Луц Елена Георгиевна, 2Д озо ИФФ




 

Лекция 9

 

Тема: Философия истории

 

Сама тема и проблематика появилась в философии поздно – философия существовала уже как минимум тысячу лет, т.к. человечество должно было пройти длинный и сложный путь развития и становления, прежде чем появились философские концепции и размышления, что такое История, её критерии и принципы, цели и смысл самого исторического развития общества.

· В 5 веке до н.э. возникает историческая наука, и первым историком (по крайней мере, в европейской цивилизации) принято считать Геродота – он собирал сколько свои наблюдения и размышления о событиях и мире вокруг, так и мифы с легендами.

· В 5 веке н.э. Августин Блаженный считал, что история человеческого рода начинается с Изгнания Адама и Евы из Рая.

· В конце Средневековья появляются другие философско-исторические концепции, светские. Самой ранней принято считать концепцию Ибн Хальдуна, который обобщил представления и суждения о жизни в своих сочинениях, а также ввёл понятие способа производства, указал на роль труда, и.т.д.

· В 17 веке Томас Гоббс считал, что люди – существа безнравственные, и что суть человечества – борьба всех против всех. Чтобы человечество и общество не исчезло, появилось понятие Государство. Таким образом Гоббс обозначил основное и естественное право Человека – на жизнь.

· Джону Локку принадлежит что-то вроде ’’формулы прав’’ Человека: право на жизнь, право собственности и политические права.

· Джамбаттиста Вико является создателем первой научной философии истории – история развития культуры и знаний, открытий.

· Жан-Жак Руссо считал, что научно-технический прогресс и сила с богатством, по его мнению, губят человечество. При этом он признаёт право Человека на свержение тиранов.

Само понятие философии истории было введено Вальтером; ученик Иммануила Канта Иоганн Готфрид Гердер в 18 веке опубликовал первую часть своей работы ’’Идеи философии истории человечества’’, где он писал о возникновении Человека с момента зарождения Солнечной системы, возникновения жизни, и Человека. Работа была написана под сильным впечатлением от суждений Джамбаттиста Вико. Идея Иоганна состояла в том, что Человечество по мере развития, в своей истории обретают свою культуру, человеческий разум и дух.

В конце 18 века Иммануил Кант, будучи недовольным трудом ученика, пишет свою работу об этой теме ’’Идея философии истории во всемирном гражданском праве’’. Идея состояла в том, что то, что каждый Человек наделён свободой воли, приводит к тому, что в обществе происходит частое столкновение интересов, что выливается в конфликты. Вся история Человечества – это разрешение конфликта Природы и Человека, с их интересами и потребностями.

 

- Право –

У Гегеля Право – это свобода, которая приобрела форму необходимости. Через своё определение Гегель решает противоречие у Канта. Основной принцип Права – ’’будь Лицом и уважай другое Лицо’’.

Право проходит через три ступени:

1) Формальное право

2) Совесть

3) Нравственность

Согласно Гегелю, высшая степень Государства - Всемирная история. Во Всемирной истории абсолютная идея выступает как Мировой Дух – он всесилен, он безжалостен и хитёр, он стремится достичь своей Цели – осознать себя Свободным. Его хитрость выражается в ’’подталкивании’’ людей достичь определённых целей, через эти цели и людей Он достигает того, к чему сам стремится.

Гегель выражает сущность мирового исторического процесса через триаду (тезис, антитезис, синтез), точно также описывается сама История. Тезисом Мировой Истории является то, что свободен один; антитезисом – то, что свободны некоторые; синтезом – то, что свободен каждый.

В 1859 году в своей работе ’’К критике политической экономии’’ Маркс даёт свою формулировку на сущность Всемирной истории и общественное устройство: Человек может отличат себя от других существ как угодно, но отличается он с того момента, когда начинает производить. По мере производства люди вступают в различные, порой не зависящие от них, экономические отношения. Совокупность этих экономических отношений образуют Экономический базис общества.

· Маркс считал, что Общественное Бытие – это система прочных экономических и прочих отношений. Тип отношений и определяет то, каким будет Сознание у людей.

· То или иное Общество отличается не тем, сколько люди производят того или иного богатства, а как они это делают, т.е. это определение способа производства.

 

- Этапы человеческой истории –

 

Первым идёт первобытный строй, или же первобытный ’’коммунизм’’. Социальная дифференциация обусловлена биологическими характеристиками (сила, ловкость, и.т.д.). Вторым этапом считается период с Античности до Нового времени; здесь играет важную роль вопрос свободы, зависимости, и.т.д., что сподвигнуто географическими открытиями, войнами, и др. В третьем этапе – эпохе развития капитализма – на замену свободе приходит то, что Маркс называет ’’вечной зависимостью’’ – зависимость людей друг от друга существует, но она обусловлена способами разделения труда.

 

 

Концепция философии истории часто переосмыслялась конкурирующими между собой философами и учёными, видоизменяясь и дополняя науки, порой распространяясь в государственные и политические идеологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: