Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике
Существует множество вариантов подготовки учащихся к итоговой аттестации. Но, идеального варианта подготовки не существует. Хочу поделиться опытом своей работы по подготовке обучающихся 11 класса к с сдаче итоговой аттестации.
Основные трудности при подготовке к ЕГЭ
- Нетипичность формулировок заданий в вариантах ЕГЭ. В учебниках используются стандартные формулировки. Слабых обучающихся незнакомые формулировки заданий ставят в тупик, хотя после пояснений они легко с ними справляются.
- Непредсказуемость содержания заданий.
- Насыщенность программы по математике новым материалом в 11 классе, который учителя вынуждены преподавать до марта, значит, подготовка к ЕГЭ в большом объеме идет во внеурочное время, что ведет к перегрузке обучающихся.
- Демонстрационные материалы, предлагаемые для тренировки обучающихся, имеют большие расхождения с реальными вариантами ЕГЭ
· Непредсказуемость содержания заданий ЕГЭ;
· Нетипичность и многообразие формулировок заданий в вариантах ЕГЭ;
· Невозможность проведения системного анализа результатов ЕГЭ;
· Сокращение часов математики в старшей школе;
· Нехватка времени для специализированной подготовки к ЕГЭ
· Организация и планирование работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету;
· Отсутствие специальной методики, педагогической системы подготовки учащихся к ЕГЭ;
· Необходимость готовить к сдаче ЕГЭ всех учащихся класса в обязательном порядке;
· Большая наполняемость классов
Цели и задачи: Подготовить всех учащихся к успешной сдаче ЕГЭ с хорошим качеством
Для этого необходимо:
- Учителю обладать необходимыми компетенциями (самому уметь решать задачи ЕГЭ)
- Совершенствовать структуру и содержание учебного материала в ходе подготовки к ЕГЭ
- Систематизировать повторение программного материала
- Отработать тестовые технологии в ходе работы с контрольно-измерительными материалами через личностно-ориентированный подход.
При подготовке обучающихся к ЕГЭ выделяю следующие направления деятельности:
|
Методическая подготовка учителя к ЕГЭ.
Знакомлюсь с нормативными документами по проведению ЕГЭ, посещаю семинары по подготовке к ЕГЭ. Повышаю свой уровень профессиональной грамотности (развиваю свои способности при решении заданий части С) через самообразование.
Создание банка тестовых заданий.
В банк входят: тесты по основным темам курса; тренировочные тесты; итоговые тесты; тесты экзаменов прошлых лет; тесты пробных экзаменов.
Работа в тестовых технологиях должна занять определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков уже в основной школе (5-9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим учитель должен накопить определенную базу тестовых заданий по всем темам школьного курса
Методы работы с тестами
Необходимо
- внедрять в учебный процесс разноуровневые тематические тесты;
- обратить внимание на формулировки вопросов;
- Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения...
- Выберите наибольшее целое число из промежутка...
- Укажите наименьшее натуральное решение неравенства...
- Найдите число целых решений неравенства...
- Найдите среднее арифметическое натуральных решений системы неравенств...
- Все тренировочные тесты стараюсь проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить.
Организация вводного, текущего и итогового повторения.
|
Провожу вводное повторение, текущее (по горизонтали); итоговое (по вертикали) и повторение, ориентированное на индивидуальный уровень подготовки обучающихся.
Ключевым моментом по подготовке к ЕГЭ считаю ведение "Тетрадей по теории", для записи формул, теорем, блок-схем, алгоритмов решения типовых заданий и др. которые ведутся учащимися с 5 класса. Таким образом, у ребят имеется полный комплект материалов по основным темам школьной программы. Такой приём позволяет иметь всю информацию в одном месте и вместе с тем даёт возможность быстро находить нужный раздел
В целях эффективного использования времени на экзамене, учу школьников приемам быстрого и рационального счета. Например, добиваться применения формулы корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом, разложением на множители подкоренного выражения при извлечении квадратного корня, вычислении значения дробного выражения вида
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке стараюсь отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
|
Повторение темы «Текстовые задачи»
- задачи на проценты
- задачи на прогрессии
- задачи на смеси и сплавы
- задачи на совместную работу
- задачи на движение.
4) Диагностика и анализ качества знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ:
- входное диагностирование учащихся 11 класса за курс 10 класса,
- тематическое тестирование по основным разделам курса,
- контрольные зачеты по алгебре и началам анализа в конце 11 класса,
- пробные ЕГЭ.
Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Ребята выполняют работы над ошибками каждой проверочной работы: результаты оперативно доводятся до сведения родителей, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на дальнейшем процессе обучения.