Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение). Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке. Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче.
Простая двухчастная форма – форма, состоящая из двух частей, I часть которой представляет собой период, а II – не сложнее, чем период. Применение простой двухчастной формы: песни, танцы, темы для вариаций, рефрены рондо, миниатюры, романсы, составные части сложных форм, партии сонатной и рондо-сонатной форм. Зависимость от бытовых жанров: небольшие размеры, четкость, квадратность.
Общие свойства простой двухчастной формы: I часть излагает тему, а II развивает ее и завершает в основной тональности. Схематично двухчастная форма изображается так: АВ.
Простая двухчастная форма бывает как отдельным произведением так и иногда является частью более сложного.
Как форма отдельного произведения простая двухчастная форма применяется в танцевальной музыке, инструментальных миниатюрах, как куплет в песне.
Как составная часть встречается в качестве темы вариаций, рефрена или эпизода рондо, как часть сложной трехчастной формы, как форма главной и побочной партий в сонатной форме XIX – XX вв.
Простой трёхчастной формой называется форма из трёх принципиально равнозначных, но функционально различных частей: экспозиционной первой (период или большое предложение), развивающей или тематически оттеняющей второй (форма различна) и завершающей третьей (с возвращением основной тональности и темы). Это экспозиция, середина, реприза. Первая и третья части либо полностью одинаковые, либо очень похожи. Яркий пример простой трёхчастной формы – «Старинная французская песенка» П. И. Чайковского. В этой пьесе 1-ая и 3-я части абсолютно одинаковые, а во 2- ой части меняется настроение и музыка, она другая.
Схематично трехчастную форму можно представить так: АВА. Из этой схемы видно, что крайние части одинаковые или похожи.
Домашнее задание:
1. Выучить новую тему.
2. Найти в интернете и послушать фортепианную пьеску Любарского «Курочка», это пример простой двухчастной формы. (Послушайте её внимательно и почувствуйте смену характера музыки. Где меняется музыка, там значит меняется часть).
3. Найти в интернете и послушать фортепианную пьесу П. И. Чайковского «Старинная французская песенка». Это пример простой трёхчастной формы. (Послушайте её внимательно, почувствуйте смену характера музыки, а значит смену частей).
4. Ответить на вопросы: - В чем заключается отличительная черта трехчастной
формы?
- Схема строения двухчастной формы.
- Схема строения трёхчастной формы.
- Что такое период, сколько тактов в периоде?
- Определите и напишите форму одного из произведений
своего репертуара. (Написать название пьесы и схему
формы).
Проверка выполнения домашнего задания:
Ответы на вопросы сделать в письменном виде, сфотогрвфировать и прислать преподавателю до следующего урока (до 25 октября)на электронную почту:
rysukhina.elena@gmail.com или Viber
Если возникнут вопросы по заданию, звоните преподавателю по телефону:
071 328 46 14 (Елена Ивановна).
Тема урока:
Изложение темы. Домашнее задание.
1. Законспектировать новую тему в тетрадь и выучить.
2. Разгадать кроссворд: (зарисовать в тетрадь и вписать ответы)
3. Что такое Реквием?
4. Чем отличается кантата от оратории?
5. Что такое хоровая музыка?
Проверка выполнения домашнего задания:
Ответы на вопросы сделать в письменном виде, сфотогрвфировать и прислать преподавателю до следующего урока (до 18 октября)на электронную почту:
rysukhina.elena@gmail.com
Если возникнут вопросы по заданию, звоните преподавателю по телефону:
071 328 46 14 (Елена Ивановна).