Подготовила: учитель-логопед МОУ «СОШ № 36»




Васильева Маргарита Игоревна

 

Дислексия – диагноз, который в последнее время набирает популярность среди родителей. Стоит успеваемости пойти вниз, как мамы и папы начинают подозревать – проблема в трудностях с чтением. Действительно ли это так, можно ли с этим справиться, занимаясь прилежней, и есть ли таблетка от дислексии?

Что же это такое – дислексия?

Дислексия – это специфическое нарушение способности к обучению, проявляющееся в неспособности быстро и точно распознавать написанные слова и понимать смысл написанного (напечатанного) текста.

С дислексией связаны многие другие нарушения способности к обучению, например, дисграфия (или дисорфография) – человек читает, но не может писать (или писать грамотно), дискалькулия (не может оперировать цифрами), диспраксия (затруднения при сложно скоординированных действиях).

Дислексия не связана с отставанием в интеллектуальном развитии. Дислексики часто бывают весьма успешны в самых разных областях деятельности.

Знаменитые дислектики и дисграфики

Джордж Буш может сказать «шаготворческие» вместо «миротворческие» и путает слова «тактильное» и «тактическое» и может назвать «барьеры» «терьерами».

Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой. Оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.

Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем».

Агата Кристи (1890-1976) «королева детектива», написала больше 80 книг. Маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.

Томас Алва Эдисон (1847 – 1931) - изобретатель. Плохо говорил, плохо писал и ничего не мог запомнить. Его признали совершенно неспособным к математике, и «вышвырнули» из школы в 12 лет. Если бы после этого он пал духом, то никогда не изобрел бы фонограф, первый звукозаписывающий прибор в мире!

Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают целые слоги у слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких по звучанию звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им даются с трудом.

Дислексия – это общее название проблемы нарушения чтения. В связи с тем, что причины этих нарушений различны, сами нарушения тоже отличаются друг от друга. Следовательно, и пути исправления трудностей будут различны.

Ниже приведены виды дислексий, как их видят создатели "Логопедического словаря":

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дислексия аграмматическая -–дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.

Дислексия вербальная – оптическая дислексия, которая проявляется в нарушениях при чтении слов.

Дислексия литеральная – оптическая дислексия, проявляющаяся в нарушениях при изолированном узнавании и различении буквы.

Дислексия мнестическая – дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Дислексия оптическая – дислексия, которая проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв, а также их взаимных заменах. К оптической дислексии относят и зеркальное чтение.

Дислексия семантическая – дислексия, проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Дислексия фонематическая – дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звукобуквенного анализа (у детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза).

Из этого списка видно, насколько широка и разнообразна проблема дислексии.

Как понять, что ребенок – дислексик?

У большинства дислектиков проявляется около десяти из приведенных ниже характерных признаков и типов поведения. Эти признаки могут меняться каждый день и каждую минуту. Наиболее постоянная черта дислектиков — их непостоянство.

Общие признаки

• Производит впечатление очень умного и сообразительного, хорошо выражает свои мысли, но при этом неспособен читать и писать на уровне своего класса.

• Его считают ленивым, невнимательным, глупым, отстающим в развитии, непослушным или не уделяющим достаточно времени учебе.

• Имеет высокий коэффициент умственного развития, устные тесты проходят гораздо лучше, чем письменные.

• Считает себя глупым, имеет низкую самооценку; скрывает свои слабые стороны с помощью оригинальных компенсирующих стратегий; легко расстраивается и переживает по поводу чтения вслух и тестов в школе.

• Талантлив в сфере искусств, музыке, спорте, хороший рассказчик и актер.

• Часто погружается в мечты, грезит наяву; легко теряется и забывает о времени.

• С трудом удерживает внимание; отличается мечтательностью или гиперактивностью.

• Лучше всего усваивает материал через практический опыт, эксперименты, наблюдение и наглядные пособия.

• При чтении жалуется на головокружение, тошноту или головную боль.

• Приходит в замешательство при виде букв, цифр, слов, последовательностей.

• На письме и при чтении заметны повторы, добавления, перестановки, пропуски и замены букв, цифр и/или слов.

• Чувствует или видит несуществующие передвижения во время чтения, письма или переписывания.

• Кажется, что испытывает трудности со зрением, хотя проверка показывает, что зрение в норме.

• Читает и перечитывает, практически не улавливая смысла.

• Пишет, «как слышит», правописание непоследовательное.

• Испытывает трудности при выражении своих мыслей; говорит с запинками; не заканчивает предложения; при волнении заикается; неправильно произносит длинные слова; меняет местами словосочетания, слова и слоги.

• Сложности с написанием и переписыванием текстов; необычно держит карандаш; почерк изменчивый или неразборчивый.

• Неуклюжий, отличается плохой координацией движений; не удаются игры с мячом и командные виды спорта; трудности с мелкой и/или общей моторикой.

• Может одинаково хорошо владеть обеими руками; часто путает право/лево и верх/низ.

 

• Испытывает затруднения при определении и расчете времени.

• При вычислениях полагается на счет с помощью пальцев и другие приемы; знает ответы, но не может делать вычисления на бумаге.

• Отличная долговременная память на впечатления, места и лица.

• Плохая память на последовательность событий или вещей, факты и информацию, которая не была получена на практике.

• Думает, в основном, с помощью образов и ощущений, а не звуков и слов (практически отсутствует внутренний диалог).

• Отличается крайней неорганизованностью или навязчивой методичностью.

• В классе может быть шутом, задирой или молчуном.

• Обладает острым чувством справедливости и эмоциональной восприимчивостью; стремится к совершенству.

• Число ошибок и симптомов резко возрастает в периоды замешательства и эмоционального стресса, а также при спешке или ослабленном здоровье.

 

В случае дислексии важно, как можно раньше начать помогать ребенку, тогда он сможет полностью усвоить школьную программу.

Изучив много различных материалов, мне стало понятней, как можно оказывать помощь таким детям. Поэтому мне захотелось обобщить накопленный опыт и знания и поделиться им с коллегами.

 

Коррекция дислексии

 

В моей практике встречалось несколько детей, которые не могли или с трудом запоминали буквы. Для начальной работы с детьми я выбрала метод Рональда Дейвиса.

Дислектики думают скорее образами, чем словами или предложениями. Эта уникальная форма мышления в результате развивает у них многие способности.

Ребенок, мыслящий образами, при встрече с вербальными символами, испытывает состояние дезориентации.

Таким образом, дислектики это люди, находящиеся в состоянии дезориентации, т.е. воспринимающие вербальные символы в искаженном виде. В таком состоянии тяжело, или невозможно писать и читать.

На чем основывается метод коррекция Р. Дейвиса?

Метод основывается на визуальном, а не на вербальном мышлении.

Он состоит из трех основных этапов:

1. научиться «контролировать» алфавит и языковые знаки, вылепливая их из пластилина;

2. научится «контролировать» абстрактные слова, для которых у дислектика не существует образа;

3. развивать навыки порядка и понимания во время чтения.

В чем смысл вылепливания слов из пластилина?

Когда ребенок сам лепит буквы, они становятся осязаемыми, и тогда ему легче их представить. Он создает каждый символ самостоятельно, вылепливая его из пластилина, учится им пользоваться. Ребенок начинает видеть буквы, какие они есть, и его почерк становится лучше.

Что касается алфавита, начинаем с заглавных букв, отрабатывая их от А до Я.

Когда буквы готовы, можно попросить ребенка медленно и обдуманно прикасаясь к каждой букве называть их в прямом порядке расположения букв, затем в обратном.

Если встречаются буквы, вызывающие признаки спутанности, или такие, что ребёнок не может их различить, можно спросить его:

"Что есть похожее у этих двух букв?"

"Чем отличаются эти две буквы?"

Если ребенок делает ошибки, связанные с определением последовательности, или если он пропускает буквы, можно спросите его (когда он смотрит на букву):

A. Какая буква стоит перед____________?

B. Какая буква стоит после____________?

Когда ребенок запомнил написание букв можно научить читать.

Этап "Прочитать по буквам" преследует следующие цели:

1. научить ребенка при чтении переводить взгляд слева направо

2. помочь ребенку научиться узнавать группы букв как слова

Занятие по методике "Прочитать по буквам" должно длиться максимум десять минут, и между такими занятиями должны быть перерывы такой же длительности. На этом этапе понимание учеником того, что он читает, значения не имеет. Нашей целью является только научить его узнавать буквы в слове, а затем повторить слово за взрослым.

Методика "Прочитать по буквам" приучает мозг и глаза учеников при чтении проходить по слову слева направо. Самое главное, чтобы ребенок читал медленно и без напряжения.

Этап «Пробежать глазами - прочитать по буквам»

Цель этого этапа - продолжать отрабатывать процесс перемещения взгляда слева направо и узнавать слова.

Новое задание звучит следующим образом: "Пробеги глазами по слову. Если ты не можешь произнести слово, пробегите по нему глазами еще раз. Если ты не можешь произнести его во второй раз, прочитай его по буквам. Затем я скажу тебе, что это, а ты повтори".

Когда ученик сможет узнавать почти каждое слово на соответствующем ему уровне обучения, можно переходить к следующему этапу: "Пунктуация в образах".

Единственной целью чтения является понимание читаемого материала.

Целью этапа "Пунктуация в образах" является полное и окончательное понимание прочитанного.

Укажите те знаки препинания, на которых ученик должен при чтении остановиться и создать мысленный образ:

• точки

• восклицательные знаки

• вопросительные знаки

• запятые

• кавычки

• точка с запятой

• тире

• круглые или квадратные скобки

• двоеточие

 

На следующем этапе я использовала метод А.Н. Корнева.

Для работы с детьми, страдающими дислексией, необходимо специально подбирать и адаптировать тексты для чтения, согласуя их не с хронологическим возрастом и классом, в котором учится ребенок, а с "возрастом чтения"". (А.Н.Корнев "Нарушения чтения и письма у детей").

Эффективным методом достижения этого является предлагаемая ниже методика, разработанная А.Н.Корневым в 1994-1996 годах и опробованная им на большом количестве детей, страдающих дислексией.

На начальном этапе обучения, дети, не владеющие слогослиянием, пытаются угадывать нужный слог, опираясь на смысловой и звуковой контекст. Это порождает большое количество ошибок и тормозит развитие навыков чтения.

Чтобы избежать этого, Корнев А.Н. считает целесообразным на начальных этапах коррекции использовать преимущественно слоговой материал. В этом случае угадывание становится невозможным. При выполнении задания ребенок вынужден опираться только на навык слогослияния.

Опыт работы Корнева А.Н. и других специалистов в этой области показывает, что традиционными методами обучить их слиянию довольно трудно, а иногда и невозможно. В качестве альтернативы Корнев А.Н. предлагает полуглобальный метод. Его основное отличие от аналитико-синтетического метода заключается в том, что ребенку создаются условия для запоминания слогов целиком, как целостной единицы чтения, минуя процедуру слияния.

Для этого используются слоговые таблицы.

ма ок им   ба со ап ел   ме аш ри ам ку ле
ум ми го   ле ил са пу   ом су ве и ок пи
ко ам му   бу ли бе зо   ту ор им ля ус до
        ос би па ас   ши ук ру ве ил чу
                  ха ди ик ли ир со
                  се по ша ро ми ут

 

Взрослый в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает ребенку максимально быстро указать соответствующий слог в таблице и прочитать его. При этом слитное прочтение найденного слога облегчается предшествующим называнием его взрослым. Требование быстро найти слог понуждает ребенка к глобальному его опознанию, что намного ускоряет поиск по сравнению с побуквенным прочтением каждого слога.

Корнев А. Н. советует, на начальном этапе у детей с тяжелыми нарушениями чтения для облегчения поиска использовать 9-клеточные таблицы, позднее – 16 и 36-клеточные.

В каждой таблице должны присутствовать как прямые, так и обратные слоги того же буквенного состава (например, МО и ОМ), с мягкими и твердыми согласными (МИ и МЫ, ЛА и ЛЯ).

В процессе ежедневной работы с парой таблиц время поиска постепенно сокращается, а затем стабилизируется. После этого следует переходить к новой паре таблиц аналогичной сложности, но другого слогового состава.

Таблицы одного и того же уровня сложности даются на занятиях до тех пор, пока время поиска при работе с новой подобной таблицей (36-клеточной) не будет стабильно равно 3 минутам. Это будет означать, что данный тип слогов автоматизирован и можно перейти к тренировке комплексных слогов. Например – к таблицам с трехбуквенными слогами типа СГС:

 

шол вит чоп гам рич фум   лом кет рас пим рук мол
сил кар дыр пут сир лаш   коч бан дел выр пит тек
жем пач сет ван лом так   сар мап кур лич шат дим
пит ким фет рум сис муф   чил тип сап вул гом мек
мал поч дис бел лап чих   гор цык таш лис шук лиц
тес кат мих роч фаш рет   хом кем лич тас фех щат

 

У разных детей на освоение одного типа слогов уходит разное количество времени: от 1 месяца до 1 года.

Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении (6-7 раз в неделю). Ежедневноработая с подобным материалом, ребенок непроизвольно запоминает слоги, входящие в таблицы. Как только ребенок начинает справляться с очередной таблицей достаточно быстро и без ошибок, следует переходить к следующей с новым составом слогов. Постепенно ребенок не только усваивает технику слогослияния, но и накапливает зрительный «словарь» слогов.

Далее последовательно отрабатываются открытые слоги со стечением согласных и слова со стечением согласных.

Таблица используется так же, но ее приходится чаще менять, т.к. ребенок быстро выучивает слова наизусть и тренировочный эффект пропадает.

2. Слоговые таблицы можно использовать и по-другому. Ребенку предлагаются таблицы и соответствующие им слова, состоящие из слогов, входящих в таблицу. В процессе работы педагог по очереди называет слова, а ребенок ищет слоги в таблице, в правильной последовательности (соответствующей порядку их следования в слове).

3. Следующий прием создает условия для целостного опознавания слов, стимуляции понимания прочитанного и развития кратковременной словесной памяти.

Материал для занятий включает текст и таблицу, составленную из слов, входящих в этот текст, но расположенных в случайной последовательности. Взрослый читает текст вслух по одному предложению, а ребенок отыскивает в таблице слова, входящие в данное предложение в соответствующей последовательности.

Тексты целесообразно подбирать, адекватные по слоговой структуре слов относительно оперативных единиц чтения, сформированных у ребенка.

Но как справиться с ними рядовому логопеду? Ведь на подбор речевого материала уйдет уйма времени.

Для решения этого вопроса, я обратилась к пособию Г.Г. Мисаренко Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. "Данное пособие предназначено для развития и автоматизации у младших школьников умения бегло и правильно читать слова разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений… Систематизация слов основана на исследованиях классической и современной педагогической психологии" (Мисаренко Г.Г.).

Как раз то, чего не хватало в пособии Корнева А.Н. Однако, в пособии Мисаренко, слова расположены не в таблицах, а в столбиках. Это тоже неплохой тренировочный материал, с которым я работала достаточно долго.

Соединив эти два пособия, я получила рабочий материал, удобный для использования. При составлении таблиц я пользовалась рекомендациями обоих авторов и преследовала следующие цели:

· развитие техники чтения;

· закрепление зрительного образа слогов;

· закрепление деления слов на слоги;

· закрепление слоговой структуры слов;

· профилактика пропуска согласных при чтении и на письме;

· расширение и активизация словарного запаса;

· расширение поля зрения;

· развитие концентрации и распределения внимания.

 

Как видите, вариантов работы со слоговыми таблицами множество. Справедливости ради, хочу отметить, что подобные задания встречаются во многих пособиях.

В работе с детьми я использовала следующие из них:

· Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей/Худож. В.Сергеев. М.:АО "СТОЛЕТИЕ",1994.-192 с.

· Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет/ Худож. В.Григорьев. -СПб: Лань,1997.-224 с.

· Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению.-К.:ГИППВ, 1998.-272 с.

 

В этих пособиях также даны слоговые таблицы или группы слогов, подобранных по степени сложности или степени изучения букв. Наиболее интересные задания в пособии Джежелей О.В.

Заканчивая, хочу пожелать своим коллегам-логопедам, а также учителям, родителям и детям удачи в освоении тяжелой, но увлекательной науки под названием «ЧТЕНИЕ». Пусть в дальнейшем, у вас не возникает трудностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: