КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА В СФЕРЕ СЕРВИСА




Учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация»

Дата проведения занятий: 20 апреля 2020 года

Тема урока: Контроль качества продукции, процессов и услуг

Тип урока: урок открытия нового знания

Время выполнения работы: 1 час 30 минут

Условия выполнения задания: Изучите тему, используя предложенный материал

 

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА В СФЕРЕ СЕРВИСА

Качество сервиса (услуги и обслуживания) играет ключевую роль в предпринимательской деятельности. Современный потребитель чрезвычайно чувствителен к качеству полученной услуги или обслуживания. С другой стороны, мероприятия по повышению качества сервиса требуют дополнительных финансовых, материальных и человеческих затрат. Поэтому решение о необходимом уровне качества сервиса следует принимать на основании позиционирования сервисной фирмы — для какого потребительского сегмента она предлагает свои услуги и какова их экономическая эффективность.

Качество услуги — совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

Таким образом, основу данного определения составляют интересы потребителей. Это - лучшая гарантия лояльности потребителя, сильнейшая оборонительная линия в конкуренции и единственный способ поддержания устойчивого роста и высоких доходов.

Важно отметить, что качество должно быть на всех этапах взаимодействия с потребителями — от первого контакта до обслуживания. Другими словами, в сервисной фирме должна быть разработана система качества.

Система качества — совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством[2].

Стратегия сервисной фирмы в области качества услуг должна быть направлена на формирование высокой репутации и доверия путем реализации следующих основных задач:

• удовлетворение потребителей качеством сервисных услуг;

• удовлетворение потребителей культурой обслуживания;

• установление «справедливой» цены на оказываемые услуги и работы;

• стимулирование потребителей для «закрепления» их в качестве клиентов фирмы;

• непрерывное повышение качества услуги;

• достижение конкурентного преимущества по ключевым факторам успеха;

• учет требований общества и защиты окружающей среды;

• эффективность предоставления услуги.

Для реализации поставленных задач необходимо разработать стандарты качества оказания услуг и обслуживания потребителей, в которых должны быть отражены все аспекты взаимодействия с потребителями.

К показателям качества, касающихся процедур взаимодействия с клиентами, можно отнести:

• подробное описание в доступной форме услуги, стоимости, доступности и затрат времени на ее предоставление;

• возможность влияния потребителя на содержание услуги (ее персонификация);

• стиль поведения сотрудников фирмы (вежливость, компетентность, эмпатия);

• технология работы с клиентом (маршрут движения клиента в «контактной» зоне, время ожидания, место ожидания, время оформления документов, скорость рассмотрения претензий, поддержка в процессе продаж).

Рекомендуется разработать систему оценки качества работы с клиентами, включая как самооценку исполнителей, так и оценку со стороны потребителей и поставщиков. Итоговая оценка должна учитывать приоритет потребителя в оценке качества услуг.

Сравнение оценок потребителя и исполнителя услуги следует проводить постоянно, чтобы определить, насколько деятельность исполнителя услуг отвечает требованиям потребителя, и провести требуемые корректировочные мероприятия. При этом необходимо учитывать уровень качества, имеющийся у конкурентов.

К сотрудникам «контактной» зоны можно отнести выполнение следующих требований:

• соблюдение определенных стандартов к внешнему виду и одежде;

• выполнение данных обещаний в отношении, например, времени встречи, отправки письма, звонка по телефону, предоставления справочной информации;

• недопущение некорректности во время разговора;

• проявление эмпатии по отношению к посетителям фирмы.

К показателям качества, касающихся оформления документов,

можно отнести:

• отсутствие ошибок в информационных материалах;

• соответствие общепринятым стандартам;

• соблюдение общефирменного стиля (шрифт, цвет, качество бумаги, формат документов).

Требования к офисным и производственным помещениям:

• соответствие помещений их функциональному назначению;

• соответствие помещений уровню клиентов и создание для них удобных зон ожидания;

• рациональное размещение рабочих мест для сотрудников.

Требования к техническому оснащению помещений:

• оснащенность рабочих помещений технологическим оборудо- ванием, необходимым для качественного выполнения заказов клиентов;

• наличие определенного количества телефонных линий, обеспечивающих легкий доступ клиентов к получению информации;

• наличие определенного количества компьютеров;

• наличие удобной для работы мебели;

• регулирование температурного режима;

• недопустимость неприятных запахов или шумной музыки.

На создание и соблюдение определенного уровня качества влияют

следующие основные факторы:

• технология;

• квалификация персонала;

• внутрифирменный менеджмент;

• требования внешней среды (потребители, конкуренты, общественность, государство).

Для разработки системы качества сервисной фирмы можно воспользоваться моделью качества услуг, (рис. 1).

Рис. 1. Модель качества услуг

Разрыв 1 — между ожиданиями потребителей и представлениями менеджмента; разрыв 2 — между представлениями менеджмента и требованиями к качеству услуг; разрыв 3 — между требованиями к качеству сервиса и предоставлением услуг; разрыв 4 — между обслуживанием и внешними коммуникациями; разрыв 5 — между восприятием услуг и ожиданиями

относительно сервиса

На современных предприятиях управление качеством осуществляется с помощью стандартов качества ISO 9000, которые регламентируют производство; тестирование продукции; обучение персонала; ведение документации; определение проблем.

Признанными лидерами в области качества являются компании Toyota, Xerox, IBM, ЛВВ и др. На этих фирмах введены должности заместителя президента по качеству.

Применительно к системе продаж наиболее важными процессами, для которых необходимо разрабатывать нормы или стандарты качества, являются:

• процедуры взаимодействия с клиентами;

• все виды документов, особенно предназначенных для клиентов;

• требования к сотрудникам отдела продаж или офиса;

• требования к офисным и производственным помещениям;

• требования к техническому оснащению отдела продаж.

Качество должно находить отражение во всех видах деятельности компании, а не только в ее продукции (например, качество рекламы, инструкций, писем, договоров для клиентов и т.д.).

Кроме того, заботясь о привлечении потребителей, уровне качества своих услуг, компании разрабатывают стандарты обслуживания.

Стандарт обслуживания — это комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций.

Стандарт обслуживания устанавливает формальные критерии, по которым оцениваются уровень обслуживания клиентов и деятельность любого сотрудника фирмы.

Стандарты обслуживания могут быть внутрифирменными, отраслевыми и международными.

Пример. В компании American Airlines разработаны такие стандарты обслуживания, которые позволили ей стать одной из наиболее предпочитаемых внутренних авиалиний: на звонки о заказах ответ должен быть дан в течение 20 с; 85% пассажиров не должны стоять в очереди более 5 мин; рейсы могут отклоняться от времени расписания не более чем на 5 мин; 85% рейсов не должны опаздывать более чем на 15 мин; двери должны открываться через 70 с после остановки самолета; в салоне должен быть необходимый запас журналов.

Учитывая специфику сферы услуг и обслуживания, необходимо уделять особое внимание подбору, обучению и мотивации персонала. Сервисные компании должны наглядно продемонстрировать, подтвердить высокий уровень обслуживания.

В целом сфера услуг состоит из фактов, видимых клиенту и невидимых (например, внутренние бизнес-процессы, устройство электронной технологии и др.). Если видимые факторы клиент способен оценить быстро, то невидимые он оценивает по косвенным данным — по затраченному времени на посещение сервисной фирмы, по качеству услуги и т.д. На рис. 2 представлена сфера услуг как система взаимодействия потребителя с сервисной фирмой.

Рис. 2. Система взаимодействия потребителя с сервисной фирмой

Качество услуги определяется только после ее получения, поэтому приобретение услуг потребителями сопряжено с относительно высоким риском (в сравнении с покупкой материальных товаров). В результате потребители услуг, во-первых, доверяют не столько рекламе поставщиков услуг, сколько отзывам и рекомендациям других потребителей[5] [6].

Цепочка удовлетворенности потребителя услугой или обслуживанием состоит из трех этапов: ожидание перед получением услуги, воспринимаемое качество полученной услуги и воспринимаемое качество процесса (рис. 8.9).

В зависимости от полученного результата ожидание может не оправдаться (плохое качество или сверх отличное) или оправдаться, что и говорит об уровне качества предоставленной услуги или обслуживании.

Рис. 3. Цепочка потребительской удовлетворенности

Пример. Для оценки качества услуг на предприятиях общественного питания был проведен опрос 500 респондентов, из них 430 — посетители предприятий общественного питания, а 70 — руководители и администраторы предприятий общественного питания.

Респонденты оценивали качество услуг на исследуемых предприятиях общественного питания и выявляли основные причины неудовлетворенности посетителей качеством услуг. Результаты опроса показали, что число неудовлетворенных посетителей предприятиях общественного питания составляло 67%. Были названы следующие причины неудовлетворенности качеством услуг:

• грубость, невнимательность обслуживающего персонала — 46%;

• обсчет потребителей — 10%;

• качество блюд и напитков — 30%;

• несоблюдение санитарных норм и правил — 4%;

• слабая материально-техническая база, низкий эстетический уровень — 10%.

1. Изучите материал.

2. Ответьте на вопросы:

- дайте определения качества услуги и стандартов обслуживания;

- перечислите требования к сотрудникам «контактной» зоны;

- из каких элементов состоит цепочка потребительской удовлетворенности?

- какие вопросы вы предложили бы посетителям СТО для оценки качества оказываемых услуг?

· Качество услуги — совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя

· Соблюдение определенных стандартов к внешнему виду и одежде;

выполнение данных обещаний в отношении, например, времени встречи, отправки письма, звонка по телефону, предоставления справочной информации;

недопущение некорректности во время разговора;

проявление эмпатии по отношению к посетителям фирмы.

· грубость, невнимательность обслуживающего персонала — 46%;

обсчет потребителей — 10%;

качество блюд и напитков — 30%;

несоблюдение санитарных норм и правил — 4%;

слабая материально-техническая база, низкий эстетический уровень — 10%.

· Вы сможете оценить:

Индивидуальную работу каждого из мастеров

Востребованность дополнительных услуг

Выявить те услуги, которые за которые клиенты готовы были заплатить, но не смогли получить их

Ваших конкурентов по мнению клиентов, их преимущества и недостатки

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: