывной действенной цепочки, работой с техникой, светом и звуком.

В процессе создания анимационной программы также необходимо учитывать место проведения мероприятия, национальность участников программы, территориальный охват и др. Для того чтобы удовлетворить потребности гостей раз­ных национальностей, возрастов, достатков и возможностей (физических, интеллектуальных и т. д.), программы анима­ции должны меняться на протяжении всего сезона по содер­жанию, интенсивности, времени проведения и по другим па­раметрам. Анимационные программы в значительной мере зависят от размера отеля, его месторасположения, функциональной ориентации, имеющихся возможностей (в том числе по спек­тру оказываемых дополнительных услуг), а также от профес­сионализма и степени универсальности тураниматоров, от их таланта. Качество и объем выполняемых анимационных программ в туркомплексах, отелях определяются в существенной степени наличием требуемого персонала и в целом - эффективностью анимационного менеджмента. В небольшом отеле анимационными программами может за­ниматься один человек - менеджер туранимации, в туркомплек­се среднего размера - отдел (служба) туранимации, а в крупных курортных и клубных туркомплексах - специализированные анимационные центры (центры досуга). Качество анимационной программы связано, как правило, с интересными режиссерскими находками, богатым арсеналом сце­нографических, музыкальных, пластических, речевых, светотех­нических приемов в разработке и реализации анимационных про­грамм.

 

Содержание культурно-досуговой деятельности

Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:

♦ непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

♦ осмысление человеком воспринимаемой информации, художе­ственных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;

♦ его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать по­ложительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, по­лучить качественный сервис — словом, добиться тех состояний, кото­рые связаны с рекреационным эффектом. В содержании культурно-досуговой деятельности выделяют следующие аспекты:

1.Для огромного числа людей источником положительных состояний становятся позитивные сенсорные впечатления и эмоции. У подавля­ющего числа людей такие впечатления и эмоции складываются в ре­зультате движения и физических нагрузок на свежем воздухе, восприя­тия приятной для глаз природно-ландшафтной среды, глубокого ночно­го сна. Особая разновидность досуга, вызывающая положительные сенсорные состояния, связана с поглощением разнообразной, красиво поданной и вкусной пищи, пребыванием в эстетически привлекатель­ном пространстве, комфортном помещении. Перечень положительных сенсорных впечатлений отображает предпосылки для рекреационного эффекта, которые люди обычно стремятся обрести в течение как крат­ковременного, так и долгосрочного досуга.

2. Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, свя­зан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. В качестве примера сошлемся на до­суг верующих людей, членов политических организаций или общественных движений. Верующие люди нередко используют отпускное время на паломнические поездки, на участие в жизни церковного прихода, обряды Люди, увлеченные общественной деятельностью, способны посещать свободное время политические мероприятия, для того, чтобы на конференциях, форумах, демонстрациях протеста заявить о своих целях, обсудить актуальные задачи движения.

3. Обращение человека к лю­бимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреаци­ей в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохра­нять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъе­ма, самореализации. Они весьма многообразны и вариативны. Такие за­нятия различаются по характеру, содержанию, формам проведения: кол­лекционирование спичечных коробков или изобретательство, вышивание или рыбалка, сочинение стихов или игра в домино с соседями. Диапа­зон содержательных направлений, индивидуальных предпочтений в та­ких занятиях исключительно велик. В наше время он еще более расши­ряется за счет появления новых увлечений, связанных с техническими возможностями, современными реалиями жизни.

В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные возможности.

4. Еще одна разновидность содержательного досуга связан­на с обращением и осмыслением профессионального искусства и на­родной культуры (своей или чужой). Это одна из наиболее устойчивых и масштабных разновидностей досуговой деятельности, способная вы­полнять множество рекреационных функций, притягивать к себе масш­табные аудитории в разные исторические периоды у разных народов.

Остановимся на восприятии произведений искусства. Люди обра­щаются к искусству по-разному — с неодинаковыми целями, затрачи­вая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлека­ют его в наибольшей степени. Одни группы аудитории искусства относят­ся к сторонникам получения художественных впечатлений от живого творческого процесса или от оригинальных произведений искусства в театре, Филармонии, музее, выставочном зале и др. В этом ряду выделяются поклонники известных артистов, певцов, музыкантов-исполнителей.

Другие любители искусства реже взаимодействуют с авторами и ис­полнителями разных произведений, так ка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: