Техническая подготовка спортсменов
Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение ее до совершенства (Л.П. Матвеев, 1982: Н.Г. Озолин, 2002; В.Н. Платонов, 2004; В.П. Савин, 1990, 2003 и др.).
Спортивная техника – это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.
Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.
1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д.
2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.
3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.
4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы (Ю.Ф. Курамшин, 1999).
Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:
|
Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.
Разносторонность техники – степень разнообразия технических приемов. Так, в легкоатлетическом многоборье.
Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.
Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами (по (Ю.Ф. Курамшину, 1999):
а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханически рациональной, она признается наиболее эффективной;
б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации;
в) сопоставление спортивного результата с результатами технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена – силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег на 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;
г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.
Освоенность техники движений - это критерий показывающий, как заучено, закреплено данное техническое действие.
|
Для хорошо освоенных движений типичны:
а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;
б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действия противника в усложненных условиях);
в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;
г) автоматизированность выполнения действий.
Условно различают: общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.
Задачи общей технической подготовки:
1. Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков (школы движений), развивать двигательно-координационные способности, которые будут содействовать техническому совершенствованию в избранном виде спорта.
2. Овладеть техникой упражнений, применяемыхв качестве средств ОФП.
Задачи специальной спортивно-технической подготовки:
1. Сформировать знания о технике спортивных действий.
2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.
3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях, которые позволят обеспечить прогресс технического мастерства в процессе занятий спортом.
4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).
|
5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее.
В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на три группы: средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия.
К ним относятся:
1) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;
2) показ техники изучаемого движения;
3) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видео записей – для формирования представлений о движениях в сознании занимающихся;
4) использование предметных и других ориентиров;
5) звуко- и светолидирование;
6) тренажеры, применяемые для обучения движениям и тренажеры для совершенствования двигательных действий и развития специальных двигательных качеств;
7) регистрирующие устройства, приборы срочной информации о выполняемых движениях;
8) средства, обеспечивающие страховку;
9) облегченные тренировочные снаряды и специальное оборудование: подвесные лонжи, подкидные мостики для прыжков, батуты, наклонные дорожки, беговые, гребные и плавательные тредбаны.
Средствами технической подготовки являются общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения:
а) общеподготовительные упражнения - позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;
б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения -направлены на овладение техникой своего вида спорта.
Методы технической подготовки:
а) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;
б) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений;
в) метод расчленения упражнения на части и прямая физическая помощь тренера.
Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.
Двигательное умение - способность неавтоматизированно управлять движениями. Умение выполнять движения в результате повторения переходит в навык. Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями. Он формируется путем многократного повторения двигательных действий, которые приводят к постепенной автоматизации движений и двигательное умение переходит в навык, характеризующийся такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит автоматизированно, а действия отличаются высокой надежностью.
В процессе технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям.
1. Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.
2. Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.
3. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от затрудняющих условий внешней среды, функционального состояния спортсмена (утомление, психическая напряженность).
Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.
4. Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит. Например, в циклических видах спорта стремление сохранить стабильные характеристики движений до конца дистанции приводит к значительному снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить или даже несколько увеличить скорость на финише.
Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий (парусный спорт и др.).
5. Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена.
6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной стороны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой — не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена (В.Н.Платонов, 1987).
В каждом большом цикле у прогрессирующего спортсмена можно выделить три этапа технической подготовки:
1-й этап. Совпадает с первой половиной подготовительного периода больших тренировочных циклов, когда вся подготовка спортсмена подчинена необходимости становления спортивной формы. Это этап создания модели новой техники соревновательных движений (ее улучшения, практического освоения, разучивания отдельных элементов, входящих в состав соревновательных действий) и формирования их общей координационной основы;
2-й этап. На этом этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий как компонентов спортивной формы. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода больших тренировочных циклов (специально подготовительный, предсоревновательный этапы);
3-й этап. Техническая подготовка строится в рамках непосредственной предсоревновательной подготовки и направлена на совершенствование приобретенных навыков, моделирование соревновательных программ, увеличение диапазона их целесообразной вариативности и степени надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период.
Одним из важнейших методических условий совершенствования технического мастерства являются взаимозависимость структуры движений и уровня развития двигательных способностей. Соответствие уровня физической подготовленности спортсмена уровню владения его спортивной техникой — важнейшее положение методики технической подготовки в спорте.
Техническую подготовку нельзя рассматривать изолированно. Она является составляющей единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с индивидуальными особенностями спортсмена, уровнем предварительной подготовленности, с физическими, психическими, тактическими возможностями, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие.
Вопросы к контрольной работе:
I вариант
1. Определение спортивной техники.
2. Роль спортивной техники в различных видах спорта.
3. Задачи общей технической подготовки.
4. Средства технической подготовки.
5. Дать характеристику:
- эффективность техники;
- стабильность техники.
II вариант
1. Дать определение: объем техники; разносторонность техники; эффективность техники.
2. Критерии оценивания эффективности техники.
3. Задачи специальной спортивно-технической подготовки.
4. Методы технической подготовки.
6. Дать характеристику:
- вариативность техники;
- экономичность техники.