ПЛАН УРОКА (ИСТОРИЯ 5 М КЛАСС).
1. Тема урока: «Установление империи».
2. Сегодня на уроке мы попробуем дать представление о предпосылках и причинах установлении империи, об исторических личностях: Антонии, Октавиана и Клеопатре.
3. Что необходимо изучить: - учебник (параграф 53).
https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-rim/ustanovlenie-imperii
(дополнительно просмотреть видео)
Изучение нового материала.
Поражение сторонников республики
— Представьте, что мы попали на заседание сената и стали свидетелями политических обсуждений будущего страны.
Через день после убийства Цезаря его друг консул Марк Антоний созвал сенат: нужно было решить, что делать дальше. Многие сенаторы вначале с восторгом говорили о поступке убийц Цезаря, предлагали провозгласить их героями.
Тут выступил Антоний:
— Вы радуетесь убийству Цезаря, но выслушайте меня. Если признать, что Цезарь уничтожил свободу, и труп его бросить в Тибр, надо отменять все его распоряжения. Не так ли? Тебя Цезарь сделал консулом. А ведь ты так молод, что вряд ли заслужил эту честь! По милости Цезаря ты получил свою должность, и тебе придется отказаться от нее. (У сенатора вытянулось лицо.) Ты получил от Цезаря в управление богатейшую провинцию... Тебя он сделал начальником легиона... А тебя — жрецом. Вы все теперь лишитесь выгодных назначений, которые получили по воле Цезаря. А вы подумали, как поведут себя солдаты, если обещание Цезаря наградить их земельными участками не будет выполнено?
Сенаторы вскочили с мест и закричали, что хотят оставить все по-старому.
— Что выяснилось на заседании сената? (устно)
— Было ли выгодно большинству сенаторов убийство Цезаря? (устно)
— В чьих интересах он правил? (устно)
В это тревожное время приобрел известность 18-летний Октавий — внук любимой сестры Цезаря. Незадолго до смерти диктатор усыновил его и дал ему свое имя, так что юноша стал называться Гай Юлий Цезарь Октавиан. Он оказался ловким политиком: сначала встал на сторону сената, а потом в подходящий момент переметнулся на сторону друзей Цезаря.
В 43 г. до н. э. в Риме создан триумвират — союз трех правителей. Главную роль в нем играли Октавиан, Марк Антоний и Лепид. Последний не имел большого авторитета и впоследствии отошел от дел.
—Прочитайте рассказ (см. ниже), оцените действия триумвирата в борьбе за власть. (устно)
Прежде всего, союзники начали борьбу со сторонниками республики. В людных местах были выставлены особые списки с именами врагов Цезаря. Их называли проскрипцией. Все попавшие в списки объявлялись вне закона, за их убийство полагалась награда. Италия была залита кровью, озверевшие солдаты убивали людей в их собственных домах, разыскивали их в тайных убежищах. Убийцы доставляли в Рим отрезанные головы, получая здесь обещанную награду.
В эти дни погиб великий оратор Цицерон — горячий противник Марка Антония. Его отрубленная голова была выставлена на том месте, где он произносил свои пламенные речи.
Октавиан и Антоний забирали себе земли и богатства убитых. Так наследники Цезаря уничтожили своих противников в Италии и запугали ее население.
Борьба Антония и Октавиана за единовластие
После победы Октавиан и Антоний десять лет правили вместе, разделив между собой Римскую державу. Октавиан взял себе Италию и западные провинции, Антонию достались восточные.
Надо сказать, что Антоний и Октавиан сразу невзлюбили друг друга. Сложившийся союз каждый из них считал временным, нужен был момент, чтобы изменить положение в свою пользу. Такой случай представился Октавиану.
— Работая с текстом п. 2 § 53:
1) проследите ход борьбы за единовластие;
2) установите, чем закончилась третья гражданская война. (устно)
Единовластие Октавиана Августа
Итак, в 31 г. до н. э. морское сражение у мыса Акций закончилось поражением Антония. Египет был объявлен римской провинцией. По возвращении в Рим «сын» Цезаря Октавиан должен был либо сложить власть, либо по примеру «отца» объявить себя диктатором или царем.
— Предположите, какой путь выберет Октавиан. (устно)
Но Октавиан выбрал третий путь: 13 января 27 г. до н. э. он явился в сенат и отказался от всех своих полномочий, произнеся при этом хитрую речь, в которой намекал на то, что уставшее от войн государство нуждается в сильном защитнике. Сенаторы поняли тайные властолюбивые желания Октавиана и подыграли ему из страха перед его солдатами. Со всех сторон поднялся крик, все просили его остаться у власти.
Так Октавиан стал правителем Римской державы по призыву сената. Он называл себя не диктатором, а принцепсом.
(Запись в тетрадь.)
Принцепс — первый в списке сенаторов.
Принципат — государственный строй, когда управление осуществляет принцепс.
— Прочитайте текст п. 3 § 53.
— Какой характер имела власть Октавиана Августа на словах и на деле? (устно)
— На какую силу она опиралась? (устно)
Таким образом, Октавиан Август провозгласил восстановление республики, но, по сути, с его правлением начался новый период в истории Рима — была создана империя. Внешне все было по-прежнему: так же заседал сенат, избирались консулы, действовало народное собрание, производились ежемесячные раздачи хлеба беднякам и устраивались для народа пышные игры, сенаторы свободно высказывали свое мнение.
Но, несмотря на видимость свободы, все знали, что в государстве царила воля одного человека, а силу ей придавали 25 пограничных легионов и особая дворцовая гвардия.
Итак, под видом республики Октавиан Август установил единовластие, или, по-гречески, — монархию.
Закрепите материал (тест выполняем в тетради)
A1. Какая страна в Средиземноморье потеряла независимость последней?
1) Греция
2) Парфия
3) Британия
4) Египет
А2. Состоятельный человек, бескорыстно помогающий людям искусства:
1) гражданин
2) меценат
3) император
4) сенатор
А3. Частое изображение Октавиана Августа рядом с богами свидетельствовало:
1) о признании спортивных заслуг императора
2) об обожествлении личности Августа
3) о распространении христианства
4) о восстановлении республики
А4. С каким событием связаны слова Октавиана Августа «Вар, верни мне мои легионы!»?
1) с заключением мира с Парфией
2) с захватом Цезарем власти в Риме
3) с борьбой за власть между Октавианом и Антонием
4) с поражением римского войска в Тевтобургском лесу
В1. Какие события произошли в правление Октавиана Августа? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1) взятие Карфагена
2) завоевание Галлии
3) установление в Риме республики
4) завершение гражданских войн
5) создание личной императорской стражи
Домашнее задание. Прочитать параграф 53. Устно ответить на вопросы 1-5 из рубрики Проверь себя стр.260
Отправлять работу на проверку не нужно.