Даже если больной достиг значительных успехов в восстановлении речи, у него могут остаться трудности, связанные с недостаточным объемом внимания, памяти, замедленным темпом подбора нужного слова в нужный момент. Такие расстройства обозначаются как нейродинамические, поскольку проявляются в недостаточной подвижности (динамичности) нервных процессов.
Преодоление этих изменений требует выполнения достаточно сложных заданий, тренирующих внимание, память, речевое мышление.
Для укрепления внимания полезны такие виды деятельности, как:
• Рисование фигур, требующих двигательных переключений.
• Воспроизведение серий движений кисти — К — Л — Р (кулак — ладонь — ребро); Р — Л — К; Л — Р — К.
• Воспроизведение серии движений органов артикуляции с заданным числом повторов: 1 раз подуть — 2 раза поцокать языком (повторить это 7 и более раз подряд); 3 раза подуть — 2 раза чмокнуть губами (повторить 5 и более раз подряд).
• Прослушивание воспроизводимых кем-либо ритмических фигур и отстукивание или отхлопывание их.
• Решение разного рода головоломок (ребусы, лабиринты, «найди отличия» и пр.), содержащихся в журналах, книгах для детей.
• Отсчитывание от 100 по 3, 7, 9. Аналогично — от 300, 500 и пр.
• Устное решение арифметических примеров и задач.
• Подчеркивание заданной буквы в тексте объемом в одну, две, три страницы.
Для тренировки памяти можно использовать следующие виды работы:
• Зрительное восприятие и запоминание: фраз и текстов разной длины с последующим письменным воспроизведением их по памяти; рядов геометрических фигур и цифр в прямом и обратном порядке (число элементов ряда постепенно увеличивать), телефонов. Качество запоминания проверяется по тому, как больной воспроизводит запомненное на бумаге.
|
• Заучивание наизусть стихотворений.
• Восприятие и запоминание со слуха и с последующим повторением услышанного по памяти: тех же рядов звуков, слов, фраз и текстов, что и для восприятия со зрительной опорой.
Примеры для запоминания постепенно удлиняющихся рядов цифр в прямом и обратном порядке:
8 — 4 — 2 — 1 9 — 5 — 7 — 1 —3 3 — 6 — 9 — 4 — 5 — 7
0 — 7 — 6 — 8 — 4 — 9 — 3
Примеры постепенно удлиняющихся рядов звуков и слов:
А — У — О А — О — И — У У — И — А — О — Э
Э — А — О — У — И — Ы
КОТ-ЛЕС-НОЧЬ
НОЧЬ-СТОЛ-КОТ-ЛЕС
НОЧЬ-КОТ-ЛЕС-СТОЛ-ДОМ-СЫН
КОТ-СЫН-НОЧЬ-СТОЛ-ДОМ-ЛЕС-СВЕТ
СВЕТ-СЫР-КОТ-ЛЕС-НОЧЬ-СТОЛ-ДОМ-СЫН
СТОЛ-ДОМ-СЫН-КОТ-ЛЕС-НОЧЬ-СВЕТ-СЫР-МЯЧ
МЯЧ-НОЧЬ-КОТ-СВЕТ-ЛЕС-СТОЛ-ДОМ-СЫН-СЫР-ЗУБ
Примечание: При повторении рядов следует стараться соблюдать порядок звуков и слов.
Речевое мышление отрабатывается с помощью таких упражнения:
• Подбор слов: на заданную букву; с заданным числом букв; по заданному признаку; ассоциативно связанных с заданным словом.
• Объяснение слов («Толковый словарь»).
Пример: Телевизор — это техническое устройство, передающее изображение на расстоянии.
• Объяснение пословиц и идиом.
Пример: Цыплят по осени считают — Подводить итоги можно лишь после завершения дела.
•Подбор омонимов, синонимов.
• Сходство и различие между понятиями.
Пример: Чем похожи: попугай и дятел; весна и зима; трава и цветок; стакан и чашка; дерево и куст; стул и табурет и т.д.? Чем они различаются?
• Исключение «4-го лишнего» и объяснение, почему принято именно такое решение.
|
Примеры постепенного удлинения фраз:
Собака лает
Во дворе лает собака
Во дворе лает злая собака
В нашем дворе лает злая собака
В нашем темном дворе лает злая лохматая собака
В нашем старом темном дворе лает злая черная лохматая собака
Запоминание «столбиков» слов:
• Прочитать каждый столбик в отдельности сверху вниз.
• Прочитать слова обоих столбиков попарно: «дом — комната».
• Закрыть листом чистой бумаги левый столбик и вспомнить, какое слово было парным к каждому из тех, которые содержатся в правом столбике.
• Закрыть листом чистой бумаги правый столбик и вспомнить, какое слово было парным к каждому из тех, которые содержатся в левом столбике.
I. | дом | комната |
хлеб | стол | |
цветок | сад | |
собака | кошка | |
чай | самовар | |
ребенок | мама | |
кольцо | свадьба | |
бумага | книга | |
муж | семья | |
свет | тьма | |
товар | деньги | |
страна | народ |
II. | телефон | обед |
монета | клей | |
улица | пила | |
аптека | окно | |
линейка | дорога | |
суп | цирк | |
платье | кино | |
врач | голубь | |
мяч | лампа | |
артист | ребенок | |
птица | зонт | |
круг | радио |
III. | любовь | дорога |
день | судьба | |
радость | гроза | |
терпение | свобода | |
прошлое | место | |
красота | слезы | |
минута | плен | |
грамота | лень | |
весна | звук | |
доход | слух | |
колокол | скука | |
маска | телевидение | |
страх | глупость |
Все задания данного раздела следует выполнять с секундомером, фиксируя время, затрачиваемое на выполнение упражнения. Постоянное сокращение времени является важным показателем продвижения больного вперед по пути нормализации пострадавшей функции.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Если вам ничто не помешало внимательно прочесть предыдущие главы, то вы должны почувствовать себя достаточно ориентированным, т.е. понимать, в чем состоят причины заболевания, его симптоматика, принципы, по которым строится лечение, обучение и, в конечном счете, восстановление утраченных функций.
Однако бывает, что наших пациентов или их родственников интересуют конкретные вопросы, и нет нужды знакомиться с проблемой в целом. На этот случай мы отвечаем на наиболее часто встречающиеся вопросы и расшифровываем распространенные медицинские термины, что поможет читателю лучше ориентироваться в советах специалистов.
ЧТО ТАКОЕ ИНСУЛЬТ?
Острое, относительно внезапно возникающее нарушение кровоснабжения участка головного мозга, вызывающее омертвление клеток мозга (инфаркт мозга). Диагнозы инсульт и острое нарушение мозгового кровообращения — одно и то же (ОНМК).