Исследование психической работоспособности оператора. Методические указания. Изд. ОмГТУ, 1995г
Время МН, 3 августа 2001 г.
Анализ состояния безопасности полетов в организациях ГА, подконтрольных Приобскому МТУ Минтранса России за 2001г
Приложение№1
Экспресс-анализ.
А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П) Запишите результат.
Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочерёдно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?
В. Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?
Теперь посмотрите, что у вас получилось.
ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые
нормы поведения.
ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не мешают решительность и чувство юмора.
ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП- аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчётлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин.Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям.
В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречаеться примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
|
ПЛЛЛ – а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП – один из наиболее распространённых типов.Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но ещё менее настойчив, мягок и наивен.Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддаётся убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый.Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстаёт.
ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам.Энергичен.
ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
Приложение № 2.
Художник или мыслитель.
Ответьте на следующие вопросы. Категорическому отрицанию соответствует
0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в тоже время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку “ за настроение”.
|
1.У меня преобладает хорошее настроение.
2.Я помню то,чему учился несколько лет назад.
3.Прослушав раз-другой мелодию,я могу правильно воспроизвести её.
4.Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
5.Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6. Мне трудно даётся алгебра.
7.Я легко запоминаю незнакомые лица.
8.В группе приятелей я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.
Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1,2,5,8,9 (левое полушарие) и 3,4,6,7,10 (правое полушарие).
1. Если ваш “левополушарный “ (Л) результат более, чем на 5 баллов превышает “правополушарный” (П), то значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы в общем-то, оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно.
Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчёт, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.
Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертёжником…
|
2. П больше Л. Это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.).Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению,-художник, актёр, архитектор, врач, воспитатель.
3. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.
Приложение № 3.
Шкала самооценки
Первая часть вопросов (РТ, пп. I - 20) предусматривает изучение состояния в момент обследования, а вторая - дает ответы на вопросы (ЛТ, пп. 21 - 40), характеризующие постоянные свойства личности.
Для выполнения работы в отчете необходимо в столбик проставить номера вопросов от I до 40. Из шкалы самооценки напротив номера каждого пункта необходимо проставить соответствующую цифру из таблицы, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет, кроме того, каждому испытуемому полезно узнать про себя. Далее представьте соответствующие цифры в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно (пп. 21-40).
№ пп: Состояние | :нет,.это:не так | Пожалуй, так | верно | Совершенно верно | ||||
I. Я спокоен | I | |||||||
2. Мне ничто не угрожает | I | |||||||
3. Я нахожусь в напряжении | I | |||||||
4. Я испытываю сожаление | I | |||||||
5. Я чувствую себя свободно | I | |||||||
6. Я расстроен | I | |||||||
7. Меня волнуют возможные неудачи | I | |||||||
8. Я чувствую себя отдохнувшим | I | |||||||
9. Я встревожен | I | |||||||
10. Я испытываю чувство удовлетворения | I | |||||||
11. Я уверен в себе | I | |||||||
12. Я нервничаю | I | |||||||
13. Я не нахожу себе места | I | |||||||
14. Я взвинчен | I | |||||||
15. Я не чувствую скованности, напряжения | ||||||||
16. Я доволен | I | |||||||
17. Я озабочен | I | |||||||
18. Я слишком возбужден и мне не по себе | ||||||||
19. Мне радостно | I | |||||||
20. Мне приятно | I | |||||||
№ пп: Состояние | Никргда | Иногда | часто | Почти всегда |
21. Я испытываю удовольствие | ||||
22. Я быстро устаю | ||||
23. Я легко могу заплакать | ||||
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как. и другие | ||||
25. Я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение | ||||
26. Я чувствую себя бодрым | ||||
27. Я спокоен, хладнокровен, собран | ||||
28. Ожидаемые трудности очень тревожат меня | ||||
29. Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
30. Я вполне счастлив | ||||
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу | ||||
32. Мне не хватает уверенности в себе | ||||
33. Я чувствую себя в безопасности | ||||
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций | ||||
35. У меня бывает хандра | ||||
36. Я доволен | ||||
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | ||||
39. Я - уравновешенный человек | ||||
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах |
Обработка таблиц (результатов исследования.)
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются отдельно.
РТ = S1 - S2 + 50
гдеS1 - сумма цифр по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 шкалы;
S2 - сумма цифр до пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 шкалы.
ЛТ = S3 - S4 + 35
гдеS3 - сумма цифр по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40 шкалы;
S4 - сумма цифр до пунктам 21,26,27, 30,33,36,39 шкалы.
Рекомендуются следующие критические оценки:
а) не более 30 - низкий уровень тревожности;
б) 31 - 45 - умеренный уровень тревожности;
в) 46 и более - высокий уровень тревожности.
Приложение№4
Определение психической работоспособности.
Для выполнения этой работы необходимы часы с секундной стрелкой (секундомер) и набор трех- или четырехзначных чисел.
Экспериментатор сообщает испытуемому, что после названия трех- или четырехзначного числа он должен быстро сложить его составные части, в уме определить, делится ли полученная сумма на три и быстро ответить "Да" или "Нет". Экспериментатор засекает время от получения задания до ответа и записывает результаты. Отдельно фиксируется количество ошибочных (неправильных) ответов. Всего экспериментатор называет пятнадцать чисел в любой последовательности (трех- или четырехзначные чисел в зависимости от способности испытуемых к арифметическому счету). При определении психической работоспособности учитывается время выполнения задания (сумма времени, затраченного на пятнадцать ответов) и количество допущенных ошибок.
№ | число | время | ошибка |
1…15 |
При арифметическом задании выставляются следующие оценки:
отлично - I (время –2 мин, ошибки отсутствуют);
хорошо - 2 (время - 2 мин, ошибка - I);
удовлетворительно - 3.