Картотека подвижных речевых игр для детей 3-7 лет




Из опыта работы

Роль подвижных игр в речевом развитии дошкольников. Картотека подвижных речевых игр для детей 3-7 лет

Подготовили воспитатели:

 

Татьяна Николаевна Зубкова,

Ирина Николаевна Гребёнкина

 

 

Осинниковский городской округ

2021 г.

«Речь – удивительное сильное средство,

Но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Георг Гегель

 

Проблема владения языком издавна привлекала внимание разных исследователей и педагогов.

Речь – одна из важных линий всестороннего полноценного развития ребенка. Она тесно связана с его интеллектуальным развитием. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Наша речь очень сложна и разнообразна, поэтому развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Общение является ведущим средством развития речи, оно осуществляется в различных видах деятельности: учебная, бытовая, трудовая, игровая.

Мы работаем с коллективом детей старшей группы (5-6 лет).

Уровень речевого развития дошкольников – недостаточный.

В своей работе большое внимание уделяю развитию речи дошкольников посредством подвижной игры со словарным сопровождением.

Тема нашего выступления: «Роль подвижных игр в речевом развитии дошкольников».

По определению П.Ф.Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни».

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре.

Игра - эффективное средство всестороннего развития личности ребенка, является эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

В игре ребенок на практике получает полезные знания об окружающей действительности. Как любая творческая деятельность, игра, приносит радость детям, имеет большое значение и способствует становлению всех необходимых для дальнейшего обучения качеств.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотят действовать правильно.

Особое внимание хочется уделить подвижным играм со словарным сопровождением. Эти игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры.

Игры со словом для детей являются не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

В подвижных играх включен литературный текст, стишок, предписывающий то или иное игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, четко и выразительно прочитывается относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Дети быстро запоминают текст стиха и во время игры проговаривают его сами.

В ходе проведения игры необходимо стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми стихотворений, потешек, словесного сопровождения подвижных игр.

Каждая игра имеет свои правила.

Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Надо подводить детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или иной игры товарищам, с ней еще незнакомым. Иногда предлагается всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям я придаю большое значение.

Традиционные игровые тексты – одно из важных звеньев игры. Считалки, ролевые слова, как нельзя лучше отвечают потребностям детства. Все они имеют для ребенка большое значение и поддерживают настроение игры, радостное состояние. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Сами игры повторяются много раз. Неудивительно, что дети скоро запоминают текст, стихотворения и часто произносят его вне игровых действий.

Детям старшего возраста предлагаются игры на автоматизацию звуков. Например, подвижные игры: «Медведь». «Лиса», «Сова и комары», «Курочка – рябушечка», «Кот на крыше», «Жуки», «Щука и пескари». «Вороны и собаки», «Апельсин»…

Для детей старшего дошкольного возраста подбираются игры с более сложным текстом (игры «Карусель», «Два Мороза», «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Часы и мыши»).

Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. Игры подбираются с учетом возможностей детей (как физических, так и речевых, с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе педагога.

Проводя подвижную игру, мы стремимся к тому, чтобы дошкольники достигали игровой цели. Например, проводя подвижную игры «У медведя во бору», условия которой известны, педагог ставит речевые цели: автоматизация звука р изолированно и в тексте; развитие фразовой речи, развитие дыхания; развития голоса; нормализация темпа и ритма речи.

 

В своей работе используем методическую литературу, интернет – ресурсы. А также готовые разработки подвижных игр «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» автор: Бизикова О.А. с текстами, например: «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др., с разнообразными движениями и пением: «У соседа лучше», «Ровным кругом», «Карусель», «Курочка и цыплята», «Воробушки и автомобиль», «Совушка»; хороводные игры: «Эхо», «Горшки», «Мышеловка».

Нами сделана подборка подвижных игр со словесным сопровождением и составлен годовой план изучения подвижных игр. Каждый месяц с детьми разучиваем новую подвижную игру.

Считаем, что такая форма речевого развития дошкольников как подвижная игра со словесным сопровождением побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. У детей развивается умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь.

Использование подвижных игр со словесным сопровождением может дать позитивную динамику речевого развития.

Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве

со стороны взрослых способна творить чудеса.

Играя – развиваем – обучаем - воспитываем

Литература:

1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 144 с.

2.Детские народные подвижные игры. //Составитель А. В. Кенеман, Т. И. Осокина М: «Просвещение»,1995г.
3. Л. В. Виноградова «Игротека. Детская площадка», «Расти, первоклашка» № 6/7
4. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи
дошкольников (программа «Я-человек»). Кн.1.-М.: Школьная Пресса, 2004г.

Картотека подвижных речевых игр для детей 3-7 лет

 

 

 

Речевые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников.

Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые регулируют поведение играющих, способствуют выработки коллективизма, честности, дисциплинированности, ловкости и быстроты реакции.

Особенно эти игры актуальны для детей с ОНР (общее недоразвитие речи), так как они корректируют и речевое, и физическое и психическое развитие.

Эти игры можно использовать на занятиях и прогулках.

 

 

ВСТАНЬ КО МНЕ СПИНОЙ

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, развивать речь, быстроту реакции, упражнять в беге.

Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спинами детей и, остановившись около кого-нибудь, говорит:

«Встань ко мне спиной,

Побежим с тобой,

Кто из нас скорей

Прибежит домой?

Они становятся спиной друг к другу и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше прибежит на место.

 

ЭЙ, РЕБЯТА, НЕ ЗЕВАЙТЕ!

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость, быстроту реакции.

Дети стоят в кругу парами. Ведущий стоит в центре и говорит:

«Кто стоит впереди,

Все ко мне подходи!»

Все первые образуют круг, взявшись за руки вместе с водящим. По сигналу все стоящие по кругу вторые говорят:

«Эй, ребята, не зевайте

Быстро домик выбирайте!»

По окончании этих слов первые разбегаются и становятся за любыми вторыми. Оставшийся без дома становится ведущим.

 

ЛИСОНЬКА-ЛИСА

Цель: развивать речь, фонематическое восприятие, активизировать движения.

«Лиса» стоит в центре круга, зажмурив глаза. Дети ходят по кругу и поют.

Мы по кругу идем,

Мы лисичку зовем,

Пусть глаз не открывает,

Нас по голосу узнает!

 

Дети останавливаются, и тот, на кого покажет ведущий, спрашивает: «Лисонька-лиса, где я?» «Лиса» должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться игрушкой-лисой и сказать: «Здесь ты!» Затем передать

лисичку и встать в круг.

 

БАБА ЯГА

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одном конце площадки стоят дети в домике, на другом конце – Баба Яга в домике (обруче). Дети подходят к Бабе Яге и дразнят её:

Баба Яга – костяная нога

Печку топила, кашу варила.

Пошла Баба на базар

Раздавила самовар.

Пошла Баба на улицу

Раздавила курицу.

Пришла Баба в детский сад

Испугала всех ребят.

После этих слов дети убегают в свой домик, а Баба Яга старается их поймать (осалить рукой). Пойманных детей Баба Яга

отводит в свой дом.

 

«МЕДВЕДЬ И ДЕТИ»

Цель: упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом, по правилам, развивать речь.

Дети на цыпочках подходят к спящему в углу медведю и произносят:

Кто уснул под дубком

И накрылся кожушком?

Тс-с-с!

Тише, дети, не шуметь.

Может это спит медведь?

Этот гость в один присест

Коль проснётся, всех поест!

Медведь просыпается и догоняет детей.

 

«НУ-КА, МИШЕНЬКА, ВСТАВАЙ»

Цель: упражнять в беге, учить действовать в соответствии с текстом, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

Выбирается один ребёнок, который будет медведем. Медведь садится на корточки и притворяется спящим. Остальные дети ходят кругом и произносят слова:

Как-то мы в лесу гуляли

И медведя увидали

Он под ёлкою лежит

Растянулся и храпит

Мы вокруг него ходили

Косолапого будили:

Ну-ка, мишенька, вставай

И скорей нас догоняй!

На этих словах медведь вскакивает и ловит детей. Все убегают в разные стороны. Кого медведь поймает, тот становится медведем.

 

«ПЧЁЛЫИ МЕДВЕДЬ»

Цель: активизировать движения детей, закреплять представления о повадках животных, учить действовать в соответствии с текстом.

Дети изображают пчёл, летают по поляне, размахивают руками, жужжат. Появляется медведь:

Мишка идёт,

Мёд у пчёлок унесёт,

Пчёлки, домой!

Пчёлки возвращаются. Медведь переваливается с ноги на ногу, идёт туда же. Дети произносят слова:

Этот улей-домик наш,

Уходи медведь от нас.

Ж-ж-ж-ж-ж.

Пчёлки машут крыльями, жужжат. Медведь уходит, пчёлки летают по поляне.

 

КОТ И МЫШИ

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь.

Дети - мышки приседают в начерченных кружочках. Ребенок - кошка сидит в уголке.

Мышки в норочках сидели, Закрыть лицо широко раздвинуть пальцы.

Мышки в щелочки глядели.

Видят, кошки не видать.

Вышли мышки погулять. Легкий бег на носках.

Мышки корку отыскали Приседают, "грызут"

И обедать сразу стали.

Хрум - хрум - хрум! Хлопки в ладоши, шум, веселье.

Хрум - хрум - хрум!

Подняли мышата шум.

Кошка мышек услыхала

И мышаток догоняла! Мышки убегают, кашка их догоняет.

 

«КОШКИ – МЫШКИ»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, быть внимательными, активизировать движения детей.

Играющие держатся за руки, стоят по кругу – это мышки. В центре – кот. Затем мышки приседают и по сигналу медленно встают со словами:

Мышки, мышки, не робей,

Спит усатый котофей.

Кот в центре круга засыпает, и мыши радостно бегут по кругу со словами:

Тра-та-та, тра-та-та,

Не боимся мы кота!

При этом обязательно держатся за руки и кричат, дразнят кота.

По сигналу кот ловит мышку, которая не успеет присесть и построить над головой «домик» (крышу).

 

ЛОХМАТЫЙ ПЕС

Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не даться ловящему и не толкаясь.

Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне изображает пса. Дети гурьбой тихонько под­ходят к нему, и произносят слова:

 

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет?»

Дети приближаются к псу. Как только заканчивается чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети раз­бегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.

 

ХОХЛАТКА

Цель. Упражнять в выразительном чтении стих-я, закрепить знания о повадках курицы-наседки, учить быть внимательными, действовать по сигналу.

Воспитатель, а затем и дети произносят слова:

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Сейчас к себе зовет:

«Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!"

Воспитатель - хохлатка, дети - цыплята идут гулять, разбредаются по площадке. На слова: «Вернитесь! Не смейте убегать!» - цыплята должны прибежать к хохлатке.

 

КУРОЧКИ И ПЕТУШОК

Цель: развивать речь, учить действовать в соответствии с текстом, упражнять в беге.

Дети-«курочки» сидят на стульчиках. Ребенок-«петушок» ходит по залу, высоко поднимая ноги и взма­хивая руками, как крыльями.

Ходит Петя у ворот,

Петя песенку поет:

— Ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку!

Курам зернышки найду.

Ку-ка-ре-ку!

«Петушок» останавливается и зовет «курочек».

Курочки скорей бегут,

Зернышки клюют, клюют:

- Вот спасибо, ко-ко-ко,

Очень вкусное зерно!

- Мне теперь пора вставать,

Кур в курятник загонять.

Ку-ка-ре-ку!

Петушок кукарекает и догоняет кур.

 

ЦАПЛЯ И ЛЯГУШКИ.

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, исполнять главную роль, развивать речь, упражнять в беге.

Лягушки прыгают в болоте и поют:

«Мы зеленые лягушки,

Мы веселые квакушки,

Громко квакаем с утра:

Ква-ква-ква, ква-ква-ква!»

Неожиданно на болоте появляется цапля и говорит:

«По болоту я шагаю

И лягушек я хватаю!

Целиком я их глотаю –

Хап – хап – хап!»

Увидев лягушат, цапля говорит:

«Вот они, лягушки,

Зеленые квакушки!

Берегитесь, я иду –

Я вас всех переловлю!» Лягушки разбегаются в разные стороны, а цапля их ловит. Осаленные лягушки выбывают из игры.

 

ЗАТЕЙНИКИ

Цель: развивать речь, воображение, активизировать движения.

Затейник в середине круга. Дети идут по кругу, произносят слова:

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе,

С делаем вот так».

Затейник показывает движение, дети повторяют.

 

ДВА МОРОЗА

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, развивать речь, быстроту реакции, упражнять в беге.

На одной стороне дети, на другой черта, в середине 2 мороза.

«Мы два брата молодые,

Два мороза удалые.

Я – мороз – красный нос,

Я – мороз – синий нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

Дети перебегают, морозы ловят.

 

МЫВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одной стороне зала дети, на другой – черта, в середине – ловишка.

Мы веселые ребята

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать!

1,2,3 - лови!

Дети перебегают, ловишка ловит.

 

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь, упражнять в беге.

Дети стоят за чертой (это их дом) на одной стороне площадки, а медведь в очерченном домике - на другой стороне площадки.

Дети идут к медведю со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит!

После этих слов медведь догоняет детей, которые стараются спрятаться в свой домик.

 

ВОДЯНОЙ

Цель: развивать речь, тактильные ощущения, активизировать движения.

Дети становятся в круг, не берясь за руки. Водяной присаживается в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу друг за другом.

Водяной, водяной

Что сидишь под водой?

Выйди хоть на чуточку,

На одну минуточку.

Выйди хоть на целый час

Всё равно не знаешь нас.

Водяной подходит к одному из детей, ощупывая его, пытается отгадать его имя. Если отгадал, то водяным становится этот ребёнок.

 

СОВА

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одной стороне площадки дети, на другой - сова. Дети идут по лесу, приближаются к сове и говорят:

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

«Сова» сидит на пеньке. На слова: «Да как полетит!» сова спрыгивает с пенька. Дети раз­бегаются, а «сова» их догоняет.

 

ЗАЙКА

Цель: упражнять в беге, развивать речь, быстроту реакции, воспитывать честность, справедливость.

Дети встают в круг. За кругом прыгает ребенок-«зайка» в маске зайчика.

Дети:

Скачет зайка маленький

Около завалинки,

Быстро скачет зайка —

Ты его поймай-ка.

С окончанием слов «зайка» задевает ладошкой любого ребенка, который будет «лисой». «Зайка» и «лиса» бегут за кругом в разные стороны. Кто первым забежит в круг, тот и выиграл.

 

ПЧЕЛЫИ ЛАСТОЧКА

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

Дети-«пчелы» летают и поют:

Пчелки летают,

Медок собирают.

Зум-зум-зум!

Зум-зум-зум!

«Ласточка» сидит в «гнезде», по окончании пения говорит:

«Ласточка встанет, пчелку поймает!»

За­тем вылетает из «гнезда» и ловит «пчел».

 

МОТЫЛЬКИ

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, исполнять главную роль, развивать речь.

Дети изображают мотыльков, бегают, машут руками и говорят:

На зеленом на лугу мотыльки летают

И с цветочка на цветок весело порхают.

Таня:

Таня вышла на лужок,

А в руках у ней сачок.

Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!

Дети убегают, а Таня догоняет.

 

ГУСИ – ГУСИ

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

На одной стороне – гуси, на другой – хозяйка, посередине – волк.

Гуси, гуси! – га-га-га.

Есть хотите? – да-да-да.

Ну, летите! – нам нельзя.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси летят, волк ловит.

 

ВОРОБЬИ И ЩЕНОК

Цель: развивать речь, учить действовать в соответствии с текстом, упражнять в беге. Дети-«птички» сидят на стульчиках и произносят текст:

Шарик по двору гулял,

Шарик птичек увидал.

Притаился и молчит,

Сделал вид, как будто спит.

«Птички» летают врассыпную. По сигналу «Шарик» выбегает из засады и ловит птиц.

 

КОЗЛЕНОК

Цель: упражнять в беге, развивать речь, учить вести диалог, быть внимательными. Дети идут вокруг стоящего в центре «козленка» и говорят.

Дети: Выходи, козленок мой,

Пободаемся с тобой.

Козленок: Ме-ме-ме! — звучит в ответ. —

А у вас и рожек нет.

Дети: Выходи, козленок мой,

Поиграем мы с тобой.

Козленок: Ме-ме-ме! Играть люблю,

Вот возьму и догоню.

«Козленок» догоняет ребят.

 

КОЗЛИК И ДЕТИ

Цель: активизировать речь детей, развивать координацию речи с движениями, упражнять в беге.

Дети встают в круг. В центре — ребенок-«козлик». Ребята ведут вокруг него хоровод, а «козлик» поет.

- Я по лесу иду Дети идут по кругу.

Свою песню пою,

Ме - ме - ме!

Подойдите все ко мне! Подходят к козлику.

Непослушных детей испугаю, Отходят назад

Непослушных детей забодаю! Убегают от козлика.

 

МИШКА – ЛЕЖЕБОКА

Цель: развитие речи, упражнять в беге, учить исполнять главную роль.

Выбирается мишка. Ему надевают маску.

Мишка, мишка-лежебока,

Хватит спать, хватит спать!

Мы хотим с тобою, мишка,

Поиграть, поиграть!

Ты веселых ребятишек

Догоняй, догоняй!

Ну-ка, мишка, ну-ка, мишка,

Нас поймай! Нас поймай!

Дети подходят к мишке и убегают, мишка догоняет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: