Ход урока: изложение новой темы
Жанры и формы фортепианного творчества Шопена обобщают важнейшие тенденции музыкального романтизма. Равнозначное место занимают у Шопена и миниатюра, и крупная (одночастная или циклическая) форма. Он возродил на романтической основе жанр прелюдии, создал образцы художественного (концертного) этюда, облёк в классически совершенную форму жанры ноктюрна и экспромта, а также опоэтизированных и драматизированных танцевальных жанров -- мазурки, полонеза, вальса. Явился создателем жанра инструментальной баллады, черты которой проникли во многие его сочинения, превратил в самостоятельный жанр скерцо, создал замечательный образец романтической фантазии.
Вершиной фортепианного творчества Шопена стали 2 фортепианных концерта, 2 сонаты для фортепиано, 4 баллады, 4 скерцо, циклы этюдов, прелюдий, ноктюрнов, мазурок, полонезов. Несмотря на разнообразие жанров, можно говорить о характерных чертах фортепианного творчества Шопена:
1. Тема родины – главная тема творчества Шопена, которая определила основное идейное содержание его музыки. В шопеновских сочинениях бесконечно варьируются отзвуки народных польских песен и танцев, образы национальной литературы и истории.
2. Национальная характерность – черта шопеновского стиля, и именно она, в первую очередь, определяет его неповторимость. В своей музыке Шопен всегда опирается на польские народные истоки (жанры мазурки и полонеза, ритмические и мелодические особенности этих танцев), хотя музыке Шопена не свойственна бытовая простота; в своих произведениях Шопен никогда не использует подлинные народные мелодии. Особенно наглядна связь с фольклором в мазурках, так как жанр мазурки непосредственно перенесен композитором в профессиональную музыку из народной среды. В мазурках музыка Шопена насыщена особой духовной утонченностью, артистизмом, изяществом. Композитор как бы возвышает народную музыку над бытом, поэтизирует ее.
3. Мелодическое богатство - еще одна важнейшая черта шопеновского стиля. Как мелодист он не знает себе равных во всей эпохе романтизма. Шопеновская мелодия никогда не бывает надуманной, искусственной и обладает удивительным свойством сохранять одинаковую выразительность на всем своем протяжении.
Одним из самых знаменитых произведений является «Революционный этюд», написанный Шопеном в возрасте 21 года. «Революционный этюд» Фредерика Шопена – это запечатленная в музыке трагедия. В этой миниатюре отразился субъективный взгляд творца на историю Родины. Необычайно рельефная, динамичная мелодия словно энергетический импульс, в котором есть желание перевернуть ход событий. Но в нем есть чисто романтические оттенки, ощущение предрешённого финала, неисчерпаемой глубины и скорби. Умение передать через музыку столь насыщенное содержание так лаконично и ясно возможно только настоящему творцу, имя которому Фредерик Шопен.
История написания «Революционного этюда»
Находясь в Вене композитор узнает о драматических событиях, произошедших в Польше. Узнав о восстании, Шопен собирается вернуться в Варшаву, но уговоры отца и близких о том, что нужно остаться, побеждают.
В сентябре 1831 года, когда композитор находился в Штутгарте, восстание в Польше было подавлено, а Варшава была сдана. Эти новости стали настоящим потрясением для Шопена, который верил в победу соотечественников. В этот момент в его творчестве происходит перелом. Боль, переживания и отчаяние выливаются в творчестве. Композитор начинает сочинять знаменитый «Революционный» этюд. Завершил сочинение музыкант уже в Париже в конце сентября 1831 года.
Музыка, наполненная драматизмом, быстро нашла отклик среди музыкантов. Сборник из 12 произведений Шопена куда был включён «Революционный» этюд, был опубликован в июне 1833 года и посвящен другу – знаменитому пианисту Ференцу Листу. Именно он, услышав этюд до минор, назвал его «Революционным».
Сегодня «Революционный» этюд (c-moll) op.10 №12 является одним из самых сложных и виртуозных произведений. Сочинение исполняется лучшими пианистами-виртуозами и каждый раз заслуживает овации зала.
Новаторство творчества Шопена:
1. Шопен по-новому истолковал многие жанры. Например, прелюдия стала самостоятельной, а не вступительной пьесой. Он сделал много нового в жанре этюда. Каждый этюд - романтическая миниатюра; вместе с тем - путь к овладению новых технических приѐмов.
2. Шопен создал новые жанры романтической миниатюры на основе польских танцев - мазурка, полонез.
4. Шопен создал индивидуальный музыкальный язык: мелодии Шопена, с одной стороны, имеют инструментальную природу (быстрый темп, движение по звукам аккордов, скачки), с другой – опираются на истоки оперной арии, речитатива.
Список произведений:
- мазурки (около 60, второй период творчества);
-полонезы (около 20),
-ноктюрны (около 20),
- вальсы (около 15),
-сонаты для фортепиано (3),
- прелюдии (цикл из 24 прелюдий + 2),
- экспромты (4),
- скерцо (4),
- баллады (4),
- этюды (27),
- концерты для фортепиано с оркестром (2),
- песни.
Домашнее задание:
1. Законспектировать (кратко) новую тему. Выучить.
2. Жанр, который не встречается в творчестве Ф. Шопена:
а) концерт
б) квартет
в) песня
3. Ф. Шопен является создателем фортепианного жанра:
а) баллады
б) ноктюрна
в) вальса
4. Какие характерные черты прослеживаются в творчестве Ф. Шопена.
5. Послушать в интернете «Революционный» этюд Ф. Шопена.
6. Опишите несколькими словами характер музыки «Революционного» этюда.
Проверка выполнения домашнего задания:
Ответы на вопросы сделать в письменном виде, сфотогрвфировать и прислать преподавателю до следующего урока (до 4 ноября)на электронную почту:
rysukhina.elena@gmail.com или Вайбер 066 832 35 00
Если возникнут вопросы по заданию, звоните преподавателю по телефону:
071 328 46 14 (Елена Ивановна).