Сущность процесса принятия управленческих решений. Модели и методы принятия решений. Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Оценка эффективности управленческих решений
Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют пять функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль и координация), они имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них.
Под управленческим решением понимают выбор альтернативы, акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Управленческое решение — это основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных целей логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей. В процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать, как делать, кому поручить работу, для кого делать, где делать и что это дает?
Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, — спорные и неодинаково решаются менеджерами. Это зависит от квалификации менеджера, ситуации, стиля руководства и культуры организации. важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и умел выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля управления.
Классический подход к принятию управленческого решения состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий:
|
1. Постановка проблемы. Процесс постановки проблемы состоит в ее обнаружении и оценке. Обнаружение проблемы — это осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Оценка проблемы — это установление ее масштабов и природы тогда, когда проблема обнаружена;
2. Выявление ограничений и определений альтернатив. Целесообразно выявить все возможные действия, устраняющие причины проблемы;
3. Принятие решения. Разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и выбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями;
4. Реализация решения. Принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей;
5. Контроль за исполнением решения. Выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью.
Методы и модели принятия управленческих решений.
1. Неформальные (эвристические) — основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части базируются на интуиции менеджера.
2. Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии т.п. Наиболее распространенными являются:
- «мозговой штурм» («мозговая атака»). Основное условие — создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами;
|
- «метод Дельфи» — многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами скорректированное решение;
- «кингисё» (кольцевая система принятия решений), суть которой в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается на обсуждение лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание, на которое приглашаются эксперты, они выбирают решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
- 3. Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки больших массивов информации.
В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:
- линейное моделирование: используются линейные зависимости;
- динамическое программирование: позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;
- вероятностные и статистические модели: реализуются в методах теории массового обслуживания;
- теорию игр: моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;
- имитационные модели: позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.