Младший школьный возраст — время, когда закладываются основы духовности личности благодаря эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Это период включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей.
На основе методических рекомендаций Копцевой Т. А., мы сделали обновления в кружковую деятельности Маресевской ОШ и разработали образовательную программу внешкольных и внеклассных занятий «Юный художник», которая рассчитана на проведение универсальной учебной деятельности учащихся 2 классов.
Планирование занятий изобразительной деятельностью строится по принципу планирования уроков изобразительного искусства (см. например урок «Красота родного края» в Приложении 1). Это дает возможность продолжить работу по наиболее интересным темам, осуществлять межпредметные связи с уроками по истории родного края.
Цель занятий – создать благоприятные условия для развития природной любознательности детей, выявление и развитие творческих способностей, сделать увлекательным и интересным процесс познания мира на основе межпредметных связей изобразительного искусства и истории родного края.
Задачи курса:
1. вести через самостоятельное творчество к углубленным знаниям;
2. формировать духовные качества личности;
3. расширять общекультурный кругозор через личностный опыт;
4. научить основам работы в различных техниках.
Программное содержание представлено блоками.
I блок «Золотая осень» — обобщает детские впечатления об осеннем лесе, прививает любовь к родному краю, к родной природе, синтезирует знания, наблюдения с детским изобразительным творчеством. Основа работа – внешкольные занятия, экскурсии.
|
II блок «В мастерской Деда Мороза» предусматривает коллективную подготовку к своему любимому новогоднему празднику.
Занятия III блока «Любовь к животным и доброта вырастают из одного корня» направлена на развитие духовных и нравственных качеств личности, способствуют формированию чувства ответственности, желания приносить радость. Применяются новые формы работы (лепка, моделирование, рисование пластилином).
IV блок «Весна – красна» включает такие формы работы, как плетение из полосок бумаги, использование ткани, ниток.
«Праздник искусства» — это своеобразный отчет о том, что дети нового открыли для себя в мире прекрасного.
Формы внеклассной работы самые разнообразные: это экскурсии, праздники искусства, выполнения коллективной работы, разовой работы.
Курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю. В таблице 2 представлены основные темы кружка для 2-го класса:
Таблица 2. Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Материал | Кол-во часов |
I четверть «Золотая осень» | |||
1. | Экскурсия в природу. Соберем букет из осенних листьев. | ||
2. | Аппликация «Пейзажи родного города» | Цветной картон, сухие листья | |
3. | «Готовим поделки для выставки «День города»» — узоры на пластилиновой основе | Семена арбуза, дыни, тыквы, подсолнуха | |
4. | Декоративная композиция «Осень в моем городе». Коллективная работа | Семена, листья, цветы, бабочки, стрекозы | |
5. | «Подарок для детей детского сада» — рисование книжки – картинки «Осенняя сказка в городе» | Акварель, герань, цветные мелки | |
II четверть «В мастерской Деда Мороза» | |||
6. | Лепка «Баба – Яга в ступе» | Щепки, веточки, пластилин, ткань | |
7. | Экскурсия на природу | ||
8. | Рисование «Зимний лес». Коллективная работа | Ватман, краски, гуашь | |
9. | «Украсим деревья школьной площадки» Игрушки изо льда. «Украшаем класс к новогодней елке» | Цветная вода, тесьма, форма | |
10. | Гофрированные новогодние подвески | Цветная бумага, тесьма | |
11. | «Новогодние снежинки» | Цветная бумага, картон, салфетки белые | |
12. | Пригласительный билет на елку | Цветная бумага, картон, блески | |
13. | «Новогодний шарик» | Вата, нитки, гуашь | |
III четверть «Любовь с животным и доброта вырастают из одного корня» | |||
14. | «Минуты доброты» — цветы на снегу | Цветная манная крупа | |
15. | «Делаем сувениры малышам» — лепка мышки и кошки | Пластилин | |
16. | «Наши меньшие друзья» — обрывные аппликации | Цветная бумага | |
17. | «Мой верный друг» — моделирование игрушечной собачки | Цветная бумага, спичечные коробки | |
18. | Театрализованное представление «Ярмарка» по мотивам народных традиций города | Стихи, песни и игрушки, рисунки | |
19. | «Подарок маме, бабушке, сестренке» — аппликация из мятой бумаги, ветки рябины, смородины | Цветная бумага, цветной картон, гофрированная бумага | |
20. | Рассказываем в рисунках о лесной дружбе (коллективная работа – создаем книгу «Веселые зайчата: рыжие лисята, новоселье у белочки, трудолюбивый ежик») | Альбомные листы, акварель, гуашь | |
21. | Рисуем композицию «История родного города» | Цветные мелки, фломастеры | |
22. | «Сказочная птица» — рисование пластилином | Картон, пластилин | |
IV четверть «Весна – красна» | |||
23. | Готовим мозаичные панно «Здравствуй, весна» | Цветная бумага | |
24. | Лепим грибочки и птички, расписываем их. | Пластилин, гуашь, клей ПВА | |
25. | Экскурсия в природу. Рисуем цветы на сыром песке. | Карандаш — палочка | |
26. | «Порадуем маму» — открытка бабочка | Цветная бумага | |
27. | «Плетение из полосок бумаги» — аппликация «Мухомор» | Цветная бумага, цветной картон | |
28. | «В этом городе я живу» — аппликация из ткани | Ткань, картон, иллюстрации | |
29. | «Ветка сирени» — цветная композиция из ниток | Нитки, мешковина | |
30. | Праздник искусства «Здравствуй, лето» |
|
|
Итак, на занятиях ребята знакомится со следующими видами работ: рисование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, художественное моделирование, плетение из бумаги, беседы, работа с тканью, нитками.
Ожидаемые результаты:
- Укрепление в каждом ребенке веры в себя, в свои возможности познавать и преобразовывать мир;
- Развитие у детей чувства красоты, радости от чего – либо сделанного ими самими для близких, друзей и других людей.
- Развивать умения работать в коллективе и чувствовать ответственность; умение работать самостоятельно.
- Лучшие работы использовать для выставок в школе, на общешкольных родительских собраниях, использовать для подарков близким и детскому саду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белецкий П.А. Язык изобразительного искусства. К.: Просвещение, 1975. – 240 с.
2. Багова Л.Л. Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «окружающий мир» // Концепт. - 2015. - №S25. - С.6-10.
3. Булатова Л.А. Эстетическая направленность обучения в начальной школе // Вестник ВУиТ. - 2010. - №6. - С.106-112.
4. Ванслов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. художник, 1966. - 230 с.
5. Волкова Д.В. История мировой культуры. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 256 с.
6. Воробей Н. Формирование эстетических чувств у молодых школьников средствами искусств. Народная вышивка в семейном воспитании детей. // Начальная школа, 1999. № 11.- С.-46-49.
7. Головко О.В. Реализация успешности дошкольников средствами художественно эстетического воспитания // Вестник ЧГПУ. - 2010. - №07. - С.77-83.
8. Демченко А.И. Мировая художественная культура как системное целое. – М.: Высшая школа, 2010. – 528 с.
9. Донцов А.О. Особенности реализации полихудожественного подхода в процессе художественного образования в отечественной педагогике // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - №2. - С.6-8.
10. Дорогова Л.Н. История западноевропейской культуры Нового времени (XVI-XIX вв.). – М.: КноРус, 2013. – 216 с.
11. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 2012. – 576 с.
12. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства.- М.: Искусство, 1997.- 320 с.
13. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический Проект, Культура, 2005. – 304 с.
14. Иванюшина В.А., Александров Д.А. Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников // Вопросы образования. - 2014. - №3. - С.174-197.
15. Каган Л.Н. Художественный вкус. Опыт конкретно -социологического исследования. -М.: Мысль, 1966. -213 с.
16. Копцева Т. А. Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций / Т. А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. – 152 с.
17. Кочарян Л. Б. Роль и функции внеклассной работы в формировании экологической культуры младших школьников // МНКО. - 2013. - №5 (42). - С.121-123.
18. Костюк Т.С. Способности и их развитие у детей. - М.: Тов-во «3нання», 1963.
19. Кошаев В.Б. Онтология художественной культуры // Вестник УдмГУ. - 2007. - №12. - С.123-128.
20. Красников В.В., Пирожков Г.П., Пирожкова И.Г. Культурологизация образования: традиционные родино(крае)ведческие средства и новые технологии // Современное образование. - 2014. - № 3. - С. 19-48.
21. Кущетерова Ф.Т. Традиции как фактор воспитания в народной педагогике карачаевцев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №113.
22. История Нижнего Новгорода [Электронный ресурс]. Режим доступа: нижнийновгород.рф
23. Лабунская В. Изобразительное творчество детей. - М.; Просвещение, 1965. -207 с.
24. Мейлах В. С. Психология художественного творчества: Предметы пути исследования // Психология процесов художественного творчества / Под ред.. В.С.Мейлаха. - М.: Наука, 1980. - С. 5-23.
25. Мкртычева Н.М., Икоева И.Т. Формирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - №3. - С.4-7.
26. Мойсеюк М.Е. Педагогика. - М.: Просвещение, 2001. - 446 с.
27. Назарова Н.М., Моргачева Е.Н., Фуряева Т.В. Сравнительная специальная педагогика. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
28. Новиков С. Н., Сурнова С. Н. Социально-педагогические условия формирования основ художественноэстетической культуры сельских школьников // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - №1. - С. 297-301.
29. Павелко Н.Н., Павлов С.О. Психология и педагогика. – М.: КноРус, 2012. – 496 с.
30. Пазников О.И. ДЕятельностные основы процесса художественного воспитания: сущность и значение // Вестник БГУ. - 2013. - №1. - С.194-199.
31. Погодаев С. М. Развитие художественнотворческих способностей учащихся в системе учреждений образования и досуга // МНКО. - 2009. - №3. С.278-282.
32. Подласый И.П. Педагогика. Теоретическая педагогика и практическая педагогика (комплект из 2 книг). – М.: Юрайт, 2013. – 1576 с.
33. Пономарев Я.А. Психология системно-комплексных исследований творчества // Психология процессов художественного творчества / Под ред. В.С.Мейлаха. - М: Наука, 1980. - С. 24-32.
34. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М.: Владос, 2012. – 640 с.
35. Руденко К. А. Образовательные учреждения и трансляция художественного культурного наследия // Вестник КазГУКИ. - 2012. - №1. - С.61-63.
36. Савченко О.Я. Дидактика начальной школы: Учебник для студентов педагогических факультетов. - М.: Генезис, 1999. - 368 с.
37. Садохин А.П. Мировая художественная культура. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 496 с.
38. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. – М.: КноРус, 2012. – 480 с.
39. Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 448 с.
40. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: В 3-х томах. - М.: Педагогика, 1979. - Т.1 - С.558.
41. Тимошенко Л.Г. Этнокультурное образование детей в условиях современного общества // Вестник ТГПУ. - 2013. - №4 (132). - С.95-98.
42. Хмель В. Внеклассная воспитательная работа на основе жизнедеятельности объединения-игры // Нач. школа. - 2004. - №12. - С. 39-40.
43. Художественно-эстетическое цикл. Программы для ОУЗ 5-11 классы.
44. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продленном дня. -М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
45. Шматко Т.В. Формирование творческого воображения обучающихся в процессе изобразительной деятельности // МНИЖ. - 2015. - №8-5 (39). - С.35-36.
46. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: МС-во, 1964. - 86 с.