Индивидуальная работа
По дисциплине «Педагогика высшей школы»
магистрантки 3 группы
заочной формы получения образования
Игнатович Кристины Васильевны
Преподаватель:
доктор педагогических наук, профессор
Цыркун Иван Иванович
МИНСК 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность семинарского занятия как одной из форм учебно-воспитательного процесса в вузе………………………………..…….3
1.1. Разработка модели традиционного обучения на примере семинарского занятия по дисциплине «Органическая химия»………………………6
2. Сущность интегрированного обучения в вузе…………………….…10
2.1. Разработка модели интегрированного обучения по дисциплине «Органическая химия»……………………………………………………..11
3. Расширение кругозора в сфере педагогики высшей школы……………13
Сущность семинарского занятия как одной из форм учебно-воспитательного процесса в вузе
Сегодня учебно-воспитательный процесс в вузе осуществляется в определенных формах. Вместе с развитием образования исторически изменялись организация обучения студентов и его формы. В настоящее время высшая школа имеет большое разнообразие организационных форм учебно-воспитательного процесса, передачи научной информации и усвоения ее, формирования педагогических умений, развития личности будущего учителя. Каждая из форм организации обучения имеет свой строй и режим. Каждая из них необходима и не может полностью заменить остальные формы обучения.
Слово «форма» латинского происхождения и в буквальном смысле означает внешний вид предмета (явления), его очертание или оболочку.
Форма организации обучения в вузе – это внешний вид учебно-воспитательного процесса, способ существования и выражения содержания обучения.
|
Другими словами, не через формы, невозможно представить и выразить содержание учебных дисциплин. В формах опосредуется четкая, протекающая во времени организация учебной деятельности преподавателя и студентов, выражается разная степень их взаимодействия. В одних формах возможно проявление большей степени активности преподавателя (лекция), в других – студентов (семинарское занятие). Совокупность разнообразных форм составляет структуру учебного процесса. Учебный план подготовки специалистов обычно представляется через организационные формы обучения студентов.
Формы организации учебного процесса предполагают определенное количество и состав студентов. В зависимости от этого фактора учебная деятельность вуза реализуется в массовых формах (лекция), групповых (семинарское занятие), индивидуальных (консультация); при этом преподаватель выполняет разные функции: организатора учебного процесса, источника знаний, консультанта, контролера, аналитика.
Каждый выбор формы обучения студентов зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, а также от уровня педагогической культуры преподавателя и состояния учебно-методической базы вуза. В свою очередь, форма организации обучения детерминирует выбор дидактических методов.
В современной высшей школе используются следующие формы учебной деятельности, которые условно можно подразделить на четыре группы:
1) теоретические (лекция, семинарское занятие, курсовая работа, дипломная работа, консультация, учебная экскурсия);
|
2) практические (лабораторно-практические занятия, практикум);
3) комбинированные (педагогическая и производственная практика);
4) контрольные (коллоквиум, зачет, экзамен).
В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину):
• развитие творческого профессионального мышления;
• познавательная мотивация;
• профессиональное использование знаний в учебных условиях:
а) овладение языком соответствующей науки;
б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;
в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
• повторение и закрепление знаний;
• контроль;
• педагогическое общение.
В современной высшей школе наиболее распространены семинарские занятия трех типов:
1. Просеминар.
2. Собственно семинар.
3. Спецсеминар.
В высшей школе также практикуется 3 типа семинаров:
1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.
|
2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.
3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.
Семинар - это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива.
В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Критерии эффективности занятий:
• уровень самостоятельности и активности студентов;
• степень отработки (сформированности) умений в соответствии с целью занятий;
• уровень и характер поисково-исследовательской и творческой деятельности студентов;
• удовлетворенность студентов и преподавателей состоявшимся занятием.
Рекомендуем несколько методических советов начинающему преподавателю:
• уточнить тему практического занятия, определить его структуру, содержание, место проведения:
• отобрать методы, которые будут положены в основу проведения занятия:
• определить необходимость оборудования и его виды;
• установить формы связи со студентами, формы контроля за их познавательной деятельностью;
• проанализировать итоги занятия, выявить его продуктивность.